Темы статей
Выбрать темы

Блокировка НН/РК во время войны

Децюра Сергей, налоговый эксперт
На время действия военного положения (ВП) механизм мониторинга НН/РК остановлен не был. То есть теоретически и во время действия ВП налоговики имели полное право заблокировать поданную вами на регистрацию НН/РК. Другое дело, что с началом войны ЕРНН прекратил работать и регистрировать НН/РК. А если не работает ЕРНН, то и НН/РК не блокируются. 27 мая 2022 года ЕРНН таки начал работать. А следовательно, налоговики с этой даты могут, как и в довоенные времена, заблокировать НН/РК. Потому дальше поговорим о том, как действие ВП влияет на блокировку и разблокировку НН/РК.

Начнут ли блокировать?

После возобновления 27 мая работы ЕРНН этот реестр начал работать в обычном довоенном режиме. То есть все НН/РК, которые будут поданы на регистрацию, будут проходить горнило мониторинга НН/РК. Будет происходить мониторинг НН/РК по тому же механизму, что и до войны. То есть он будет состоять из следующих 4 этапов.

Этап 1. При подаче для регистрации НН/РК будет осуществляться проверка на наличие «отсекающих» признаков. То есть будет происходить проверка на наличие признаков безусловной регистрации. Таких признаков всего 5, и их перечень приведен в п. 3 Порядка № 1165.

Если НН/РК или плательщик отвечает хотя бы одному из пяти критериев безусловной регистрации, то НН/РК не должны блокировать (п. 4 Порядка № 1165)

Исключение: уменьшающие РК и РК на неплательщика — для них такие правила не работают.

Если же НН/РК не отвечают требованиям безусловной регистрации, то проводится дальнейшая проверка как самого плательщика НДС, так и операции, по которой составлены НН/РК (п. 5 Порядка № 1165).

Этап 2. На этом этапе плательщика НДС проверяют по критериям рисковости плательщика. Перечень рисковых критериев содержится в приложении 1 к Порядку № 1165. Если плательщик удовлетворяет хотя бы одному рисковому критерию, НН/РК блокируются (п. 6 Порядка № 1165). Если под эти критерии он не попадает, то дальше сверяются показатели позитивной налоговой истории плательщика.

Этап 3. Проверяют плательщика на то, отвечает ли он хотя бы одному из показателей «позитивности». Перечень таких показателей содержится в приложении 2 к Порядку № 1165. Так вот, если плательщик НДС имеет позитивную историю (выполнил хотя бы одно условие позитивности), то НН/РК не блокируются (п. 7 Порядка № 1165). Если же позитивный статус получить не удалось, то НН/РК будут проверяться дальше.

Этап 4. Дальше НН/РК проверяют на рисковость операций. В случае, когда НН/РК попадает хотя бы под один из критериев рисковости (перечисленных в приложении 3 к Порядку № 1165), то такую НН/РК могут заблокировать.

И только если операция по НН/РК не попадает ни под один из рисковых критериев, то НН/РК зарегистрируют в ЕРНН.

Подробно процедуру мониторинга НН/РК можно вспомнить, заглянув в «Налоги & бухучет», 2021, № 30. Как вы поняли, она на время действия ВП не изменилась.

Если после того как начал работать ЕРНН, плательщик подал на регистрацию НН/РК и она попала под блокировку, то здесь ничего не остается, кроме как проводить разблокировку такой НН.

Сроки разблокировки

О том, что НН/РК заблокирована, плательщика НДС проинформирует полученная квитанция об остановке регистрации НН/РК. Здесь ничего не изменилось по сравнению с мирным временем. Поступать такая квитанция и продавцу, и покупателю должна в течение операционного дня (п. 201.10 НКУ, п. 17 Порядка № 1246).

В ней будет указана причина блокировки — по какому критерию (критериям) рисковости плательщика и/или рисковости операций заблокировали НН/РК (пп. 10, 11 Порядка № 1165).

Обращаем внимание! Законом № 2260 установлено, что остановка сроков из п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ не касается, в частности, соблюдения сроков регистрации НН/РК к ним в ЕРНН.

А вот на сроки уведомления фискалами плательщиков НДС об остановке регистрации НН/РК остановка сроков распространяется

Поэтому теоретически фискалы могут сообщить плательщику НДС о блокировке его НН/РК и в более поздние сроки, а не в течение операционного дня. Но поскольку посылать такое уведомление будет программное обеспечение ЕРНН автоматически, то задержек в сообщении о блокировке, надеемся, не будет.

Если плательщик получил уведомление о блокировке НН/РК, то ему по общему правилу не остается другого выхода, как проводить разблокировку такой НН/РК.

Для разблокировки остановленных НН/РК плательщик НДС должен подать региональным налоговикам в электронной форме (п. 4 Порядка № 520):

1) письменные объяснения и

2) копии документов, необходимых для принятия налоговиками решения о регистрации/отказе в регистрации НН/РК.

Перечень документов, которые подаются для разблокировки НН/РК, приведен в п. 5 Порядка № 520. О требованиях к их оформлению читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 30.

Подавать разблокировочные документы и объяснения поставщик товаров имеет право в течение 365 календарных дней, следующих за датой возникновения НО, отраженных в НН/РК

В то же время, определять период, в который поставщик должен подать документы для разблокировки НН/РК во время действия ВП, следует с учетом действия п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. То есть стоит учитывать, что на время действия ВП приостановлены сроки, установленные налоговым законодательством.

Считаем, что норма о продлении срока распространяется и на эти 365 дней, ведь Порядок № 520 — часть налогового законодательства, а п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ приостановлены сроки, не только определенные в НКУ, но и в другом законодательстве, которое контролируют фискалы. То есть

сроки подачи разблокировочных документов на время действия ВП замораживаются, а после завершения ВП их течение продолжится

Поэтому, если НН/РК:

1) была заблокирована еще задолго до начала ВП и в течение действия ВП истек срок для подачи разблокировочных документов, то поставщик может пока что не волноваться о потере права на разблокировку своих НН/РК. Разблокировать остановленную НН/РК, а именно подать документы на разблокирование, он сможет и после ВП. При этом, чтобы определить, в течение скольких дней после ВП закончится этот срок, следует:

— посчитать, сколько времени из общего периода, выделенного на подачу документов на разблокировку, прошло до 24.02.2022;

— из общего срока, выделенного на подачу таких документов (365 дней), вычесть срок, который прошел до начала ВП;

— результат, полученный от вычитания, и будет предельным сроком, в который можно подать разблокировочные документы после завершения ВП.

Например, НН, составленная 10.05.2021, была заблокирована в мае 2021 года. Из отведенного для подачи разблокировочных документов срока до 24.02.2022 прошло 289 дней. Это значит, что оставшиеся 76 дней (365 - 289) начнут свое течение только после окончания военного положения;

2) НН/РК будет заблокирована во время действия ВП (то есть остановка регистрации НН/РК произошла после возобновления работы ЕРНН), то в данном случае срок для подачи разблокировочных документов будет определяться в зависимости от того, когда именно была составлена заблокированная НН/РК. Так, если она была составлена:

до начала действия ВП (например, в первой половине февраля) и подана на регистрацию во время действия ВП, то считать срок для подачи разблокировочных документов следует по тому правилу, что и в случае, когда НН/РК была заблокирована до начала ВП и на дату ВП срок для подачи разблокировочных документов не истек. Дело в том, что считать 365 дней для подачи разблокировочных документов следует по дате возникновения НО, отраженных в НН/РК, то есть со следующего дня после составления НН/РК.

Например, НН, составленная 01.02.2022, была заблокирована в мае 2022 года. Из отведенного для подачи разблокировочных документов срока до 24.02.2022 прошло 22 дня. Это значит, что подать документы для разблокировки такой НН/РК можно в течение 343 дней (365 - 22) после ВП;

во время действия ВП и заблокирована также, то получается, что определенный НКУ срок для подачи разблокировочных документов (365 дней) будет начинать отсчитываться после завершения ВП.

То есть,

чтобы определить в данном случае предельную дату подачи документов на разблокировку, нужно просто от даты окончания ВП отсчитать 365 дней

Дальнейшие действия фискалов

Разблокировочные документы, которые поданы в налоговую, рассматривает региональная комиссия. По общему правилу региональная комиссия должна принять решение о регистрации/отказе в регистрации НН/РК в течение 5 рабочих дней, следующих за днем получения разблокировочных документов (п. 3 Порядка № 520). Причем, если в такой 5-дневный срок решение комиссией не будет принято, НН/РК считаются зарегистрированными (п. 19 Порядка № 1246). То есть по общему правилу работает так называемый принцип молчаливого согласия.

В то же время, когда мы говорим о разблокировке НН/РК во ВП, то здесь стоит помнить о том, что на время действия ВП остановлено течение сроков, как для налогоплательщиков, так и для налоговиков (п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). При этом Закон № 2260, которым в последний раз обновлялись положения п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, не исключил из перечня сроков, которые на время ВП не останавливаются, сроки, связанные с блокировкой НН/РК. То есть

на время действия ВП продлеваются сроки принятия решения фискалами о регистрации/отказе в регистрации НН/РК

Таким образом, в течение действия ВП правило молчаливого согласия не работает. Поэтому если фискалы не направят решение об отказе в регистрации НН/РК в течение 5 дней после подачи разблокировочных документов, то ваша НН все равно будет считаться заблокированной. Так как 5 дней с даты подачи документов из-за приостановки сроков не истекли.

Но тот факт, что сроки принятия решения о регистрации/отказе в регистрации НН/РК могут наступить во время действия ВП позже, чем установлено Кодексом, не говорит о том, что фискалы вообще не будут работать и не будут разблокировать НН/РК. Считаем, что они принимать решение будут. Но вот с какой задержкой, это вопрос открытый. Надеемся, что если задержки и будут, то не значительные.

Принятое решение о регистрации/отказе в регистрации НН/РК региональная комиссия будет посылать плательщику в порядке, установленном ст. 42 НКУ (пп. 3, 9 Порядка № 520). Вынесенное комиссией решение во ВП будет вступать в силу, как и в довоенные времена, в день его принятия (п. 12 Порядка № 520).

Учтите! Подать Уведомление J(F)1312603 с разблокировочными документами (после их рассмотрения налоговиками) во второй раз не получится. То есть фактически у плательщика на разблокировку есть только одна попытка.

Если после подачи разблокировочных документов получен отказ в регистрации НН/РК от региональной комиссии, то плательщик НДС может обжаловать такое решение или в административном, или в судебном порядке (п. 13 Порядка № 520).

Админобжалование

Если плательщик налога решил обжаловать решение об отказе в регистрации НН/РК в админпорядке, то нужно подать жалобу в комиссию центрального уровня. При этом по общим правилам подавать жалобу на решение региональной комиссии нужно в течение 10 рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения об отказе в регистрации НН/РК (п. 56.3 НКУ, п. 3 Порядка обжалования № 1165).

Во время действия ВП ориентироваться на 10-дневный срок для подачи жалобы на решение фискалов об отказе в регистрации НН/РК не следует

Так как на период действия ВП останавливается тесение сроков проведения процедуры админобжалования всех решений фискалов (ст. 56 НКУ), в том числе подачи жалоб в комиссию центрального уровня по поводу обжалования решения об отказе в регистрации НН/РК.

При этом помните, что сроки админобжалования на период действия ВП только приостанавливаются, а потом возобновятся с учетом периода, который прошел до такой остановки.

Если же решение об отказе в регистрации НН/РК вы получили во время действия ВП, то подать админжалобу на решение комиссии регионального уровня в центральную комиссию вы может в течение действия ВП, а также в течение 10 дней после завершения ВП.

Кроме того, во время ВП не действует правило молчаливого согласия. То есть, если фискалы должны были принять решение в отношении жалобы в период действия ВП и в это время этого не сделали, то это не свидетельствует об автоматическом удовлетворении жалобы налогоплательщиков. Дело в том, что остановка сроков касается не только сроков подачи жалоб фискалам, но и сроков принятия ими решений в отношении таких жалоб.

В принципе остановка сроков админобжалования решений фискалов для плательщиков НДС не должна быть чем-то странным. Потому что сроки подачи жалоб на решения фискалов об отказе в регистрации НН/РК были продлены еще до начала ВП, а именно с даты введения в Украине карантина согласно п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НКУ (карантин будет действовать до 31.08.2022).

Учитывая карантинную и военную остановку срока обжалования, получается, что на сегодня жалобу на решение о блокировке НН/РК, которое было получено во время действия ВП, можно подать не позже 14.09.2022 (это в случае, если ВП закончится 23.08.2022, а карантин 31.08.2022).

Судебное обжалование

Если плательщик НДС не желает ожидать, пока фискалы дадут ответ на поданную им жалобу, или плательщик получил отказ в ее удовольствии, то он может пойти в суд. Напомним, что по общему правилу обратиться в суд плательщик может:

1) если не было админобжалования — в течение 6 месяцев со дня получения отказного решения;

2) если было админобжалование:

в течение 3 месяцев со дня вручения решения по результатам рассмотрения админжалобы (если оно вручено в сроки, установленные НКУ);

в течение 6 месяцев со дня подачи админжалобы (если решение в отношении нее не вручено в установленные сроки).Заметим: применяется здесь ст. 122 КАСУ и общие сроки обращения в админсуд (о том, почему в нашей ситуации применяется именно эта норма, читайте в статье «Отказ в регистрации НН/РК: обжалуем» в «Налоги & бухучет», 2021, № 30). И самое главное

на время действия ВП сроки подачи иска в суд, о которых мы указали выше, остаются неизменными

Другое дело, что из-за вторжения рашистов (из-за обстрелов или оккупации) истец может просто не иметь возможности подать такой иск вовремя. В этом случае считаем, что истец может это сделать и позже выделенного времени на подачу такого иска. Например, можно это сделать, ссылаясь на уважительность причин пропуска сроков согласно ч. 1 ст. 123 КАСУ. Если же доказать уважительность пропуска подачи иска сложно, то советуем подавать иск в определенные привычные сроки и не затягивать с этим.

Если вы решили судиться, то вам следует подать иск в окружной админсуд. Территориально это может быть суд (ч. 1 ст. 25 КАСУ): по местонахождению истца (то есть плательщика) или по местонахождению ответчика (то есть региональных налоговиков). Но обычно это один и тот же суд.

В то же время с начала войны десятки судов в разных областях Украины, где ведутся боевые действия, прекратили работу. Однако это не значит, что вы не сможете подать иск в суд. На это даже указывает ст. 26 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» от 12.05.2015 № 389-VIII (ср. ). В ней четко сказано, что сокращение или ускорение любых форм судопроизводства в условиях военного положения запрещается.

Чтобы судебная система работала и во ВП,

вместо судов, где ведутся боевые действия, правосудие начинают осуществлять другие, наиболее территориально приближенные суды

Чтобы узнать, в какой именно суд следует подать иск вместо вашего, то есть суд, на который возложена территориальная подсудность дел, вам следует заглянуть в «Перечень судов, территориальная подсудность которых была изменена в связи с невозможностью осуществлять правосудие во время военного положения» (см. cutt.ly/6Fi2HQf).

Все другие вопросы судебного обжалования приостановки регистрации НН/РК не изменились. То есть определить ответчика, формировать содержание иска, исковые требования и обосновывать позицию в иске следует так, как и в довоенные времена. Подробно об этом читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 30.

Обращаем внимание также и на уплату судебного сбора за подачу иска в суд. Его во время действия ВП никто не отменял. Так как ВП не является причиной для освобождения от уплаты судебного сбора. Следовательно, хотите обжаловать решение об отказе регистрации НН/РК — уплатите судебный сбор.

Снимаем рисковость во ВП

Если сам плательщик налога попал в когорту рисковых (критерии рисковости перечислены в приложении 1 к Порядку № 1165), то у плательщика НДС значительные проблемы.

Дело в том, что в этом случае практически все его ПH/PK (кроме тех, которые попадают под «отсекающие» критерии, то есть автоматически попали под регистрацию) подлежат блокировке.

Так вот, если НН/РК заблокированы из-за рисковости, то перед тем как заниматься разблокировкой таких НН/РК, а также перед тем, как направлять на регистрацию после блокировки другие НН/РК, нужно избавиться от рискового статуса. Так как до снятия рискового статуса поданные на регистрацию новые НН/РК с большой вероятностью тоже заблокируют.

Для выхода из рисковых рядов действуют в порядке, определенном п. 6 Порядка № 1165. Но эти шаги помогут только отменить рисковый статус (а следовательно, избежать будущих блокировок по этой причине). А вот чтобы разблокировать уже остановленные НН/РК, все равно придется подать еще и разблокировочные документы.

Чтобы снять рисковый статус, плательщик НДС по общим правилам должен подать в региональную комиссию в электронной форме:

— информацию (то есть те же объяснения) и

— копии документов, необходимых для исключения его из рядов рисковых.

Перечень таких документов ищите в п. 6 Порядка № 1165.

Поданные документы для снятия рискового статуса комиссия регионального уровня рассматривает в течение 7 рабочих дней, следующих за днем получения таких документов. На их основе комиссия и принимает решение о рисковости/нерисковости плательщика (п. 6 Порядка № 1165).

Если принято позитивное решение, то в день его принятия плательщика вычеркивают из рядов рисковых.

Обращаем внимание! Из-за действия ВП 7-дневный срок на принятие решения о рисковости, как и срок на принятие решения о разблокировке НН/РК, приостанавливается до окончания ВП.

Поэтому если налоговики в течение 7 рабочих дней не примут никакого решения, то плательщика все ровно не исключат из рисковых (п. 6 Порядка № 1165). То есть

в течение действия ВП и здесь не работает принцип молчаливого согласия

Надеемся, что налоговики будут оперативно давать ответ на обращение плательщиков НДС по поводу снятия рискового статуса. Если плательщику дадут решение об отказе в снятии рискового статуса, то в нем будет приведен перечень документов, которых не хватило, чтобы избавиться от этого статуса.

Получив отказ, плательщик может дополнить поданные данные о снятии рискового статуса и опять подать фискалам документы по этому же поводу (БЗ 101.18). Повторная подача таких документов не запрещена.

Каждый дальнейший пакет антирисковых документов будет рассматриваться комиссией уже отдельно, а не как дополнение к предыдущему.

Если вы после получения отказа в снятии рискового статуса не желаете опять подавать усовершенствованный пакет документов фискалам для снятия рискового статуса, то можно обжаловать полученное решение об отказе в снятии такого статуса в административном или судебном порядке.

Решив обжаловать факт рисковости в суде, помните, что даже если вы победите в суде, то это не значит, что фискалы впоследствии не присвоят вам рисковый статус по другим основаниям.

Если вы решили судиться, то можно одновременно подать иск, где требовать не только исключить плательщика из перечня рисковых, но и требовать провести регистрацию НН, в регистрации которых отказано.

При этом помните! Сроки проведения админобжалований на время ВП приостанавливается, а сроки судебного обжалования можно продлить только по заявлению истца. Подробно об этом сказано выше.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше