Темы статей
Выбрать темы

Местные налоги/сборы, эконалог и рента: в какую ГНИ отчитываться?

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Поводом для написания статьи послужило разъяснение налоговиков в категории 106.07 Базы знаний* о том, что начиная с 2022 года субъекты хозяйствования должны отчитываться по налогу на недвижимость в случае, когда его объекты недвижимости находятся в городе с районным разделением. Как выбрать место отчетности в этом случае, и поговорим дальше.

* zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques

Что было до 2022 года

До начала 2022 года налогоплательщики, которые находятся в городе с районным разделением, достаточно четко, опираясь на нормы НКУ, могли определить место подачи отчетности по имущественным налогам, эконалогу, рентной плате, турсбору и сбору за парковку (см. табл. ниже)

Место подачи отчетности для разных налогов и сборов

Налог

Место подачи декларации

Налог на недвижимость

В налоговую по местонахождению объекта/объектов налогообложения, то есть в налоговую, где находятся объекты недвижимости (п.п. 266.7.5 НКУ)

Транспортный налог

В налоговую по месту регистрации объекта налогообложения, то есть месту регистрации транспортного средства (п.п. 267.6.4 НКУ)

Плата за землю

В налоговую по местонахождению земельного участка (п. 286.2 НКУ)

Турсбор

В налоговую по местонахождению налогового агента, который обязан уплачивать турсбор (п. 268.5 НКУ)

Сбор за парковку

В налоговую по местонахождению объекта налогообложения, то есть земельного участка, который специально отведен для обеспечения парковки транспортных средств на площадках для платной парковки и специально отведенных автостоянках (п. 2681.5 НКУ)

Эконалог

По общему правилу декларацию по эконалогу за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах — по месту размещения стационарных источников, специально отведенных для этого мест или объектов (п.п. 250.2.1 НКУ).

Кроме того, в п. 250.10 НКУ прописаны правила подачи отчетности в отдельных ситуациях. Так, если говорить о случае, когда плательщик находится в городе с районным разделением, то он может подавать одну налоговую декларацию за выбросы, сбросы всеми своими источниками загрязнения и/или размещение отходов, если эти источники и/или специально отведенные места для размещения отходов расположены на территории такого города по месту пребывания плательщика налога на налоговом учете (городского совета). То есть по основному месту учета (п.п. 250.10.3 НКУ)

Рентная плата

1) за пользование недрами для добычи полезных ископаемых (п.п. 257.3.1 НКУ):

по местонахождению участка недр, из которого добыты полезные ископаемые, в случае размещения такого участка недр в пределах территории Украины;

по месту учета плательщика в случае размещения участка недр в пределах континентального шельфа и/или исключительной (морской) экономической зоны Украины;

2) по рентной плате за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых — по местонахождению участка недр (п.п. 257.3.2 НКУ);

3) по рентной плате за пользование радиочастотным ресурсом Украины — по месту налоговой регистрации (п.п. 257.3.3 НКУ);

4) по рентной плате за специальное использование воды — по месту налоговой регистрации (п.п. 257.3.4 НКУ);

5) по рентной плате за специальное использование лесных ресурсов — по местонахождению лесного участка (п.п. 257.3.5 НКУ);

6) по рентной плате за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитная транспортировка трубопроводами аммиака по территории Украины — по месту его налоговой регистрации (п.п. 257.3.6 НКУ)

Оно и не удивительно, так как в основном место подачи деклараций по этим налогам является место нахождения объекта налогообложения. При этом не имеет значения, находятся объекты налогообложения в городе с районным разделением или нет. Если на территории, которая подконтрольна определенной налоговой, есть объект налогообложения, то в такую налоговую (даже если она одна из районных налоговых города) следует подать декларацию по определенному налогу.

Это правило не касалось только эконалога. Там для этих случаев свои правила. А именно позволялось подать одну декларацию в отношении всех объектов, которые имеет плательщик в месте с районным разделением (если даже такие объекты находятся в разных районах, которые подконтрольны разным налоговым). При этом подавать декларацию можно было в налоговую, где плательщик находится на налоговом учете.

Что случилось в 2022-м

Такие правила подачи отчетности по некоторым местным налогам и сборам (а именно по имущественным налогам, турсбору и сбору за парковку), а также по некоторым общегосударственным налогам (эконалогу, рентной плате) были прописаны в НКУ с давних пор. И что самое главное, они не были изменены с начала 2022 года.

Но налоговики почему-то с начала 2022 года решили подход к подаче отчетности в городах с районным разделением именно в отношении вышеупомянутых налогов и сборов изменить. Об этом они проинформировали плательщиков налога, которые находятся в некоторых городах с районным разделением, в начале 2022 года. Так, например, плательщикам налога в городе Харькове начали поступать сообщения с просьбой подавать отчетность по имущественным налогам, рентной плате, эконалогу, турсбору и сбору за парковку не по тому принципу, как прописано в НКУ(см. табл. выше), а в одну налоговую. А именно они почему-то проинформировали, что такой налоговой является Шевченковская ГНИ — код 2030.

При этом, почему именно в отношении этих налогов и сборов в г. Харькове с начала 2022 года изменили место подачи, не известно. Просто налоговики так решили и все. И искать здесь логику сложно.

Например, сначала показалось, что изменение места отчетности касается именно местных налогов. Но нет. Отчитываться по единому налогу в г. Харьков следует так, как и раньше (по правилам НКУ), А единый налог является местным налогом.

Эконалог и рентная плата являются вообще общегосударственными налогами. И об изменении места подачи отчетности по этим налогам харьковские фискалы почему-то также упомянули.

Следовательно, строить гипотезы, почему именно в отношении вышеупомянутых налогов и сборов изменилось с начала 2022 место подачи отчетности в г. Харькове, не будем.

Но учитывая это, можем допустить, что такое изменение места подачи отчетности произошло не только в г. Харькове, но и в других городах с районным разделением. Если так случилось, то, наверное, местные фискалы должны были об этом вам сообщить в начале года.

Хотя если вы считаете, что что-то могли проворонить, и хотите проверить, произошло ли в вашем городе с районным разделением изменение налоговой, в которую следует подать отчетность по определенным налогам, то обратитесь непосредственно к своим местным фискалам. Возможно, у вас таких изменений и не произошло. И отчитываться вам в 2022 году следует, как и в прошлых годах — по правилам НКУ

Что же касается г. Харькова, то ГУ ГНС в Харьковской области объясняло изменение налоговой, в которую следует подавать отчетность по определенным налогам, тем, что с 2022 года администрирование налогов местного бюджета по юрлицам осуществляется в пределах Харьковской городской территориальной громады (в прошлом — Харьковский городской совет). А потому в отношении вышеупомянутых налогов и сборов

с этого года действует принцип «один налогоплательщик» — «одна территориальная громада» — «единый показатель начислений по всем объектам налогообложения в пределах Харьковской территориальной громады»

Честно — так себе аргументация. Особенно ввиду того, что в НКУ никаких нововведений по поводу выбора места подачи отчетности внесено не было.

Поэтому можно было в начале года смело говорить, что такие требования фискалов были лишь их пожеланиями. Так как ничем кроме бессмысленной аргументации они не подтверждались.

Но такие их требования вынуждали плательщика налога:

— подавать отчетность не в свою налоговую. Так как независимо от того, где у вас находится ваш единственный объект налогообложения, например, по плате за землю, отчитываться следует именно в ту налоговую, на которую ткнули пальцем фискалы, а не в ту, которая определена НКУ;

группировать данные в отношении начисленного налога по всем объектам налогообложения в городе (которые находятся в разных районах) в одну декларацию и подавать ее в выбранную налоговиками налоговую.

Как-то выглядело причудливо. Поэтому многие плательщики со страхом смотрели на это разъяснение. Тем более учитывая то, что такие их требования не подтверждены положениями НКУ.

Поэтому не удивительно, что налогоплательщики сами предпочитали решать, соблюдать ли эти требования фискалов или подавать так, как они делали раньше — исходя из норм НКУ. Наказать плательщика за игнорирование требований фискалов вряд ли кто-то мог.

Что объяснили фискалы

В разъяснении, которое комментируется, налоговики впервые официально хоть немножко пролили свет на их предложение по изменению подхода к подаче отчетности. В этом разъяснении фискалы только прошлись по подаче декларации по налогу на недвижимость. Но по большому счету их выводы можно применять и к другим налогам, в отношении которых ваша местная налоговая требует подавать отчетность в одну выбранную районную налоговую (как в г. Харькове).

Так, главные фискалы заявляют, что если объекты недвижимости находятся на территории города с районным разделением при этом в разных районах такого города, и эти районы обслуживаются разными налоговыми, то налоговая декларация по налогу на недвижимость предоставляется в налоговую, которая согласно распределению полномочий между налоговыми, которые обслуживают районы города, уполномочена на администрирование налога на недвижимость в таком городе.

При этом аргументируют они такие изменения проведением админреформы согласно распоряжениям Кабмина от 12.06.2020 № 707-р и 730-р. Хотя, честно сказать, эта реформа к подаче отчетности по разным налогам прямого отношения не имеет.

Но налоговики приплетают именно ее. А именно они говорят, что после проведения админреформы в некоторых городах с районным разделением произошло перераспределение полномочий в отношении администрирования разных налогов между районными налоговыми таких городов. И потому с 2022 года отчитываться по определенным налогам нужно не по правилам НКУ, а так, как решат фискалы. А именно следует подавать в налоговую того района города, которую наделили полномочиями администрировать такой налог.

Чтобы узнать, в какую именно налоговую следует подавать отчетность по определенному налогу, плательщику следует обратиться в любую районную налоговую города с районным разделением

Не исключено, что в вашем городе с районным разделением изменений в отношении определения места подачи отчетности может и не быть. Но проверить было бы не лишним.

Что можно сказать о таких нововведениях?

Такие нововведения в отношении выбора места подачи отчетности не прописаны ни в НКУ, ни в любом другом нормативно-правовом акте. Поэтому можно говорить, что это лишь рекомендации фискалов. А потому каждый налогоплательщик должен сам решать, соблюдать их или нет.

Конечно, если плательщик налога получит уведомление о том, что определенную декларацию следует подавать не в свою, а в конкретно определенную налоговую в городе с районным разделением, то, наверное, он, чтобы не ссориться с фискалами, будет придерживаться их разъяснений.

В то же время не исключено, что многие плательщики налога на момент подачи отчетности могли даже и не догадываться, что место подачи отчетности по определенному налогу с начала 2022 года изменилось.

Поэтому возникает вопрос: что делать таким плательщикам налога?

Ответ на этот вопрос дали налоговики в разъяснении, которое комментируется. Они прямо сказали, что в таком случае ничего делать не следует. В том числе не следует повторно предоставлять декларацию в «правильную» уполномоченную налоговую. То есть если вы в начале года подали отчетность в налоговую, определенную правилами НКУ, а нужно было в налоговую, уполномоченную главными фискалами в вашем городе, то повторно подавать такую отчетность не следует.

При этом фискалы отмечают, что в случае, когда плательщик налога подал в городе с районным разделением не в ту налоговую отчетность, то такому плательщику просто должно поступить уведомление о том, какая налоговая является верной для отчетности по определенному налогу. И опираясь на это, в следующий раз плательщик налога должен подать отчетность уже в верную налоговую.

Кроме того, в данном случае сама налоговая по своему видению (а не НКУ или другой нормативный акт) решила, какая налоговая ответственна за администрирование определенного налога в городе с районным разделением. А потому изменение места подачи отчетности не влияет на место пребывания плательщика налога на налоговом учете. То есть менять место основного учета или становиться в налоговую, куда подается отчетность, на учет по неосновному месту учета плательщику не следует. Другое дело, что без постановки на учет в налоговой, в которую следует подавать отчетность по новым правилам, вашу отчетность такая налоговая может не принять.

Тогда, возможно, кто-то пожелает стать на учет в налоговой, где у него нет объектов налогообложения. И вот здесь возникнет другая проблема. Перед постановкой на учет следует подать ф. № 20-ОПП и сообщить о наличии на территории, подконтрольной этой налоговой, объекта налогообложения. А если его нет, то сделать это не удастся. А когда нет объекта, то и на учет вас даже по неосновному месту налоговики не возьмут. Замкнутый круг — вам не кажется?

Если стать по неосновному месту учета в налоговой по месту, куда следует подать отчетность по новым правилам без объекта налогообложения не удается, то лучше обратиться с этим вопросом к вашим фискалам. Они должны подсказать, как выйти из этой ситуации. Законно пока что этого сделать нельзя.

Также стоит обратить внимание плательщиков налога и на следующие вопросы:

— когда плательщик налога решит уточнять ранее поданную им отчетность, например, по налогу на недвижимость, то подавать следует уточняющую декларацию в ту налоговую, куда была подана отчетная декларация, а не в ту, куда требуют отчитываться фискалы по новым правилам. Так, например, возможно, плательщику налога на недвижимость придется уточнять этот налог из-за того, что он получил освобождение из-за агрессии рашистов (см. п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Так вот, подавать уточняющую декларацию в данном случае следует в ту налоговую, куда подали декларацию на 2022 год. А то, подавали ее по новым правилам или по старым, значения не имеет;

— правила уплаты налогов изменениям не подверглись. Нюанс уплаты налогов в городе с районным разделением заключается только в том, что уплачивать налоги, как местные, так и общегосударственные, с начала 2022 года следует на отдельный счет, открытый в разрезе ОТГ, а не по районам города, как было раньше. Но поскольку выбора в счетах уплаты налога казначейство не дает, то и ошибиться в этом практически не реально.

Выводы

  • До 2022 года по имущественным налогам, рентной плате и эконалогу за объекты, которые находятся в городе с районным разделением, отчитываться по правилам, прописанным в НКУ.
  • С начала 2022 года фискалы рекомендуют за объекты налогообложения в таком городе отчитываться в конкретную налоговую, которая уполномочена на администрирование определенного налога в таком городе.
  • Требование отчитываться в определенную налоговую в городе с районным разделением не обоснованы ни НКУ, ни положениями других нормативно-правовых актов. Поэтому если вы подали отчетность не в ту налоговую, повторно такую отчетность подавать не следует.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше