Темы статей
Выбрать темы

Закон военного времени: НДС-изменения

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Закон Украины от 15.03.2022 № 2120-IX (далее — Закон № 2120) — это без преувеличения революционная налоговая реформа, которую недавно принял парламент, чтобы облегчить жизнь бизнеса во время войны, коснулась и НДС. Давайте разберемся, о каких именно изменениях в отношении этого налога идет речь!

НДС-сроки официально остановлены

В п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ уже было задекларировано, что на период военного положения (далее — ВП) останавливается течение сроков, определенных налоговым законодательством. Однако, очевидно, законодатель осознал, что эта норма звучит недостаточно конкретно, потому продублировал и в Законе № 2120 несколько конкретизировал ее. Следовательно, согласно п. 102.9 НКУ, останавливается течение сроков, определенных, в частности, НКУ. Для плательщиков НДС это значит, между прочим, что на период ВП останавливаются сроки:

— регистрации плательщиком НДС (ст. 183, п. 2081.2 НКУ);

— регистрации НН и РК в ЕРНН (п. 201.10 НКУ);

— отражение налогового кредита (п. 198.6, п. 80 подразд. 2 разд. ХХ НКУ);

— предоставление декларации по НДС (пп. 203.1, 2081.8 НКУ);

— уплаты налоговых обязательств по НДС (п. 203.2, 2081.9 НКУ);

— подачи жалобы на поставщика через приложение Д7 (п. 201.10 НКУ).

То есть отныне можно смело говорить, что на период ВП ЕРНН-штрафы невозможны. Даже без карантинного моратория и без подтверждения форс-мажора, которые защищали от этих штрафов раньше (см. buhgalter911.com/uk/news/news-1064085.html). Просто потому, что сроки, отведенные на ЕРНН-регистрацию и НЕ нарушенные по состоянию на 24.02.2022, НЕ будут пропущены, аж пока не закончится ВП. Также могут не волноваться те, кому нужен налоговый кредит: 365-дневный срок давности фактически будет увеличен на весь период ВП.

А вот отсутствие штрафов, если пропущены общие сроки декларирования и уплаты НДС — это послабления, вызванные именно ВП. Так как карантинный мораторий от штрафов за эти нарушения не освобождал. Зато во время ВП остановлены собственно сроки, отведенные на предоставление декларации и уплату НДС. То есть, собственно, и нарушения как такового — нет. Иначе говоря, Закон № 2120 формально вообще позволяет до окончания ВП не подавать декларацию по НДС начиная с отчетного периода февраль 2022 года и не уплачивать налог начиная с этого месяца.

Зато налоговики уже предложили спецмеханизм уплаты НДС на период ВП. Для этого плательщик должен зачислить средства на электронный НДС-счет, а реестры на перечисление этих средств в бюджет формируются впоследствии, на основании поданных плательщиком НДС-деклараций или УР (см. tax.gov.ua/media-tsentr/novini/576814.html). То есть предлагается уплачивать НДС, так сказать, авансом.

Налоговый кредит — на основании первички

Мы уже рассказывали вам, что в условиях ВП произошло беспрецедентное событие. Впервые со времен ввода СЭА покупателям было разрешено отражать налоговый кредит без НН/РК, зарегистрированных в ЕРНН. Отныне это правило прописано официально — в п. 322 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. То есть на период ВП покупатели могут формировать налоговый кредит на основании первичных (расчетных) документов, составленных (полученных) плательщиком налога в соответствии с Законом о бухучете.

Обращаем внимание! При оплате налоговый кредит, по нашему мнению, можно отражать в том числе и на основании банковской выписки. А при оприходовании как подтверждение для налогового кредита можно использовать не только документы от поставщика (накладные, акты и тому подобное), но и самостоятельно составленные документы на оприходование (в обусловленных законодательством случаях; п. 2.6 Положения № 88).

Суммы налогового кредита, отраженные на основании первичных документов, плательщик фиксирует в таблице 2.1 приложения Д1*.

* В то же время налоговики предлагали покупателям фиксировать суммы такого налогового кредита еще и в приложении Д7. То есть в жалобе на поставщиков. При этом поставщиков успокаивают тем, что для них такие жалобы не будут иметь последствий (см.: tax.gov.ua/media-tsentr/novini/576814.html). В Законе № 2120 о подаче Д7 ничего не сказано.

Отмечаем: это правило имеет временный характер. То есть налоговый кредит по операциям по приобретению без ЕРНН-регистрации входящей НН разрешено отражать только на период ВП, а не навсегда. Иначе говоря, после завершения ВП поставщику НН/РК на эти операции регистрировать все равно придется. И если суммы налогового кредита в течение 6 месяцев после завершения ВП не удастся подтвердить зарегистрированными в ЕРНН входящими НН — придется подавать УР и снимать налоговый кредит ☹. Но как сможет зарегистрировать НН/РК поставщик, который в результате войны прекратит свою деятельность как юрлицо? Вопрос риторический…

А если налоговый кредит на основании первичных документов будет отображен в декларации в неточной сумме? Тогда после завершения ВП, когда поставщик зарегистрирует НН/РК на правильную сумму, налоговый кредит тоже придется откорректировать через УР.

Обращаем ваше внимание! О том, что на период ВП на основании первички плательщик имеет право также декларировать налоговые обязательства, законодатель в п. 322 подразд. 2 разд. ХХ НКУ конкретно не упоминал. Потому что, в принципе, и без ВП плательщик НДС, который отгрузил товар или получил аванс, должен декларировать НДС в отчетном периоде. Независимо от того, составлял и/или регистрировал ли он НН.

Еще раз отмечаем: если налоговые обязательства в НДС-декларации отражаются без ЕРНН-регистрации НН/РК, неминуемо возникает показатель ∑Перевищ. Поэтому в таких случаях логично заполнять таблицу 1.1 приложения Д1. Да, налоговики позволяют на период ВП этого не делать. Но по факту это — в интересах самого плательщика. Ведь показатель ∑Перевищ у поставщика, который декларирует НДС без ЕРНН-регистрации НН, формируется в любом случае. И, чтобы впоследствии от него избавиться, то есть зарегистрировать НН за счет этого показателя, таблица 1.1 пригодится.

Горючее — по ставке 7 %

Горючее в условиях войны — это стратегический ресурс. Поэтому полностью логично, что законодатель оптимизирует условия его приобретения и пытается удешевить. В частности, на период ВП на некоторые основные виды горючего установлена нулевая ставка акцизного налога (п. 40 подразд. 5 разд. ХХ НКУ). Подробнее, о каких именно видах горючего идет речь, читайте в нашей статье, посвященной акцизным новациям во время ВП. Так вот, эти же самые виды горючего получили и послабления в части обложения НДС. На период ВП для них ставка НДС будет составлять 7 % вместо 20 % (п. 82 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Льготная ставка касается как операций по поставке горючего, так и его импорта. Кроме того, льготную ставку 7 % на период ВП получают также операции по импорту и поставке нефти или сырых нефтепродуктов, которые классифицируются по кодам УКТ ВЭД 2709 00 10 00 и 2709 00 90 00.

Военные НДС-освобождения

Освобождение от НДС, которое раньше было определено для операций по поставке товаров для нужд АТО/ОСС (п. 32 подразд. 2 разд. ХХ НКУ), уточнили. В частности, действие льготы распространено на импорт и поставку средств индивидуальной защиты, переданных для нужд добровольческих формирований теробороны.

Также немного подкорректировали базовую НДС-льготу, связанную с поставкой товаров оборонного назначения в рамках гособоронзаказа (п. 197.23 НКУ).

Дополнительный бонус для общественных объединений и благотворительных организаций. Благотворительная помощь, которую они предоставляют, и до ВП освобождалась от НДС по общему правилу, установленному п.п. 197.1.15 НКУ. Но операции по предоставлению благотворительной помощи в 2022 году не учитываются в НДС-миллионе, который считают для целей обязательной регистрации НДСником (п. 181.1 НКУ).

Бюджетное возмещение

Согласно п. 200.23 НКУ установлена пеня за несвоевременное возвращение бюджетного возмещения. Законодатель определил, что когда задолженность образовалась в результате форс-мажора, вызванного ВП, эта пеня не начисляется.

С одной стороны, во время ВП налоговики отказывали плательщикам в праве получить бюджетное возмещение (см.: buhgalter911.com/uk/news/news-1064117.html). Поэтому было бы несправедливо во время ВП начислять пеню за несвоевременное возмещение. Но с другой — Закон № 2120 прямо указывает на возможность предоставления декларации с бюджетным возмещением если показатели сформированы на основании зарегистрированных НН/РК и/или ТД (с проведением камеральной проверки), а также не позволяет возмещать НДС только тогда, когда НО сформировано по операциям по продаже горючего, которые облагаются налогом по ставке 7 %. То есть если НДС-минус во время ВП возник с учетом налоговых обязательств, отраженных по ставке 7 % для горючего или нефти или нефтепродуктов (п. 81 подразд. 2 разд. ХХ НКУ), бюджетного возмещения вообще не будет. Исключение — только для экспортеров. Следовательно в иных случаях Закон № 2120 не запрещает бюджетное возмещение.

Уничтожено войной — без компенсирующего НДС

К сожалению, в результате войны у многих плательщиков НДС было утрачено имущество (уничтожено, разворовано, повреждено и тому подобное). Это касается в том числе имущества, приобретенного с НДС. По общему правилу, по факту уничтожения ТМЦ, приобретенных с НДС, плательщик обязан начислять компенсирующий НДС на основании п. 198.5 НКУ.

Однако в течение ВП это правило отменяется (п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Причем, по нашему мнению, компенсирующий НДС не нужно начислять в отношении всех ТМЦ, утраченных во время ВП. То есть даже если речь идет о ТМЦ, приобретенных до 24.02.2022. Вероятно, подтверждать потерю придется актом инвентаризации, который будет составлен после ВП.

Передано на оборону — без компенсирующего НДС

Не нужно компенсировать входящий НДС согласно п. 198.5 НКУ, если идет речь о товарах, приобретенных и переданных: (1) в государственную или коммунальную собственность; (2) в пользу добровольческих формирований тергромад; (3) другим лицам для нужд обороны Украины во время ВП. То есть если товары приобретены с НДС и переданы на оборонные нужды, налоговый кредит по таким приобретениям во время ВП не компенсируется.

Отдельный разговор — если товары передаются ВСУ, другим силовым структурам, ГСЧС, заведениям здравоохранения. Тогда указанные операции не просто освобождаются от компенсирующего НДС согласно п. 198.5 НКУ. Такие операции вообще не являются поставкой для целей НДС-учета*.

* За исключением случаев, когда такие операции облагаются налогом по ставке 0 %.

То есть если плательщик помогает армии или другим структурам, перечисленным в п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, он освобожден не только от компенсирующего, но также и от минбазного НДС (п. 188.1 НКУ). Подробнее об этом поговорим в специальной статье, посвященной помощи нашему войску.

Ну вот, собственно, и все НДС-изменения, внесенные законодателем на время действия ВП. Пока что все.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше