Что случилось?
Закупая сельхозпродукцию у физических лиц, субъекты хозяйствования являются налоговыми агентами в отношении доходов, которые они выплачивают за такую продукцию. Именно налоговые агенты решают вопрос о необходимости налогообложения таких доходов. Главенствует здесь п.п. 165.1.24 НКУ. Он выводит из-под обложения НДФЛ (а п.п. 1.7 п. 161 подразд 10 разд. ХХ НКУ и из-под обложения ВС) доходы физлиц от продажи сельскохозяйственной продукции, если выполнены требования, прописанные в этом же п.п. 165.1.24 НКУ.
То есть действовала простая схема: требования п.п. 165.1.24 НКУ выполнены → НДФЛ и ВС из дохода физлица от продажи сельхопродукции не удерживай, однако укажи его сумму в 4ДФ Налогового расчета.
И вот законодатели решили этот механизм усовершенствовать. Не навсегда, а лишь на период с 01.04.2022 и до завершения/отмены действия военного положения. Как усовершенствовали? Дополнили подразд. І разд. ХХ НКУ новым п. 23. В этом пункте Кодекса указано, что временно, в течение указанного выше периода, положения п.п. 165.1.24 НКУ применяются с учетом следующих особенностей:
доходы физлица от продажи собственной сельхозпродукции, которая выращена, откормлена, выловлена, собрана, изготовлена, произведена, обработана и/или переработана непосредственно им, окончательно облагаются налогом налоговым агентом во время их начисления (выплаты)
Что хотели сказать этим законотворцы, не поняли даже в главном научно-экспертном управлении аппарата ВРУ. В п. 1.4 вывода к законопроекту от 22.03.22 № 7190, который и стал позже Законом Украины от 24.03.2022 № 2142-IX, эксперты указанного управления отметили, что обновленный механизм налогообложения выглядит непонятным. Однако на этот вывод, похоже, никто внимания не обратил.
После вступления в силу п. 23 подразд. І разд. ХХ НКУ независимые эксперты в попытках «расшифровать» норму приходили иногда к совсем противоположным заключениям: от «ничего не изменилось» до «теперь все доходы от продажи сельхозпродукции налогооблагаемые».
Норма требовала разъяснений контролирующих органов.
Однако ГНСУ света на проблему так и не пролила. В разъяснении в подкатегории 103.02 БЗ, которое теперь переведено в недействующие, в ответ на вопрос об особенностях применения п.п. 165.1.24 НКУ в период военного положения налоговики просто процитировали нормы из НКУ, не объясняя их.
И вот объяснить, что же именно усовершенствовали законодатели, решил Минфин.
Что сказал Минфин и что с этим делать?
Разъяснение о налогообложении доходов физических лиц, полученных от продажи собственной сельскохозяйственной продукции в период действия военного положения, появилось 20.06.2022 на сайте Минфина https://mof.gov.ua/uk/news/roziasnennia_shchodo_opodatkuvannia_dokhodiv_fizichnikh_osib_otrimanikh_vid_prodazhu_vlasnoi_silskogospodarskoi_produktsii_v_period_dii_voiennogo_stanu-3487.
Что указало министерство? Что с 01.04.2022 и в течение периода действия военного положения налоговые агенты удерживают НДФЛ и ВС из доходов физлица от продажи собственной сельхозпродукции, если такое физлицо-продавец не предоставило
копии справки о наличии у него земельных участков и/или справки о самостоятельном выращивании, разведении, откармливании продукции животноводства, или документов, которые идентифицируют лицо (паспорт и налоговый номер)
Скажем несколько слов о справках, которые в соответствии с разъяснением Минфина должны предоставлять физлица-продавцы покупателю — субъекту хозяйствования.
Начнем со справки о наличии земельных участков. Ее подача является обязательной в случае продажи физлицом собственной сельскохозяйственной продукции (кроме продукции животноводства). Это прямо указано в абзаце пятом п.п. 165.1.24 НКУ.
Продажу продукции животноводства физлица осуществляют без получения такой справки.
Что касается справки о самостоятельном выращивании, разведении, откармливании продукции животноводства, то в соответствии с абзацем восьмым п.п. 165.1.24 НКУ такая справка предоставляется физлицом налоговикам, да и то лишь в случае, когда сумма полученного дохода от продажи продукции животноводства превышает необлагаемый налогом предел. То есть указанная норма НКУ не требует предоставления этой справки покупателю — субъекту хозяйствования.
Почему же Минфин называет справку о самостоятельном выращивании, разведении, откармливании продукции животноводства среди необходимых документов для неналогообложения? Трудно сказать, чем он руководствовался… Однако, поскольку ее название звучит в разъяснении Минфина, предупредите физлиц, у которых вы закупаете продукцию животноводства, о необходимости получения такой справки.
Справка о самостоятельном выращивании, разведении, откармливании продукции животноводства выдается сельским, поселковым, городским советом или советом объединенных территориальных громад, который создан согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, по месту налогового адреса (местожительству) физлица на основании его заявления.
Подытожим.
Если субъект хозяйствования закупает сельхозпродукцию у физлица, у которого с документами для неналогообложения беда, то срабатывают спецположения п. 23 подразд. І разд. ХХ НКУ. Налоговый агент облагает налогом эти доходы в полном объеме.
А теперь самое интересное! Такие налогооблагаемые сельхоздоходы налоговый агент отражает в 4ДФ Налогового расчета общей суммой, то есть без персонификации. Также общей суммой указывает удержанные из таких доходов НДФЛ и ВС (см. абзац третий п. 23 подразд. І разд. ХХ НКУ).
Заметим, что теперь 4ДФ не дает возможность отразить налогооблагаемые сельхоздоходы скопом. Поэтому, скорее всего, в разд. ІІ 4ДФ, где налоговые агенты указывают сводные данные о налогообложении отдельных видов доходов без персонификации, будут внесены изменения, необходимые для отражения неперсонифицированных доходов от продажи собственной сельскохозяйственной продукции.
Выводы:
- Доходы физлица от продажи собственной сельхозпродукции облагаются налогом налоговым агентом, если такое лицо не предоставило копию справки о наличии у него земельных участков и/или справки о самостоятельном выращивании, разведении, откармливании продукции животноводства, или документов, удостоверяющих личность.
- Налогооблагаемые сельхоздоходы в 4ДФ должны быть отражены общей суммой без персонификации. Поэтому следует ожидать изменений в Налоговый расчет.