* Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс…» от 03.03.2022 № 2118-IX.
** Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс…» от 15.03.2022 № 2120-IX.
*** Закон «О государственном регулировании…» от 19.12.1995 № 481/95-ВР.
Общее лицензионное
Согласно ст. 18 Закона № 481 считаются действующими лицензии, по которым до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины или при наличии обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) не уплачен очередной платеж за лицензию и/или истек срок действия лицензии, в частности, на право: оптовой и розничной торговли табачными изделиями и ЖЭС, алкогольными напитками.
Поэтому,
если во время действия военного положения очередной платеж за соответствующую лицензию вами не уплачен и/или истек срок действия лицензии, она считается действующей и вы можете продолжать спокойно торговать упомянутыми товарами до прекращения или отмены военного положения
Обязанности в отношении уплаты очередных платежей и/или действия по продлению лицензии необходимо будет выполнить в течение 30 дней, следующих за днем прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения в Украине.
Кроме того, постановление КМУ «Некоторые вопросы обеспечения ведения хозяйственной деятельности в условиях военного положения» от 18.03.2022 № 314 (действует с 19 марта с. г.) позволяет начинать проводить во время действия военного положения виды деятельности, которые требуют получения лицензий и разрешений на основании поданной в Минэкономики декларации. Считаем, что такое разрешение распространяется и на оптовую и розничную торговлю алкогольными и табачными товарами и ЖЭС. Поэтому в случае предоставления Минэкономики и принятия последним упомянутой декларации можно начинать упомянутые виды деятельности — без получения/наличия соответствующих лицензий. Но тем, кто работал в период военного положения на основании такой декларации, после войны придется получать разрешительные документы и лицензии в общем порядке. Для этого им безотлагательно, но не позднее одного месяца после отмены военного положения, надо обратиться в соответствующие органы лицензирования, разрешительные органы и к субъектам предоставления публичных (электронных публичных) услуг.
И хотя налоговики в отношении использования такой декларации для видов деятельности, связанных с табачными, алкогольными и горючими товарами (которые подпадают под Закон № 481) еще четко не высказывались, но такие виды деятельности к запрещенным в постановлении КМУ от 18.03.2022 № 314 не попали!
Подробнее о такой возможности читайте в «Налоги & бухучет», 2022, № 25 в материале «Лицензии и документы разрешительного характера во время военного положения» https://i.factor.ua/ukr/journals/nibu/2022/april/issue-25/article-120088.html
Торговля алко-табачными товарами плательщиками спецЕН
Законом от 01.04.2022 № 2173-IX начиная с 16.04.2022 и до отмены военного положения снят запрет на осуществление розничной торговли подакцизными товарами для плательщиков ЕН, которые работают в группе 3 на ставке 2% (спецЕН). То есть с этой даты плательщикам этого спецЕН разрешено торговать в розницу алкогольными напитками и табачными изделиями и ЖЭС.
Итак, в отличие от других плательщиков ЕН, с 16 апреля плательщики спецЕН могут торговать не только пивом, сидром, перри и столовыми винами, а любыми алкогольными напитками. Да еще и табачными изделиями и ЖЭС.
Торговля табачными изделиями и ЖЭС
Розничный акциз. Перекладывание обязанности уплаты розничного акциза с розничных торговцев на плечи производителей и импортеров было осуществлено с 1 мая! Законом от 21.04.2022 № 2218-IX (вступил в силу с 30.04.2022) соответствующие изменения в БКУ и НКУ были сдвинуты назад: с 1 января 2023 года на 1 мая 2022 года****! Поэтому они уже начали действовать — и начиная с этой даты плательщиками розничного акциза официально уже стали производители и импортеры табачных изделий, а также ЖЭС (в отношени которых см. также ниже)!
**** О предварительном переносе этих изменений в БКУ и НКУ читайте в «Налоги & бухучет», 2022, № 22 в материале «Розничный акциз с табачных изделий и ЖЭС с 1 апреля» /i.factor.ua/ukr/journals/nibu/2022/april/issue-22/article-119936.html)
В то же время в п. 40 подразд. 5 разд. ХХ, который был внесен в НКУ Законом от 15.03.2022 № 2139-IX, речь тоже идет об уплате до 2023 года розничного акциза по старым правилам (то есть — розничными торговцами) с табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака, произведенных до 1 апреля 2022 года, в том числе иностранными производителями, и не реализованных конечным потребителям до 1 апреля 2022 года! Законопроектом № 7311 от 24.04.2022 в этой норме (п. 40 подразд. 5 разд. ХХ НКУ) предусмотрено дату 1 апреля заменить на 1 мая 2022 года. Поэтому после принятия этого законопроекта эти даты уже будут привязаны к изменениям в БКУ и НКУ в отношении розничного акциза, которые уже действуют с 1 мая с. г.
Итак,
до конца 2022 года розничные торговцы еще должны будут уплачивать розничный акциз — но только с продажи табачных изделий, произведенных до 1 мая 2022 года, в том числе иностранными производителями
Таким образом, розничникам теперь придется следить за датами изготовления, которые указаны на упаковках табачных изделий, чтобы четко знать, с реализации каких уплачивать 5 %, а с каких нет…
Розничный акциз с продажи ЖЭС. До 01.05.2022 года не уплачивался, ведь соответствующие изменения в п.п. 215.3.10 НКУ, которыми была установлена ставка розничного акциза для ЖЭС, заработали лишь с 01.05.2022. Вышеупомянутая переходная норма из п. 40 подразд. 5 разд. ХХ НКУ реализации ЖЭС не касается! То есть розничный акциз с реализации ЖЭС должны уплачивать, только начиная с 1 мая 2022 года и только производители и импортеры!
Макс-розничные цены (МРЦ) и цены продажи. Здесь по большей части все остается по-прежнему. Для целей максцены продажи Закон № 481 (ст. 111, 15 и 18) и НКУ (п. 221.3) ориентируют на МРЦ, которая нанесена на упаковке соответствующего товара (продукции). Однако же МРЦ сейчас точно должна быть нанесена только на упаковке сигарет, папирос и сигарилл!
Ведь до 2024 года на упаковку тех новых табачных изделий и ЖЭС, которые попали с 2022 года под МРЦ, можно МРЦ не наносить. И если такая цена на упаковке не указана, то ориентир — на дату изготовления изделия, то есть на МРЦ, которая действовала на такую дату. Если МРЦ не указана (!) на упаковке, информацию о МРЦ такого изделия надо искать на веб-портале ГНСУ на сервисе «Информация о максимальных розничных ценах производителей и импортеров подакцизных товаров (продукции)» по адресу tax.gov.ua/cigars
Чтобы определить максцену, по которой розничные торговцы имеют право реализовать табачные изделия или ЖЭС, надо соответствующую МРЦ, которая указана на упаковке или информация о которой получена на веб-портале ГНСУ, умножить на 105 %.
Акцизные марки. Розничные торговцы должны знать, что на период до прекращения или отмены военного положения Законом № 2118 разрешено производство и импорт сигарет, папирос, сигар и сигарилл с табаком или его заменителями, маркированных марками акцизного налога, предназначенных для табакосодержащих изделий для электрического нагревания (ТИЭН) (п. 69.8 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Также Законом № 2120 разрешено (в случае невозможности изготовления марок в Украине) импортировать такие изделия, маркированные акцизными марками, напечатанными за пределами Украины (п. 69.20 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
Кроме того, изменениями в ст. 18 Закону № 481 на это же время разрешено импорт и реализацию в Украине сигарет с фильтром и ТИЭН с маркированием марками изготовленными и маркированными (включая язык) согласно требованиям государства — члена ЕС — производителя такой продукции.
Торговля и хранение алкоголя
Запрет на продажу алкоголя. Пункт 13 ч. 1 ст. 8 Закона «О правовом режиме военного положения» предусматривает, что военное командование вместе с военными администрациями (в случае их образования) могут самостоятельно или с привлечением органов исполнительной власти, органов местного самоуправления устанавливать в порядке, определенном КМУ, запрет на торговлю алкогольными напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе. Порядок такого запрета утвержден постановлением КМУ от 29.12.2021 № 1457.
Такой запрет вводится в пределах территории, на которой вводится военное положение путем издания приказа военным командованием вместе с военной администрацией (в случае ее образования) с целью обеспечения общественной безопасности и порядка.
Так, приказом военного командования и военной администрации (в случае ее образования) определяется время введения и срок действия запрета торговли алко-напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе, в пределах территории, на которой вводится военное положение. Об этом информируют хозсубъектов и население на соответствующей территории в частности через средства массовой информации. Сейчас в ряде регионов продажа алкоголя запрещена вообще, в некоторых есть небольшие послабления в отношении этого. Поэтому, уважаемые продавцы алкогольных напитков и спиртовых веществ, соблюдайте соответствующие ограничения на торговлю этими товарами, которые установлены вашими местными военными администрациями. Иначе можете натолкнуться на санкции (см. ниже).
И помните, что никто не отменял также все остальные правила и ограничения в отношении торговли алко-напитками (и табачными изделиями), установленные в ст. 151 — 153 Закона № 481!
Акцизные марки. Чтобы не было во время фактических проверок вопросов об акцизных марках на алко-напитках, надо помнить о следующем. С 1 января этого года не подлежат маркировке (см. п. 226.10 НКУ), в частности: обычные (неигристые) вина и сброженные напитки, которые классифицируются в товарной позиции 2204 (кроме 2204 10, 2204 21 06 00, 2204 21 07 00, 2204 21 08 00, 2204 21 09 00, 2204 22 10 00, 2204 29 10 00) и в товарных подкатегориях 2205 10 10 00, 2205 90 10 00, 2206 00 59 00, 2206 00 89 00 согласно УКТ ВЭД, фактическая крепость которых выше 1,2 % объемных единиц этилового спирта, но не выше 15 % объемных единиц этилового спирта, при условии, что этиловый спирт, который содержится в готовом продукте, имеет полностью ферментное (эндогенное) происхождение.
Этот вопрос важен также в свете того, что при реализации алко-напитков в чеке РРО необходимо указывать штрих-код (серию и номер) акцизной марки*****. В то же время остатки упомянутых товаров, которые поступали еще маркированными, придется реализовывать с указанием штрих-кодов акцизных марок. Подробнее об этих и других нюансах читайте в материале «Немаркированный алкоголь и чек РРО», «Налоги & бухучет», 2022, № 15.
При этом также помните, что
во время военного положения из всех РРО-штрафов применяются штрафы за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров
(подробнее — см. ниже).
***** Алко-напитки, маркированные марками предыдущего образца (без наличия штрих-кода) реализуются без отражения штрих-кода, в пределах пригодности такого напитка к употреблению.
Прочее. Напоминаем также о необходимости соблюдения торговцами минимальных оптово-отпускных и розничных цен на алкогольные напитки (см. постановление КМУ от 30.10.2008 № 957)!
Помните, что и во время военного положения хранение алко-напитков согласно ст. 15 Закона № 481 может осуществляться только в местах их хранения, внесенных в Единый государственный реестр мест хранения. Исключения здесь составляют лишь факты хранения алкоголя в той же точке, где и продаете (магазин, кафе, бар и т. п., потому что эти пункты и так есть в реестре), и хранение сухих вин.
Ограничение для лечебного спирта и спирт-настоек. На период военного положения ст. 18 Закона № 481 установлено, что спирт этиловый, который используется как лекарственное средство, и спиртовые или водно-спиртовые настойки реализуются в розницу только через аптеки в флаконах из медицинского стекла или в пластиковых флаконах и банках медицинского назначения с объемом содержимого лекарственного средства не более 100 куб. см., кроме таких лекарственных средств, как бальзамы. И хотя это — не «именно алкогольные» напитки, но ими сейчас подторговывают не только аптеки…
Проверки и штрафные санкции
Зеленый свет фактическим проверкам. Налоговики в БЗ 113.05 напомнили, что изменениями в п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ с 17 марта прекращен мораторий на проведениеку фактических проверок, в т. ч. проверок в отношении соблюдения требований Закона № 481. ПОэтому во время осуществления фактических проверок налоговики имеют право проверять соблюдение законодательства, в частности, по интересным нам вопросам: порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, а также — наличия лицензий, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров.
Да еще и в упомянутой норме появилось уточнение: в случае выявления нарушений по результатам фактических проверок штрафы применяются, а требования законодательства в отношении остановки штрафов на период военного положения или карантина не применяются (!) в том числе положения п.п. 112.8.9 НКУ (о форс-мажоре).
Итак, все виды фактических проверок сейчас налоговикам разрешены, как и применение штрафов за нарушения, выявленные во время таких проверок!
РРО-«приманки». Конечно, розничная торговля упомянутыми подакцизными товарами и во время войны может осуществляться через РРО/ПРРО. С одной стороны, хорошо, что в п. 12 разд. ІІ Закона об РРО прописали неприменение санкций за нарушения РРО-норм на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины. А из другой — неважно, что это освобождение не распространили на санкции за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров! Такие нарушения налоговики как раз и выявляют на законодательно «реанимированных» фактических проверках. Ведь фискалы имеют право налагать РРО-штрафы лишь на тех, кто нарушает порядок осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров.
В связи с этим напомним, что согласно п.п. 11 ст. 3 Закона об РРО хозсубъекты обязаны проводить расчетные операции через РРО/ПРРО для подакцизных товаров с использованием режима программирования с указанием кода УКТ ВЭД, наименования товаров, цен товаров и учета их количества, а также с указанием цифрового значения штрихового кода акцизной марки (серия и номер) при розничной торговле алко-напитками. Но формально штрафовать налоговики могут не только за нарушения требований этой нормы, но и за другие нарушения порядка осуществления расчетных операций с подакцизными товарами (например, за невыдачу чека РРО/ПРРО)!
Собственно санкции. Ниже приводим неисчерпывающий перечень основных видов санкций, которые могут вам угрожать от налоговиков во время фактических проверок, связанных с алко-табачными товарами.
Виды санкций, которые могут применить налоговики
За какие нарушения (сфера и состав нарушения) | Размер санкции | Чем установлена | Субъект штрафования |
РРО-нарушение. Непроведение, проведение на неполную сумму, невыдача (в бумажном виде и/или электронной форме) расчетного документа в случае продажи подакцизных товаров | (1) 100 % стоимости проданных с нарушением товаров (за первое нарушение) 150 % — за каждое последующее нарушение; | ст. 17 Закона об РРО | хозсубъект |
(2) от 2 до 5 ННМДГ (34 — 85 грн) | ст. 1551 КУоАП | ||
(3) от 5 до 10 ННМДГ (85 — 170 грн) | -«- | должностные лица | |
Проведение расчетных операций через РРО/ПРРО без использования режима программирования наименования каждого подакцизного товара с указанием кода УКТ ВЭД, цены товара и учета его количества; без указания штрих-кода акцизной марки | 300 ННМДГ (5100 грн) | ст. 17 Закона об РРО | хозсубъект |
Розничная торговля алкогольными напитками или горючим через РРО (КУРО), не указанный в лицензии | 200 % стоимости реализованной через РРО (КУРО) продукции, но не менее 10000 грн | ст. 17 Закона № 481 | хозсубъект |
Нарушение правил торговли. Нарушение правил розничной торговли алкоголем и табачными изделиями (требований ст. 153 Закона № 481), в частности торговля алко-напитками на территориях, где внедрено военное или чрезвычайное положение, в нарушение установленных местных ограничений или запрета торговли такими товарами*. | (1) 6800 грн | ст. 17 Закона № 481 | хозсубъект |
(2) от 400 до 800 ННМДГ (6800 — 13600 грн) | ст. 156 КУоАП | должностные лица юрлиц, ФЛП | |
Безлицензионная торговля. Торговля алко-напитками табачными изделиями и ЖЭС без наличия лицензии** | (1) 200% стоимости полученной партии товара, но не менее 17000 грн | ст. 17 Закона № 481 | хозсубъект |
(2) от 1000 до 2000 НМДГ ( от 17000 до 34000 грн) | ч. 1 ст. 164 КУоАП | должностные лица, ФЛП | |
Хранение алкоголя и табачных изделий. Хранение табачных изделий и ЖЭС и/или алкогольных напитков по адресу, который не внесен в Единый реестр мест хранения | 100% стоимости товара, который находится в таком месте хранения, но не менее 17 тыс. грн | Ст. 17 Закона № 481 | хозсубъект |
«Марочные» нарушения*** и реализация фальсификата. Хранение, транспортировка, реализация фальсифицированных алкогольных напитков или табачных изделий; алкогольных напитков или табачных изделий без марок акцизного налога установленного образца или с подделанными марками акцизного налога. | 200 % стоимости товара, но не менее 17000 грн | ст. 17 Закона № 481 | хозсубъект |
Осуществление розничной или оптовой торговли алкогольными напитками или табачными изделиями без марок акцизного налога или с подделанными марками | от 200 до 600 ННМДГ (3400 — 10 200 грн) с конфискацией предметов торговли и выручки, полученной от продажи предметов торговли | ст. 156 КУоАП | должностные лица, ФЛП |
Хранение или транспортировка алко-напитков или табачных изделий с подделанными или фальсифицированными марками акцизного налога | от 100 до 250 ННМДГ (1700 — 4250 грн) с конфискацией таких алкогольных напитков или табачных изделий | ст. 1645 КУоАП | должностные лица |
Ценовые нарушения. Розничная торговля табачными изделиями по ценам, которые выше МРЦ на табачные изделия, установленным производителями или импортерами таких табачных изделий, увеличенным на суммы розничного акциза | 100 % стоимости имеющихся у хозсубъекта табачных изделий, но не менее 10000 грн | ст. 17 Закона № 481 | хозсубъект |
Оптовая или розничная торговля коньяком, алко-напитками, водкой, ликероводочными изделиями и вином по ценам ниже чем установленные минимальные оптово-отпускные или розничные цены на такие напитки | 100% стоимости полученной партии товара, рассчитанной исходя из минимальных оптово-отпускных или розничных цен, но не менее 10000 грн | -«- | -«- |
* Предупреждаем, что 6 апреля ВРУ зарегистрирован законопроект № 7261, которым планируется ввести уголовную ответственность за торговлю алко-напитками на территориях, где введено военное или чрезвычайное положение, в нарушение установленных ограничений или запрета торговли, а именно: — штраф от 1000 до 3000 ННМДГ (17000 — 51000 грн); — общественные работы на срок от 150 до 240 часов. Те же действия, совершенные повторно или по предварительному заговору группой лиц, будут караться штрафом от 3000 до 8000 ННМДГ (51000 — 136 000 грн) или лишением свободы на срок от двух до пяти лет. ** Статья 17 Закона № 481 еще предусматривает санкцию в 17000 грн к оптовым торговцам алкоголем и табаком за неподачу / несвоевременноую подачу или подачу с недостоверными ведомостями отчетов №1-ОА и №1-ОТ. *** Под все упомянутые штрафы фискалы подводят и случаи продажи (хранения) товаров с поврежденными акцизными марками! |
В конце. Торговцы! Имейте также в виду, что налоговики (в частности в БЗ 113.05) подробно проинформировали, каким образом (и по каким телефонам) потребители товаров могут сообщить фискалам разных регионов о нарушении в сфере розничной торговли. В частности: о нарушении в отношении неприменения РРО/ПРРО при осуществлении расчетов за продажу подакцизной продукции, продажи алко-напитков, в случае запрета такой продажи местной администрацией во время действия военного положения и т. п. Поэтому, даже в такие суровые времена стремитесь не нарушать нормативы. И лучше добровольно, а не принудительно (через штрафы) финансово помогайте Украине выйти из беды.