Темы статей
Выбрать темы

Заграничные доходы беженцев

Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Миллионы украинцев были вынуждены покинуть свою страну. Многие европейские страны предоставляют им помощь. Это могут быть бесплатное жилье, питание, проезд, медицинское обслуживание и денежные выплаты. Кроме того, отдельные граждане Украины, пребывая за границей, трудоустраиваются, чтобы обеспечить себя и своих близких. При этом большинство из них планирует вернуться домой после окончания боевых действий. И здесь возникает вопрос: придется ли декларировать в Украине полученные за рубежом доходы? Давайте об этом поговорим.

Помощь лицам, спасающимся от войны

Многие иностранные государства, принимая наших соотечественников, обеспечивают им ряд социальных гарантий. Например, это могут быть денежные выплаты (разовые или ежемесячные) на каждое физическое лицо либо в целом на семью. Также зачастую украинцам бесплатно предоставляются жилье и питание, медицинская страховка. В отдельных странах выдаются бесплатные билеты для проезда в общественном транспорте. Дети имеют право на бесплатное посещение школ и детских садов. Здесь все зависит от страны пребывания.

Кроме государств, предоставляют помощь всевозможные благотворительные и волонтерские организации, а также отдельные граждане. Они могут обеспечивать жильем, питанием, одеждой, средствами личной гигиены, выдавать SIM-карты местных операторов мобильной телефонной связи и т. п.

Все эти полученные блага являются доходами (см. пп. 14.1.55 и 163.1.3 НКУ). Причем, как следует из положений п. 170.11 НКУ, такие иностранные доходы не освобождаются от налогообложения.

К сожалению, в этой ситуации не сработают ни п.п. 165.1.54, ни п.п. 165.1.56 НКУ. Напомним: указанные нормы освобождают от налогообложения благотворительную помощь, предоставляемую в пользу лиц, проживающих (проживавших) на территории населенных пунктов, где проводятся (проводились) боевые действия, и/или вынужденно покинувших место проживания в связи с осуществлением боевых действий в таких населенных пунктах.

При этом п.п. 165.1.54 НКУ выводит из-под налогообложения суммы, выплаченные (предоставленные) благотворителями (в том числе физлицами) в порядке, установленном Законом № 5073*. Понятно, что иностранные государства и благотворительные организации оказывают помощь без оглядки на украинские правила, определенные Законом № 5073. А значит, указанная норма не сработает.

* Закон Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 05.07.2012 № 5073-VI.

В свою очередь, п.п. 165.1.56 НКУ освобождает от налогообложения благотворительную помощь, предоставленную международными благотворительными организациями (их филиалами, представительствами), перечень которых определяет КМУ. Согласно постановлению КМУ от 22.04.2015 № 397 такие благотворительные организации должны быть внесены в Единый реестр получателей гуманитарной помощи. Найти этот реестр можно по ссылке: www.msp.gov.ua/documents/6219.html. И как можно убедиться, в него внесены только зарегистрированные на территории Украины миссии международных благотворительных организаций. А вот выплата, скажем, от Общества Красного Креста в Польше или Чехии под эту льготу не подпадет.

Таким образом, можем констатировать, что

различные выплаты и льготы, предоставленные за рубежом лицам, спасающимся от войны, должны включаться в их налогооблагаемый доход

Но, к сожалению, не всегда возможно определить сумму полученного дохода. Лицо, проживающее бесплатно в выделенном ему помещении, как правило, не имеет ни малейшего представления о стоимости такого проживания. То же касается других доходов, полученных в неденежной форме.

Например, до 31 мая 2022 года правительство Болгарии осуществляло компенсацию своим отельерам в размере 40 левов в день за проживание каждого украинского гражданина, получившего временную защиту в этой стране. Но можно ли утверждать, что вся эта сумма является доходом физлица? На наш взгляд, нет. В указанную сумму входила как стоимость проживания, питания и обслуживания наших граждан, так и прибыль отеля. Причем каждый отель, получая от правительства Болгарии одинаковые суммы, обеспечивал разный уровень проживания и питания. То есть нельзя сказать, что все граждане, которые воспользовались упомянутой программой, получили одинаковые доходы.

Определить обычную цену проживания также сложно. Ведь, как правило, цену за номер в отелях в межсезонье не найти. Отели открывались специально под прием временных переселенцев из Украины. А как узнать обычную цену койко-места, например, в спортивных залах Германии? Кроме того, сумму неденежного дохода необходимо подтвердить документально. Излишне говорить, что получить такое подтверждение от официальных органов иностранного государства будет затруднительно.

Да и с денежными выплатами не все гладко. Если выплата осуществлялась индивидуально физлицу, то здесь все понятно. Проблем с исчислением доходов нет. Но многие страны предоставляли разовые или ежемесячные выплаты на семью в целом. И такие выплаты поступали на счет одного из членов семьи. Нужно ли делить этот доход на каждое физлицо, на которое он выплачивался, и как это делать? На эти вопросы, к сожалению, НКУ прямого ответа не дает.

Надеемся, ближе к срокам подачи декларации о доходах все решится на законодательном уровне. На наш взгляд, было бы справедливым освободить указанные выплаты от налогообложения.

Более понятной является ситуация с зарплатными доходами, полученными за границей. Давайте об этом поговорим подробнее.

Иностранная зарплата

Статус временной защиты в Европейском Союзе позволяет нашим гражданам легально трудоустраиваться за границей. То есть украинцы могут получать иностранную заработную плату. Нужно ли декларировать такой доход в Украине и уплачивать с него налоги?

В соответствии с п. 13.3 НКУ доходы, полученные физлицом-резидентом с источником происхождения за границами Украины, включаются в состав общего годового налогооблагаемого дохода. Исключение составляют доходы, не подлежащие налогообложению в Украине в соответствии с положениями НКУ или международного договора, согласие на обязательность которого предоставлено ВРУ.

Первое, что нужно выяснить:

считается ли временный переселенец, трудоустроенный за границей, резидентом Украины

Статус резидента. Физлицо-резидент — это физическое лицо, имеющее местожительство в Украине (п.п. 14.1.213 НКУ).

Кроме того, лицо считается налоговым резидентом Украины, если у него есть место постоянного проживания также в другой стране, но оно имеет более тесные личные или экономические связи (центр жизненных интересов) в Украине. При этом достаточным (но не исключительным) условием определения местонахождения центра жизненных интересов физлица является место постоянного проживания членов его семьи или его регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

Если лицо не имеет места постоянного проживания ни в одном из государств, или нельзя определить, в какой стране оно имеет центр жизненных интересов, то оно будет считаться резидентом при условии пребывания в Украине не менее 183 дней (включая день приезда и отъезда) в течение периода или периодов налогового года.

В случае когда невозможно определить резидентство, используя перечисленные выше правила, лицо считается резидентом, если оно является гражданином Украины.

Кроме того, достаточным основанием для определения лица резидентом является самостоятельное определение им основного места проживания на территории Украины.

Таким образом, даже в случае пребывания за границей дольше 183 дней гражданин Украины в большинстве случаев останется резидентом для целей налогообложения. К слову, похожие правила определения резидентства прописаны и в международных конвенциях об избежании двойного налогообложения.

Декларирование доходов. Резиденты, получающие иностранные доходы, обязаны включить их сумму в общий годовой налогооблагаемый доход и подать налоговую декларацию по итогам отчетного налогового года (п.п. 168.2.1 НКУ).

Срок подачи декларации — до 1 мая года, следующего за отчетным (п.п. 49.18.4 НКУ).

В то же время в случае отсутствия у налогоплательщика возможности своевременно выполнить свою обязанность по предоставлению отчетности он освобождается от предусмотренной НКУ ответственности с обязательным выполнением таких обязанностей в течение 6 месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине. Порядок подтверждения невозможности выполнения налогоплательщиком своих обязанностей и перечень документов должен утвердить Минфин (п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

В соответствии с п. 164.4 НКУ иностранные доходы пересчитывают в гривни по валютному курсу НБУ, действовавшему на момент их получения.

Применение международных договоров. Иностранные доходы в виде заработной платы облагаются НДФЛ по ставке 18 % (пп. 170.11.1 и 167.1 НКУ) и ВС по ставке 1,5 % (п.п. 1.3 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Но нужно ли облагать такой доход повторно? Ведь заработок уже был обложен за границей.

Здесь следует вспомнить о международных конвенциях об избежании двойного налогообложения*. На их основании сумма налога на доходы физлиц уменьшается на уплаченный за рубежом налог.

* Перечень действующих международных конвенций можно найти на официальном сайте ГНСУ по ссылке: tax.gov.ua/diyalnist-/mijnarodne-/.

Как работает такое уменьшение?

В соответствии с п.п. 170.11.2 НКУ, если согласно нормам международных договоров, согласие на обязательность которых дано ВРУ, налогоплательщик может уменьшить сумму годового налогового обязательства на сумму налогов, уплаченных за границей, он определяет сумму такого уменьшения в годовой налоговой декларации.

При этом согласно п. 13.5 НКУ для зачета налогов и сборов, уплаченных за границей,

необходимо получить от уполномоченного государственного органа страны, в которой выплачен доход, справку о сумме уплаченного налога, а также о базе и/или объекте налогообложения

Эта справка подлежит легализации в соответствующей стране, соответствующем заграничном дипломатическом учреждении Украины, если иное не предусмотрено действующими международными договорами Украины.

Для стран, присоединившихся к Гаагской конвенции отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 05.10.61, достаточно проставления на справке апостиля. К тому же не требуют ни легализации, ни удостоверения апостилем документы, выданные странами — участницами международных договоров о правовой помощи. Но учтите, что только лишь наличие договора о правовой помощи не гарантирует автоматического освобождения от легализации либо проставления апостиля. Важны формулировки, приведенные в таких договорах (см. письмо Минюста от 11.05.2010 № 26-26/291).

Кроме того, налоговики требуют (см. подкатегорию 103.19 БЗ), чтобы справка сопровождалась нотариально удостоверенным переводом на украинский язык.

В случае отсутствия у налогоплательщика подтверждающих документов, оформленных в соответствии со ст. 13 НКУ, он обязан подать в контролирующий орган по своему налоговому адресу заявление о переносе срока предоставления налоговой декларации до 31 декабря года, следующего за отчетным.

Имейте в виду: сумма налога с иностранного дохода, уплаченного за пределами Украины, не может превышать сумму НДФЛ, рассчитанную на базе общего годового налогооблагаемого дохода физического лица в соответствии с законодательством Украины (п.п. 170.11.4 НКУ).

При этом на наш взгляд, налог в иностранной валюте логично пересчитывать в гривни по курсу НБУ на дату его уплаты за границей. Именно такой подход был предложен в письмах ГФСУ от 15.10.2019 № 761/6/99-00-07-02-02-15/ІПК и от 25.09.2018 № 4149/6/99-99-15-02-02-15/ІПК в отношении уменьшения налога на прибыль на сумму налога, уплаченного за границей.

Обратите внимание: зачесть сумму уплаченного за границей налога с заработной платы можно только в счет обязательств по НДФЛ.

Что касается ВС, то в отношении него применить нормы международных договоров об избежании двойного налогообложения не получится

Это, в частности, учтено в форме годовой налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах, которая позволяет зачесть налог, уплаченный за границей, исключительно в уменьшение годового обязательства по НДФЛ.

Кроме того, помните, что не засчитываются в уменьшение суммы годового налогового обязательства:

— налоги на капитал (прирост капитала), налоги на имущество;

— почтовые налоги;

— налоги на реализацию (продажу);

— другие непрямые налоги независимо от того, относятся они к категории подоходных налогов или считаются отдельными налогами согласно законодательству иностранного государства.

В заключение пожелаем всем украинцам, которые были вынуждены выехать за границу, как можно скорее вернуться домой и иметь возможность безопасно жить и работать в Украине.

Выводы

  • Помощь, полученная украинскими беженцами за границей, согласно законодательству Украины включается в их налогооблагаемый доход.
  • Резиденты, получающие иностранные доходы, обязаны подать налоговую декларацию по итогам отчетного налогового года.
  • Международные договоры об избежании двойного налогообложения позволяют уменьшить НДФЛ на сумму налогов, уплаченных с иностранных доходов за рубежом.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше