Темы статей
Выбрать темы

Правила налогообложения во время военного положения

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Уже две недели сапог оккупанта топчет нашу матушку Украину. Вооруженные силы Украины с доблестью отражают захватчиков и защищают нашу землю. В этот сложный период многие предприятия пытаются помочь в борьбе с оккупантом и решить свои текущие проблемы. Чтобы было легче это делать, законотворцы в экстренном порядке утвердили два закона (от 03.03.2022 № 2118-IX и № 2115-IX), которыми определили правила работы предприятий в военное время и особенности налогообложения и предоставления отчетности в этот период.

Уплата налогов и подача отчетности

Налогоплательщики, которые из-за вторжения рашистов не могут выполнить возложении на них НКУ обязательства, освобождены от ответственности (п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ), в частности за:

— несвоевременную уплату налогов и сборов;

— несвоевременное предоставление отчетности по любому налогу и сбору. В том числе и за несвоевременную подачу предприятиями, которые обнародуют финотчетность вместе с декларацией по налогу на прибыль финотчетности с аудит-заключением.

— несвоевременную регистрацию НН/РК и АН/РК:

— несвоевременное предоставление данных об остатках и обороте горючего, спирта этилового и тому подобное.

При этом Закон № 2118 только освобождает от предусмотренной НКУ ответственности (штрафов) за несвоевременное выполнение таких обязательств. В то же время вообще забывать о выполнении обязательств не следует.

Чтобы не было штрафов за налоговые нарушения, их следует выполнить в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине.

То есть по сути законодатели перенесли сроки выполнения налоговых обязанностей на более поздние сроки.

Обращаем внимание! Освобождение от штрафов касается всех плательщиков, которые не имеют возможности выполнить налоговые обязанности. При этом нигде не уточнено, что это касается только тех плательщиков, которые находятся на территории где ведутся военные действия. Например, на территории областей, которые упомянуты в Перечне административно-территориальных единиц, на территории которых плательщикам ЕСВ, находящиеся на учете на соответствующей территории, может предоставляться помощь в рамках Программы «єПідтримка», утвержденном постановлением Кабмина от 06.03.2022 № 204, то есть в Волынской, Донецкой, Житомирской, Запорожской, Киевской, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Херсонской и Черниговской областях, а также г. Киев.

Такое освобождение, на наш взгляд, должно касается всех плательщиков налога, которые работают в Украине, то есть даже на территории, где не ведутся боевые действия. Главный фактор — это отсутствие возможности выполнить обязательство, а не то, в какой части Украины находится предприятие.

Продажа горючего

Разрешено до окончания военного положения перевозить горючее или спирт автомобилями без регистрации АН. Условие перевозки одно: у водителя должна быть ТТН, содержащая всю информацию, которая должна содержаться в АН (п. 69.4 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

На наш взгляд, в ТТН вряд ли следует указывать всяческие типы причин и направления использования горючего или спирта, которые содержатся в АН. Возможно, будет достаточно указать вместе с фактическими данными о перевозке горючего еще и условные учетные единицы (горючее — в литрах, приведенных к температуре 15 °C).

При этом зарегистрировать АН на такое перемещение горючего все равно придется. Но сделать это будет нужно в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине.

Обращаем внимание! Перемещать горючее без регистрации АН только на основании ТТН могут только те плательщики горючего акциза, которые не имеют возможности зарегистрировать АН. При этом не суть важно, в чем заключается причина невозможности зарегистрировать АН (отсутствие связи с сервером или отсутствие средств для пополнения лимита и регистрации АН).

Мораторий на проверки

Налоговые проверки. Устанавливается п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ мораторий (то есть запрет) на проведение всех проверок налоговыми органами, а начатые проверки должны быть остановлены.

Причем, на наш взгляд, мораторий должен касаться не только проверок соблюдения налогового законодательства, но и тех проверок, предметом которых является соблюдение прочего законодательства, контроль за которым возложен на налоговую (например, РРО-законодательства, ВЭД-законодательства и тому подобное).

Этот общий мораторий на проверки будет действовать до прекращения или отмены военного положения на всей территории Украины.

О том, что во время военного положения будет действовать мораторий на налоговые проверки, указали и налоговики в одном из своих разъяснений (tax.gov.ua/media-tsentr/novini/576218.html), в котором они устанавливают простой в роботе ГНСУ. Так, они заявили, что:

1) остановлено проведение документальных, фактических и камеральных проверок, которые были начаты до 24.02.2022 и не были завершены, на период по последний день календарного месяца (включительно), в котором завершится действие военного положения, Такая остановка прерывает срок проведения проверки и не требует принятия каких-либо дополнительных решений контролирующим органом;

2) документальные, фактические и камеральные проверки, которые должны были начаться в период с 24.02.2022 и не были начаты, переносятся на период по последний день календарного месяца (включительно), в котором завершится действие военного положения, введенного Указом.

Неналоговые проверки. Законом № 2115 установлен мораторий на проверки в отношении своевременности и полноты предоставления любых НЕналоговых отчетов или документов отчетного характера. То есть проверки, которые осуществляются другими уполномоченными органами, а не налоговиками, также под запретом.

Бюджетное возмещение

Получить бюджетное возмещение плательщикам НДС в период военного положения не удастся. Дело в том, что предоставление бюджетного возмещения осуществляется в случае согласования контролирующим органом заявленной суммы бюджетного возмещения по:

— результатам камеральной проверки (абзац второй п. 200.10 НКУ):

— результатам документальной проверки (п. 200.11 НКУ).

В то же время на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины остановлено действие пп. 200.10 — 200.12 НКУ, которыми непосредственно определены сроки проведения таких проверок и процедура возмещения (п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

В этой связи заявленные к возмещению суммы НДС не могут стать согласованными, а несогласованные суммы не возмещаются.

На этом акцентируют внимание и налоговики в категории 101.26 БЗ (zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques).

Помощь Армии

НДС и акциз. На период до прекращения или отмены военного положения можно без налоговых последствий безвозмездно передать ВСУ и подразделениям Теробороны средства и товары, в том числе подакцизные.

Такая безвозмездная (без предварительного или последующего возмещения стоимости) передача не считается операцией по реализации для целей налогообложения (п. 69.5 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Следовательно, при безвозмездной передаче товаров (в том числе подакцизных) армии отныне:

1) не придется начислять налоговые обязательства по НДС, то есть составлять две НН: одну на нулевую стоимость, а другую на дотягивание налоговых обязательств по НДС до минимальной базы налогообложения. Такая безвозмездная передача на период военного положения и только ВСУ и Теробороне не является объектом обложения НДС.

Обращаем внимание! Если товары для заправки (дозаправки) или обеспечения транспорта (наверное, речь идет о горючем) ВСУ, Нацгвардии, СБУ, Службы внешней разведки, Государственной пограничной службы, МВД, Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, Управления государственной охраны, Государственной службы спецсвязи и защиты информации, других военных формирований, их соединений, воинских частей, подразделений, учреждений или организаций, которые содержатся за счет средств госбюджета, будут поставляться за плату, то такая операция по поставке горючего будет облагаться НДС по нулевой ставке. Такая нулевая ставка применяется к операциям по поставке, которые были осуществлены с 24.02.2022. Вводится в действие нулевая ставка НДС на поставку ВСУ горючего постановлением Кабмина от 02.03. 2022 № 178, а не законами № 2118 и 2115;

2) не придется начислять акцизный налог, в том числе и горючий акциз при безвозмездной передаче подакцизных товаров ВСУ и Теробороне.

Если же вы безвозмездно передаете товары не ВСУ или Теробороне, а, например, Нацгвардии, СБУ, МВД, волонтерам, благотворительным фондам или организациям и тому подобное, то, к сожалению, этим нововведением не воспользоваться. Придется начислить акцизный налог (если они зарегистрированы плательщиками акцизного налога) и налоговые обязательства по НДС исходя из минбазы.

Налог на прибыль. Высокодоходники могут передавать средства и товары армии до прекращения или отмены военного положения без применения налоговых разниц из п.п. 140.5.9 НКУ. То есть даже если сумма таких безвозмездных передач будет превышать 4 % размера прибыли предыдущего года, то увеличивать финрезульт на сумму таких передач, которые превышают этот предел, не придется (п. 69.6 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

В то же время, чтобы эта разница не действовала, должны выполняться одновременно два условия:

1) передавать налогоплательщик должен или средства или следующие товары:

— специальные средств индивидуальной защиты (каски, бронежилеты, изготовленные в соответствии с военными стандартами);

— технические средства наблюдения;

— лекарственные средства и медицинские изделия;

— средств личной гигиены;

— продукты питания;

— предметы вещественного обеспечения;

— другие товары, выполненные работы, предоставленные услуги по перечню, который определяется Кабмином

2) получателем должны быть ВСУ, Нацгвардия, СБУ, Служба внешней разведки, Государственная пограничная служба Украины, МВД, Управление государственной охраны, Госслужба спецсвязи и защиты информации, другие образованные в соответствии с законами Украины воинские формирования, их соединения, воинские части, подразделения, учреждения или организации, которые содержатся за счет средств государственного бюджета. В этот перечень попадает и Тероборона.

Если хоть одно из условий не соблюдается, то при передаче средств и товаров в действие вступает п.п. 140.5.9 НКУ.

То есть если вышеуказанные товары (например, продукты питания) безвозмездно вы передадите благотворительным организациям (неприбыльщикам), то высокодоходнику — предоставителю благотворительной помощи придется ориентироваться на 4 % предел.

НДФЛ и ВС. Все физлица-граждане, которые предоставляют услуги по перевозке для обеспечения нужд ВСУ или Теробороны и получают от них возмещение стоимости израсходованного горючего, сумму такого возмещения не включают в налогооблагаемый доход. То есть из стоимости горючего, которая возмещена физлицу, налоговый агент (то есть ВСУ) не должен удерживать ни НДФЛ, ни ВС. А вот если возмещают кроме стоимости горючего отдельно стоимость предоставленных услуг, то здесь удержания НДФЛ и ВС из сумм возмещения стоимости услуг не избежать (п. 69.7 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Сроки давности

На период до прекращения или отмены военного положения останавливается течение сроков, определенных налоговым законодательством и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на налоговиков. То есть на период военного положения приостанавливаются:

— сроки давность, предусмотренные в ст. 102 НКУ. То есть все сроки давности, в том числе и на проведение проверки контролерами в отношении правильности начисления налоговых обязательств, продолжаются на период действия карантина.

При этом стоит помнить, что на период военных действий срок давности только прерывается и продолжается после его завершения. Это значит, что если окончание 1095 (2555) дней приходится на период действия военного положения, то к ним добавятся еще дни такого военного положения;

— подача заявления на регистрацию плательщиком НДС по форме № 1-ПДВ. При этом это касается как обязательной, так и добровольной регистрации плательщиком НДС.

Также, на период карантина прерывается 12-месячный период, в течение которого считается миллионный предел для обязательной регистрации плательщиком НДС;

— подача заявления об отсутствии объекта налогообложения эконалогом;

— подача заявлений для перехода на ЕН и заявлений для отказа от ЕН.

— сроков осуществления административного обжалования на решение фискалов, предоставления плательщиками налогов ответов на запросы контролирующих органов и тому подобное;

— сроков расчетов в ВЭД. То есть общие предельные сроки расчетов для операций экспорта и импорта товаров (которые составляют 365 календарных дней) приостановлены на время военного положения и тому подобное.

Обращаем внимание! Сроки исковой давности, установленные в ГКУ, в т. ч. и сроки исковой давности по дебиторской задолженности за товары, услуги (3 года), к сожалению, не приостановлены.

Лицензии

До прекращения или отмены военного положения на территории Украины продлен срок действия лицензий на право (п. 69.10 подразд. 10 разд. ХХ НКУ):

— производства и оборота (то есть и на торговлю) спирта, алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, которые используются в электронных сигаретах;

— производства, хранения, оптовую и розничную торговлю горючим, и места производства, хранения, оптовой и розничной торговли горючим.

То есть если вы не уплатили своевременно из-за военного положения очередной платеж за лицензию и/или срок действия лицензии закончился в это время, то такие лицензии будут считаться действующими на весь период действия военного положения.

Чтобы после окончания военного положения лицензия продолжала действовать, вам просто нужно будет в течение 30 дней, следующих за днем прекращения или отмены военного положения уплатить очередной платеж или осуществить действия в отношении продления действия лицензии.

Другие изменения

Пошлина. Временно, на период действия военного положения, освобождаются от обложения ввозной пошлиной социально значимые продукты питания, лекарственные средства и медицинские изделия, на которые Кабмином установлены фиксированные цены. Перечень таких товаров еще должен утвердить Кабмин.

РРО-обязанность. На период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины не применяется ответственность за нарушение требований Закона об РРО (новый п. 12 разд. II Закона об РРО).

Следовательно пока будет продолжаться военное положение, все субъекты хозяйствования могут без последствий работать без РРО. Даже в том случае, когда они обязаны использовать РРО или ПРРО.

Неналоговая отчетность. Не будет также ответственности, если физлицо, ФЛП или юрлицо не своевременно подадут неналоговую отчетность, например, не подадут статистическую отчетность, не обнародуют финотчетность и тому подобное.

При этом, чтобы не было ответственности, исполнить обязанность в отношении предоставления неналоговой отчетности следует в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного положения или состояния войны за весь период неподачи отчетности.

Кроме того, все неналоговые проверки, например, органов Гоструда, в период действия военного положения или состояния войны также не осуществляются.

Надеемся, что вскоре ВРУ предоставит субъектам хозяйствования и другие виды льгот на время военного положения. Например, были анонсированы освобождения ФЛП от уплаты ЕСВ за себя и тому подобное. Есть надежда, что эти льготы скоро будут введены.

Слава Украине!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше