Темы статей
Выбрать темы

Торговля табаком и алкоголем в условиях военного времени

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Этот материал посвящаем вопросам торговли табачными изделиями и жидкостями, которые используются в электронных сигаретах (ЖЭС), а также алкогольными напитками. Напомним, что сначала Законом № 2118* депутаты отменили все виды проверок на время военного положения, но потом быстро опомнились. И Законом № 2120** было реанимировано право фискалов на проведение любых (!) фактических проверок. А очень многие из таких проверок «посвящены» выполнению требований именно «профильного» Закона № 481***. Поэтому, уважаемые читатели, вы должны быть во всеоружии.

* Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс…» от 03.03.2022 № 2118-IX.

** Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс…» от 15.03.2022 № 2120-IX.

*** Закон «О государственном регулировании…» от 19.12.1995 № 481/95-ВР.

Общее лицензионное

Согласно ст. 18 Закона № 481 считаются действующими лицензии, по которым до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины или при наличии обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) не уплачен очередной платеж за лицензию и/или истек срок действия лицензии, в частности, на право: оптовой и розничной торговли табачными изделиями и ЖЭС, алкогольными напитками.

Поэтому,

если во время действия военного положения очередной платеж за соответствующую лицензию вами не уплачен и/или истек срок действия лицензии, она считается действующей и вы можете продолжать спокойно торговать упомянутыми товарами до прекращения или отмены военного положения

Обязанности в отношении уплаты очередных платежей и/или действия по продлению лицензии необходимо будет выполнить в течение 30 дней, следующих за днем прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения в Украине.

Кроме того, постановление КМУ «Некоторые вопросы обеспечения ведения хозяйственной деятельности в условиях военного положения» от 18.03.2022 № 314 (действует с 19 марта с. г.) позволяет начинать проводить во время действия военного положения виды деятельности, которые требуют получения лицензий и разрешений на основании поданной в Минэкономики декларации. Считаем, что такое разрешение распространяется и на оптовую и розничную торговлю алкогольными и табачными товарами и ЖЭС. Поэтому в случае предоставления Минэкономики и принятия последним упомянутой декларации можно начинать упомянутые виды деятельности — без получения/наличия соответствующих лицензий. Но тем, кто работал в период военного положения на основании такой декларации, после войны придется получать разрешительные документы и лицензии в общем порядке. Для этого им безотлагательно, но не позднее одного месяца после отмены военного положения, надо обратиться в соответствующие органы лицензирования, разрешительные органы и к субъектам предоставления публичных (электронных публичных) услуг.

И хотя налоговики в отношении использования такой декларации для видов деятельности, связанных с табачными, алкогольными и горючими товарами (которые подпадают под Закон № 481) еще четко не высказывались, но такие виды деятельности к запрещенным в постановлении КМУ от 18.03.2022 № 314 не попали!

Подробнее о такой возможности читайте в «Налоги & бухучет», 2022, № 25 в материале «Лицензии и документы разрешительного характера во время военного положения» https://i.factor.ua/ukr/journals/nibu/2022/april/issue-25/article-120088.html

Торговля алко-табачными товарами плательщиками спецЕН

Законом от 01.04.2022 № 2173-IX начиная с 16.04.2022 и до отмены военного положения снят запрет на осуществление розничной торговли подакцизными товарами для плательщиков ЕН, которые работают в группе 3 на ставке 2% (спецЕН). То есть с этой даты плательщикам этого спецЕН разрешено торговать в розницу алкогольными напитками и табачными изделиями и ЖЭС.

Итак, в отличие от других плательщиков ЕН, с 16 апреля плательщики спецЕН могут торговать не только пивом, сидром, перри и столовыми винами, а любыми алкогольными напитками. Да еще и табачными изделиями и ЖЭС.

Торговля табачными изделиями и ЖЭС

Розничный акциз. Перекладывание обязанности уплаты розничного акциза с розничных торговцев на плечи производителей и импортеров было осуществлено с 1 мая! Законом от 21.04.2022 № 2218-IX (вступил в силу с 30.04.2022) соответствующие изменения в БКУ и НКУ были сдвинуты назад: с 1 января 2023 года на 1 мая 2022 года****! Поэтому они уже начали действовать — и начиная с этой даты плательщиками розничного акциза официально уже стали производители и импортеры табачных изделий, а также ЖЭС (в отношени которых см. также ниже)!

**** О предварительном переносе этих изменений в БКУ и НКУ читайте в «Налоги & бухучет», 2022, № 22 в материале «Розничный акциз с табачных изделий и ЖЭС с 1 апреля» /i.factor.ua/ukr/journals/nibu/2022/april/issue-22/article-119936.html)

В то же время в п. 40 подразд. 5 разд. ХХ, который был внесен в НКУ Законом от 15.03.2022 № 2139-IX, речь тоже идет об уплате до 2023 года розничного акциза по старым правилам (то есть — розничными торговцами) с табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака, произведенных до 1 апреля 2022 года, в том числе иностранными производителями, и не реализованных конечным потребителям до 1 апреля 2022 года! Законопроектом № 7311 от 24.04.2022 в этой норме (п. 40 подразд. 5 разд. ХХ НКУ) предусмотрено дату 1 апреля заменить на 1 мая 2022 года. Поэтому после принятия этого законопроекта эти даты уже будут привязаны к изменениям в БКУ и НКУ в отношении розничного акциза, которые уже действуют с 1 мая с. г.

Итак,

до конца 2022 года розничные торговцы еще должны будут уплачивать розничный акциз — но только с продажи табачных изделий, произведенных до 1 мая 2022 года, в том числе иностранными производителями

Таким образом, розничникам теперь придется следить за датами изготовления, которые указаны на упаковках табачных изделий, чтобы четко знать, с реализации каких уплачивать 5 %, а с каких нет…

Розничный акциз с продажи ЖЭС. До 01.05.2022 года не уплачивался, ведь соответствующие изменения в п.п. 215.3.10 НКУ, которыми была установлена ставка розничного акциза для ЖЭС, заработали лишь с 01.05.2022. Вышеупомянутая переходная норма из п. 40 подразд. 5 разд. ХХ НКУ реализации ЖЭС не касается! То есть розничный акциз с реализации ЖЭС должны уплачивать, только начиная с 1 мая 2022 года и только производители и импортеры!

Макс-розничные цены (МРЦ) и цены продажи. Здесь по большей части все остается по-прежнему. Для целей максцены продажи Закон № 481 (ст. 111, 15 и 18) и НКУ (п. 221.3) ориентируют на МРЦ, которая нанесена на упаковке соответствующего товара (продукции). Однако же МРЦ сейчас точно должна быть нанесена только на упаковке сигарет, папирос и сигарилл!

Ведь до 2024 года на упаковку тех новых табачных изделий и ЖЭС, которые попали с 2022 года под МРЦ, можно МРЦ не наносить. И если такая цена на упаковке не указана, то ориентир — на дату изготовления изделия, то есть на МРЦ, которая действовала на такую дату. Если МРЦ не указана (!) на упаковке, информацию о МРЦ такого изделия надо искать на веб-портале ГНСУ на сервисе «Информация о максимальных розничных ценах производителей и импортеров подакцизных товаров (продукции)» по адресу tax.gov.ua/cigars

Чтобы определить максцену, по которой розничные торговцы имеют право реализовать табачные изделия или ЖЭС, надо соответствующую МРЦ, которая указана на упаковке или информация о которой получена на веб-портале ГНСУ, умножить на 105 %.

Акцизные марки. Розничные торговцы должны знать, что на период до прекращения или отмены военного положения Законом № 2118 разрешено производство и импорт сигарет, папирос, сигар и сигарилл с табаком или его заменителями, маркированных марками акцизного налога, предназначенных для табакосодержащих изделий для электрического нагревания (ТИЭН) (п. 69.8 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Также Законом № 2120 разрешено (в случае невозможности изготовления марок в Украине) импортировать такие изделия, маркированные акцизными марками, напечатанными за пределами Украины (п. 69.20 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Кроме того, изменениями в ст. 18 Закону № 481 на это же время разрешено импорт и реализацию в Украине сигарет с фильтром и ТИЭН с маркированием марками изготовленными и маркированными (включая язык) согласно требованиям государства — члена ЕС — производителя такой продукции.

Торговля и хранение алкоголя

Запрет на продажу алкоголя. Пункт 13 ч. 1 ст. 8 Закона «О правовом режиме военного положения» предусматривает, что военное командование вместе с военными администрациями (в случае их образования) могут самостоятельно или с привлечением органов исполнительной власти, органов местного самоуправления устанавливать в порядке, определенном КМУ, запрет на торговлю алкогольными напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе. Порядок такого запрета утвержден постановлением КМУ от 29.12.2021 № 1457.

Такой запрет вводится в пределах территории, на которой вводится военное положение путем издания приказа военным командованием вместе с военной администрацией (в случае ее образования) с целью обеспечения общественной безопасности и порядка.

Так, приказом военного командования и военной администрации (в случае ее образования) определяется время введения и срок действия запрета торговли алко-напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе, в пределах территории, на которой вводится военное положение. Об этом информируют хозсубъектов и население на соответствующей территории в частности через средства массовой информации. Сейчас в ряде регионов продажа алкоголя запрещена вообще, в некоторых есть небольшие послабления в отношении этого. Поэтому, уважаемые продавцы алкогольных напитков и спиртовых веществ, соблюдайте соответствующие ограничения на торговлю этими товарами, которые установлены вашими местными военными администрациями. Иначе можете натолкнуться на санкции (см. ниже).

И помните, что никто не отменял также все остальные правила и ограничения в отношении торговли алко-напитками (и табачными изделиями), установленные в ст. 151 — 153 Закона № 481!

Акцизные марки. Чтобы не было во время фактических проверок вопросов об акцизных марках на алко-напитках, надо помнить о следующем. С 1 января этого года не подлежат маркировке (см. п. 226.10 НКУ), в частности: обычные (неигристые) вина и сброженные напитки, которые классифицируются в товарной позиции 2204 (кроме 2204 10, 2204 21 06 00, 2204 21 07 00, 2204 21 08 00, 2204 21 09 00, 2204 22 10 00, 2204 29 10 00) и в товарных подкатегориях 2205 10 10 00, 2205 90 10 00, 2206 00 59 00, 2206 00 89 00 согласно УКТ ВЭД, фактическая крепость которых выше 1,2 % объемных единиц этилового спирта, но не выше 15 % объемных единиц этилового спирта, при условии, что этиловый спирт, который содержится в готовом продукте, имеет полностью ферментное (эндогенное) происхождение.

Этот вопрос важен также в свете того, что при реализации алко-напитков в чеке РРО необходимо указывать штрих-код (серию и номер) акцизной марки*****. В то же время остатки упомянутых товаров, которые поступали еще маркированными, придется реализовывать с указанием штрих-кодов акцизных марок. Подробнее об этих и других нюансах читайте в материале «Немаркированный алкоголь и чек РРО», «Налоги & бухучет», 2022, № 15.

При этом также помните, что

во время военного положения из всех РРО-штрафов применяются штрафы за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров

(подробнее — см. ниже).

***** Алко-напитки, маркированные марками предыдущего образца (без наличия штрих-кода) реализуются без отражения штрих-кода, в пределах пригодности такого напитка к употреблению.

Прочее. Напоминаем также о необходимости соблюдения торговцами минимальных оптово-отпускных и розничных цен на алкогольные напитки (см. постановление КМУ от 30.10.2008 № 957)!

Помните, что и во время военного положения хранение алко-напитков согласно ст. 15 Закона № 481 может осуществляться только в местах их хранения, внесенных в Единый государственный реестр мест хранения. Исключения здесь составляют лишь факты хранения алкоголя в той же точке, где и продаете (магазин, кафе, бар и т. п., потому что эти пункты и так есть в реестре), и хранение сухих вин.

Ограничение для лечебного спирта и спирт-настоек. На период военного положения ст. 18 Закона № 481 установлено, что спирт этиловый, который используется как лекарственное средство, и спиртовые или водно-спиртовые настойки реализуются в розницу только через аптеки в флаконах из медицинского стекла или в пластиковых флаконах и банках медицинского назначения с объемом содержимого лекарственного средства не более 100 куб. см., кроме таких лекарственных средств, как бальзамы. И хотя это — не «именно алкогольные» напитки, но ими сейчас подторговывают не только аптеки…

Проверки и штрафные санкции

Зеленый свет фактическим проверкам. Налоговики в БЗ 113.05 напомнили, что изменениями в п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ с 17 марта прекращен мораторий на проведениеку фактических проверок, в т. ч. проверок в отношении соблюдения требований Закона № 481. ПОэтому во время осуществления фактических проверок налоговики имеют право проверять соблюдение законодательства, в частности, по интересным нам вопросам: порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, а также — наличия лицензий, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров.

Да еще и в упомянутой норме появилось уточнение: в случае выявления нарушений по результатам фактических проверок штрафы применяются, а требования законодательства в отношении остановки штрафов на период военного положения или карантина не применяются (!) в том числе положения п.п. 112.8.9 НКУ (о форс-мажоре).

Итак, все виды фактических проверок сейчас налоговикам разрешены, как и применение штрафов за нарушения, выявленные во время таких проверок!

РРО-«приманки». Конечно, розничная торговля упомянутыми подакцизными товарами и во время войны может осуществляться через РРО/ПРРО. С одной стороны, хорошо, что в п. 12 разд. ІІ Закона об РРО прописали неприменение санкций за нарушения РРО-норм на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины. А из другой — неважно, что это освобождение не распространили на санкции за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров! Такие нарушения налоговики как раз и выявляют на законодательно «реанимированных» фактических проверках. Ведь фискалы имеют право налагать РРО-штрафы лишь на тех, кто нарушает порядок осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров.

В связи с этим напомним, что согласно п.п. 11 ст. 3 Закона об РРО хозсубъекты обязаны проводить расчетные операции через РРО/ПРРО для подакцизных товаров с использованием режима программирования с указанием кода УКТ ВЭД, наименования товаров, цен товаров и учета их количества, а также с указанием цифрового значения штрихового кода акцизной марки (серия и номер) при розничной торговле алко-напитками. Но формально штрафовать налоговики могут не только за нарушения требований этой нормы, но и за другие нарушения порядка осуществления расчетных операций с подакцизными товарами (например, за невыдачу чека РРО/ПРРО)!

Собственно санкции. Ниже приводим неисчерпывающий перечень основных видов санкций, которые могут вам угрожать от налоговиков во время фактических проверок, связанных с алко-табачными товарами.

Виды санкций, которые могут применить налоговики

За какие нарушения (сфера и состав нарушения)

Размер санкции

Чем установлена

Субъект штрафования

РРО-нарушение.

Непроведение, проведение на неполную сумму, невыдача (в бумажном виде и/или электронной форме) расчетного документа в случае продажи подакцизных товаров

(1) 100 % стоимости проданных с нарушением товаров (за первое нарушение)

150 % — за каждое последующее нарушение;

ст. 17 Закона об РРО

хозсубъект

(2) от 2 до 5 ННМДГ (34 — 85 грн)

ст. 1551 КУоАП

(3) от 5 до 10 ННМДГ (85 — 170 грн)

-«-

должностные лица

Проведение расчетных операций через РРО/ПРРО без использования режима программирования наименования каждого подакцизного товара с указанием кода УКТ ВЭД, цены товара и учета его количества; без указания штрих-кода акцизной марки

300 ННМДГ (5100 грн)

ст. 17 Закона об РРО

хозсубъект

Розничная торговля алкогольными напитками или горючим через РРО (КУРО), не указанный в лицензии

200 % стоимости реализованной через РРО (КУРО) продукции, но не менее 10000 грн

ст. 17 Закона № 481

хозсубъект

Нарушение правил торговли.

Нарушение правил розничной торговли алкоголем и табачными изделиями (требований ст. 153 Закона № 481), в частности торговля алко-напитками на территориях, где внедрено военное или чрезвычайное положение, в нарушение установленных местных ограничений или запрета торговли такими товарами*.

(1) 6800 грн

ст. 17 Закона № 481

хозсубъект

(2) от 400 до 800 ННМДГ (6800 — 13600 грн)

ст. 156 КУоАП

должностные лица юрлиц, ФЛП

Безлицензионная торговля.

Торговля алко-напитками табачными изделиями и ЖЭС без наличия лицензии**

(1) 200% стоимости полученной партии товара, но не менее 17000 грн

ст. 17 Закона № 481

хозсубъект

(2) от 1000 до 2000 НМДГ ( от 17000 до 34000 грн)

ч. 1 ст. 164 КУоАП

должностные лица, ФЛП

Хранение алкоголя и табачных изделий.

Хранение табачных изделий и ЖЭС и/или алкогольных напитков по адресу, который не внесен в Единый реестр мест хранения

100% стоимости товара, который находится в таком месте хранения, но не менее 17 тыс. грн

Ст. 17 Закона № 481

хозсубъект

«Марочные» нарушения*** и реализация фальсификата.

Хранение, транспортировка, реализация фальсифицированных алкогольных напитков или табачных изделий; алкогольных напитков или табачных изделий без марок акцизного налога установленного образца или с подделанными марками акцизного налога.

200 % стоимости товара, но не менее 17000 грн

ст. 17 Закона № 481

хозсубъект

Осуществление розничной или оптовой торговли алкогольными напитками или табачными изделиями без марок акцизного налога или с подделанными марками

от 200 до 600 ННМДГ (3400 — 10 200 грн) с конфискацией предметов торговли и выручки, полученной от продажи предметов торговли

ст. 156 КУоАП

должностные лица, ФЛП

Хранение или транспортировка алко-напитков или табачных изделий с подделанными или фальсифицированными марками акцизного налога

от 100 до 250 ННМДГ (1700 — 4250 грн) с конфискацией таких алкогольных напитков или табачных изделий

ст. 1645 КУоАП

должностные лица

Ценовые нарушения.

Розничная торговля табачными изделиями по ценам, которые выше МРЦ на табачные изделия, установленным производителями или импортерами таких табачных изделий, увеличенным на суммы розничного акциза

100 % стоимости имеющихся у хозсубъекта табачных изделий, но не менее 10000 грн

ст. 17 Закона № 481

хозсубъект

Оптовая или розничная торговля коньяком, алко-напитками, водкой, ликероводочными изделиями и вином по ценам ниже чем установленные минимальные оптово-отпускные или розничные цены на такие напитки

100% стоимости полученной партии товара, рассчитанной исходя из минимальных оптово-отпускных или розничных цен, но не менее 10000 грн

-«-

-«-

* Предупреждаем, что 6 апреля ВРУ зарегистрирован законопроект № 7261, которым планируется ввести уголовную ответственность за торговлю алко-напитками на территориях, где введено военное или чрезвычайное положение, в нарушение установленных ограничений или запрета торговли, а именно:

— штраф от 1000 до 3000 ННМДГ (17000 — 51000 грн);

— общественные работы на срок от 150 до 240 часов.

Те же действия, совершенные повторно или по предварительному заговору группой лиц, будут караться штрафом от 3000 до 8000 ННМДГ (51000 — 136 000 грн) или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

** Статья 17 Закона № 481 еще предусматривает санкцию в 17000 грн к оптовым торговцам алкоголем и табаком за неподачу / несвоевременноую подачу или подачу с недостоверными ведомостями отчетов №1-ОА и №1-ОТ.

*** Под все упомянутые штрафы фискалы подводят и случаи продажи (хранения) товаров с поврежденными акцизными марками!

В конце. Торговцы! Имейте также в виду, что налоговики (в частности в БЗ 113.05) подробно проинформировали, каким образом (и по каким телефонам) потребители товаров могут сообщить фискалам разных регионов о нарушении в сфере розничной торговли. В частности: о нарушении в отношении неприменения РРО/ПРРО при осуществлении расчетов за продажу подакцизной продукции, продажи алко-напитков, в случае запрета такой продажи местной администрацией во время действия военного положения и т. п. Поэтому, даже в такие суровые времена стремитесь не нарушать нормативы. И лучше добровольно, а не принудительно (через штрафы) финансово помогайте Украине выйти из беды.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше