Темы статей
Выбрать темы

Цены во время войны: контроль и штрафы

Амброзяк Наталья, юрист
Страшные события в Украине кардинально изменили жизнь каждого из нас. И то, что несколько недель назад считалось более-менее простым делом — теперь превратилось в подвиг. Торговля продуктами питания, предоставление жилья для беженцев и тому подобное. Потому что даже привозить товар иногда придется под пулями. Однако надо признать, что цены на продукты питания, аренду жилья и другие обычные вещи выросли очень сильно. А государство, между прочим, продолжает контролировать и регулировать цены. Поэтому в этом материале разберемся с тем, как именно это происходит и что может угрожать за игнорирование ограничений.

Для начала отметим, что государство регулирует цены в отношении определенной категории товаров. А следовательно и может осуществлять контроль за соблюдением этих ограничений.

Как ни странно, но часть этой системы держится на «карантинных» нормах! Да, ковидный карантин все еще действует. Дата завершения — 31 мая 2022 года (п. 1 постановления № 1236*). Действует каратнин, следовательно действуют и ковидные ограничения.

* Постановление КМУ от 09.12.2020 № 1236.

Ценовые ограничения

В отношении цен установлены следующие ограничения.

Соцзначимые продовольственные товары. Устанавливается максимальная снабженческо-сбытовая и торговая надбавка (наценка)не более 10 % в отношении (п. 414 постановления № 1236, Перечень № 341**):

— муки пшеничного высшего сорта;

— молока пастеризованного жирностью 2,5 % (в пленке);

— хлеба ржанопшеничного;

— яиц куриных (категория С1);

— птицы (куриная тушка и ее четвертина);

— батона;

— масла подсолнечного рафинированного.

** Перечень товаров, которые имеют существенную социальную значимость, утвержден постановлением КМУ от 22.04.2020 № 341.

Обратите внимание! Во-первых, в эти 10 % включаются рекламные, маркетинговые услуги, услуги по подготовке, обработке, упаковке, прочие услуги, связанные с реализацией товаров конечному потребителю.

Во-вторых, речь идет именно об ограничении в отношении розничных цен.

В-третьих, в перечне речь идет исключительно о товарах отечественного производства. Иностранных товаров и тех, которые маркируют как органическую продукцию, эти ограничения не касаются.

Горючее. Здесь установлена максимальная торговая надбавка для (п. 414 постановления № 1236):

— дизеля — не более 5 грн с учетом НДС к средней стоимости 1 л;

— бензина автомобильного — не более 4,55 грн с учетом НДС к средней стоимости 1 л.

Среднюю стоимость топлива публикуют ежемесячно до 3, 13 и 23 числа на сайте Минэкономики: me.gov.ua/ (Деятельность — Промышленная политика — Средняя стоимость дизельного топлива и бензинов автомобильных).

Алкоголь и табак. Здесь речь идет о:

минимальных оптово-отпускных и розничных ценах на алкогольные напитки (см. постановление КМУ от 30.10.2008 № 957);

максимальных розничных ценах на табачные изделия (см. по ссылке: tax.gov.ua/cigars).

Обратите внимание: в некоторых регионах продажа алкоголя вообще запрещена!

Пластиковые пакеты. Установлены минимальные розничные цены на пластиковые пакеты толщиной свыше 50 мкм (постановление КМУ от 20.12.2021 № 1387) для пакетов:

— без ручек без боковых складок — 2 грн, с боковыми складками — 2,50 грн;

— с ручками без боковых складок — 2,50 грн, с боковыми складками — 3 грн.

Обратите внимание! С 09.03.2022 уже запрещено распространять сверхтонкие (до 15 мкм), тонкие (от 15 до 50 мкм) и оксоразлагаемые пластиковые пакеты в рознице.

Исключения:

а) биоразлагаемые пакеты;

б) сверхтонкие пакеты шириной до 255 мм (без боковых складок), глубиной до 345 мм (с учетом боковых складок), длиной до 450 мм (с учетом ручек), предназначенные для упаковки и/или транспортировки свежей рыбы, мяса, продуктов из них, сыпучих продуктов (например, круп), льда и тому подобное, которые используются как первичная упаковка, которая распространяется в объектах розничной торговли (действует до 01.01.2023). На сверхтонкие пакеты этого же вида не распространяются требования в отношении минимальных розничных цен!

То есть сейчас можно распространять пластиковые пакеты в розничной сети только платно (с учетом минцен) и только с толщиной свыше 50 мкм. Исключения составляют биоразлагаемые и сверхтонкие пакеты из п. «б». Их можно предоставлять потребителям, причем бесплатно.

Лекарства. Установленные ограничения в отношении надбавки на оптовую (снабженческо-сбытовая надбавка) и розничную цену (предельная торговая надбавка). Но касаются они только определенной категории лекарств (см. постановление КМУ от 17.10.2008 № 955). Например, тех, которые внесены в Национальный перечень основных лекарственных средств или инсулина. Национальных перечень можно найти в постановлении КМУ от 25.03.2009 № 333.

Это основные категории товаров, которые контролируются государством. В других случаях цены могут устанавливаться по согласованию сторон. То есть здесь может идти речь не о контроле, а максимум — о мониторинге цен.

Хотя в постановлении КМУ от 06.03.2022 № 223 (далее — постановление № 223) определен несколько более широкий перечень подконтрольных товаров. Например, туда попали крупа гречневая, крупа овсяная, свинина, говядина и так далее. Однако подчеркнем: ограничение в отношении установления цен мы перечислили выше. Правила определения цен для товаров, которые не попали в эти перечни, однако попали в постановление № 223, законодательно не определены.

Также не забывайте, что розничным торговцам нужно в некоторых случаях еще и декларировать повышение цен на соцзначимые и противоэпид товары (см. подробнее в «Налоги & бухучет», 2020, № 40, с. 19). Подать декларацию можно на портале «Дія» по ссылке: https://diia.gov.ua/services/deklaruvannya-zmini-cin-na-tovari.

А если игнорировать?

Санкции вообще-то должны применять к тем, кто имеет дело с госрегулируемыми ценами. Потому что, как мы сказали выше, в отношении «неконтролируемых» товаров и услуг цена устанавливается по согласованию сторон (ст. 11 Закона № 5007***). Однако сегодняшняя практика внесла коррективы (об этом скажем позже).

*** Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 № 5007-VI.

Госрегулируемые цены: ответственность. Контроль здесь осуществляет в первую очередь Госпродпотребслужба. Нарушителям угрожают:

админштраф в соответствии со ст. 1652 КУоАП (в отношении должностных лиц, ФЛП или граждан);

административно-хозяйственные санкции в соответствии со ст. 20 Закона № 5007 (в отношении хозсубъекта в целом).

Размер админштрафа будет составлять 1700 грн (для граждан) и 2550 грн (для должностных лиц) за нарушение, совершенное впервые.

Если это соцзначимые товары и цена на них превысит в 1,2 раза ту, которую установил КМУ, то админштраф уже будет составлять от 3400 грн до 4250 грн (для граждан) или от 4250 грн до 5100 грн (для должностных лиц). И все из-за того, что указанное нарушение будет совершенно не только в период военного положения, а еще и в период карантина (который, напомним, еще не завершился).

Составляют админпротоколы и налагают штрафы представители Госпродпотребслужбы. Также протоколы по ст. 1652 КУоАП могут составлять полицейские.

Если говорим об административно-хозяйственных санкциях, то речь идет об исключении необоснованно полученной выручки (позитивной разницы между фактической выручкой от продажи (реализации) товара и выручкой по госрегулируемым ценам) и штрафе — 100 % необоснованно полученной выручки (п. 1 ч. 1 ст. 20 Закона № 5007).

Заметим, что внеплановые проверки в отношении цен на время военного положения разрешены (см. п. 2 постановления КМУ от 13.03.2022 № 303).

Жалобы Госпродпотребслужба предлагает посылать на электронную почту или звонить по телефонам, которые указаны по ссылке: dpss.gov.ua/news/do-uvagi-virobnikiv-ta-realizatoriv-harchovih-produktiv. Также можно обращаться к Телеграм-боту по ссылке: t.me/derzhspozhivsluzhba_bot.

Негосрегулируемые цены. В новостях все чаще речь идет о необоснованном повышении, в частности, арендной платы в некоторых местностях, а также цен на другие, «неподконтрольные», продукты питания. Потому что иногда некоторые недобросовестные граждане пытаются нажиться на горе своих соотечественников или же максимально покрыть свои риски (видя таковые от сложившейся ситуации).

И в этом случае, по крайней мере с нормативной точки зрения, можно призывать лишь к совести и проявлениям сочувствия к пострадавшим гражданам. Потому что законодательство все-таки не оперирует понятием «необоснованное повышение» в контексте нерегулируемых цен (об этом мы уже несколько раз упомнили выше).

Однако сейчас практика идет другим путем.

За дело взялись, в частности, в Бюро экономической безопасности (БЭБ), СБУ, Нацполиции и органах местной власти****.

**** Хотя по большому счету это не компетенция БЭБ и СБУ. Для каждого госоргана она четко определена и ограничена спецзаконами, УКУ, УПКУ, КУоАП и так далее. И необоснованное повышение цен, которые не регулируются государством, туда как-то не вписывается.

В частности, с жалобами можно обращаться по электронной почте: zvernennya@esbu.gov.ua, а также через Телеграм-бот: t.me/StopOverpriceBot.

БЭБ активно отчитывается об отработке таких жалоб и сообщает, что, например, в отношени арендных платежей результаты таковы*****. Кое-кто бесплатно поселил переселенцев, кое-кто частично вернул средства за проживание, кто-то перечислил средства для поддержки ВСУ или волонтеров.

***** См. по ссылке: esbu.gov.ua/news/u-beb-vidpracovano-majzhe-400-povidomlen-shchodo-neobgruntovanogo-zavishchennya-cin

Хотя ни одна статья никакого нормативно-правового акта не предусматривает таких последствий.

Некоторые власть предержащие необоснованное повышение цен, в частности на жилье, грозились приравнять к мародерству. Но здесь отметим, что как бы кому-то не хотелось, однако работают нормы УКУ. И в соответствии с ними ст. 432 УКУ (мародерство) применяют только к военным (см. ч 2 ст. 401 УКУ) и исключительно за похищение на поле боя вещей, которые находятся при убитых или раненных. Исключение: оружие и военная техника.

Поэтому необоснованное повышение цен карать по статье «мародерство» нельзя. По крайней мере до тех пор, пока не внесут изменения в УКУ.

Кроме того, намекали, что если будут обнаруживать необоснованное повышение, в частности, арендной платы, то военное командование может изымать помещение для размещения беженцев, какой-то другой волонтерской помощи или в военных целях.

Здесь помните: такое исключение может осуществляться для удовлетворения нужд государства в условиях военного положения (см. ч. 1 ст. 1 Закона № 4765******). А вот необоснованное повышение цен здесь ни к чему. То есть необоснованное повышение цен ≠ изъятие имущества для нужд государства!

****** Закон Украины «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» от 17.05.2012 № 4765-VI.

Напоследок хотим отметить: то, что есть нормативные проблемы и неоднозначности в отношении цен, которые не регулируются государством, просим хозсубъектов и граждан быть максимально чуткими друг к другу. Главнее всего в этом трудном положении — взаимопомощь, которую мы постоянно сейчас все-таки реализуем!

Привет из Харькова! Все будет Украина! ☺

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше