Темы статей
Выбрать темы

POS-терминал или «виртуальный терминал»?

Казанова Марина, налоговый эксперт
С 01.01.2022 расширился круг РРО/ПРРО-обязанных (в частности, за счет ФЛП-единоналожников). А следовательно, и тех, кто должен применять платежные терминалы. И все чаще звучат вопросы: «решает ли проблему наличие вместо POS-терминала так называемого «виртуального терминала»?» Предлагаем разобраться с этим.

Прежде всего заметим, что на время действия военного положения нет никаких послаблений или освобождений от штрафов в отношении применения платежных терминалов. Наоборот — усилен контроль за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства в отношении обеспечения права покупателя рассчитаться с помощью электронное платежного средства*. Для этого есть объективные основания. Ведь в регионах, где ведутся боевые действия, обеспечить банкоматы наличностью довольно сложно. И у граждан фактически есть деньги только на карте.

* Подробнее об этом смотрите в статьях: «POS-терминал и военное положение», «Налоги & бухучет», 2022, № 24; «ФЛП vs военное положение: особенности работы», «Налоги & бухучет», 2022, № 26.

Нас интересует вопрос: можно ли физический (POS) терминал заменить так называемым «виртуальным терминалом», который предусматривает, что покупатель должен сам отсканировать QR-код на товаре или на кассе и дальше или с помощью специального приложения или путем «ручного» ввода реквизитов карты осуществить оплату.

Чтобы ответить на этот вопрос, взглянем, что требуют нормы законодательства.

По действующим до 01.08.2022 нормам Закона № 2346** (п. 14.19 ст. 14) и Закона о защите прав потребителей*** (ст. 17) субъекты хозяйствования должны обеспечить покупателю/заказчику возможность рассчитаться за товары/работы/ услуги электронным платежным средством (ЭПС). Если для такого субъекта хозяйствования законодательством установлена обязанность принимать ЭПС к оплате.

** Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 № 2346-III.

*** Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 № 1023-XII.

Обратите внимание: речь идет о том, что нужно обеспечить сам прием ЭПС, а не просто обеспечить для покупателя возможность рассчитаться безналично.

А как должен быть организован такой прием? Фактически ответ дает постановление № 878****.

**** Постановление КМУ «Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.09.2010 № 878.

Из постановления № 878 прямо следует, что для «приема» от покупателя ЭПС торговцу нужен именно платежный терминал: «Количество платежных терминалов должна составлять не менее чем 50 процентов количества регистраторов расчетных операций, а в случае наличия одного регистратора расчетных операций субъект хозяйствования обязан обеспечить прием специальных платежных средств».

В свою очередь, платежный терминал по нынешнему Закону № 2346 — это электронное устройство, предназначенное для инициирования перевода со счета, в том числе выдачи наличности, получения справочной информации и печати документа по операции с применением электронное платежного средства.

Итак, мы видим, что «виртуальный терминал» проблему не решает. У торговца нет никакого специального электронного устройства. В таком случае не происходит приема в оплату собственно ЭПС (карты) покупателя. Оплата принимается с помощью платежного приложения. А законодательство требует дать возможность покупателю/заказчику рассчитаться с помощью ЭПС.

Таким образом,

«виртуальный терминал», который не предусматривает прием собственно ЭПС покупателя, не может заменить платежный терминал.

Как будет после 01.08.2022? С этой даты утратит силу Закон № 2346 и заработают нормы уже нового Закона о платежных услугах*****. Также в новой редакции будет изложена ст. 17 Закона о защите прав потребителей. Хотя не исключено, что в условиях существующей ситуации в стране эта дата будет и отсрочена.

***** Закон Украины «О платежных услугах» от 30.06.2021 № 1591-IX.

Что важно. В этих законодательных нормах уже не идет речь о том, что субъект хозяйствования должен обеспечить возможность покупателю рассчитаться именно ЭПС. А говорится о том, что нужно обеспечить покупателю возможность осуществить расчеты в безналичной форме. Так, Законом о платежных услугах предусмотрено, что:

«торговцы обязаны обеспечивать возможность осуществления безналичных расчетов за проданные товары (предоставленные услуги), в том числе с помощью электронных платежных средств и/или платежных приложений, и/или платежных устройств».

Конструкция «и/или» фактически означает, что:

торговцу достаточно будет обеспечить только какой-либо один из перечисленных способов безналичных расчетов для покупателя. То есть обеспечить ему возможность рассчитаться непосредственно с помощью карты/ЭПС, или с помощью платежного приложения, или с помощью платежного устройства (которым может быть, среди прочего, программно-аппаратная среда мобильного телефона).

Получается, с 01.08.2022, например, достаточным будет, если у продавца будет только способ расчетов с помощью «QR-кассы» (когда покупателю надо с помощью смартфона отсканировать QR-код и потом через специальное приложение осуществить оплату). В таком случае продавец обеспечил покупателю возможность рассчитаться в безналичной форме — с помощью платежного приложения. А то, что у покупателя нет возможности так рассчитаться — это уже проблема покупателя. Ответственности за это не будет для субъекта хозяйствования.

Также скажем несколько слов о том, для кого с 01.08.2022 будут обязательными платежные терминалы.

Закон о защите прав потребителей в редакции от 01.08.2022, как и в нынешней редакции, опять же таки содержит отсылание к тому, что обязанность обеспечить возможность покупателю рассчитаться в безналичной форме действует:

«если согласно законодательству продавец (исполнитель) обязан обеспечить такую возможность».

Закон о платежных услугах, в сущности, обязывает обеспечить такую возможность торговцев. Конкретных требований, что именно торговцы обязательно должны обеспечить покупателю возможность рассчитываться в безналичной форме, — в Законе нет. Сказано только, что:

«сроки, до наступления которых торговцы должны обеспечить возможность осуществления безналичных расчетов (в том числе с использованием электронных платежных средств, платежных приложений или платежных устройств) за проданные ими товары (предоставленные услуги), определяются Кабинетом Министров Украины».

То есть можно понимать, что кто конкретно и в какие сроки должен будет обеспечить после 01.08.2022 возможность покупателю рассчитываться в безналичной форме, будет известно, когда будет принято соответствующее постановление КМУ.

Выводы

  • Сейчас нет послаблений или освобождений от штрафов в отношении применения платежных терминалов. Наоборот — усилен контроль в отношении обеспечения права покупателя рассчитаться с помощью электронного платежного средства.
  • По действующим правилам субъекты хозяйствования, для которых обязательны платежные терминалы, должны иметь такие платежные терминалы, которые обеспечивают прием ЭПС (карт) без каких-либо дополнительных условий для покупателя (типа наличия у покупателя смартфона).
  • Поэтому существующие «виртуальные терминалы», которые не предусматривают собственно прием ЭПС, подходят для тех субъектов хозяйствования, которые не обязаны использовать РРО/ПРРО или имеют другие освобождения от платежных терминалов согласно постановлению № 878.
  • С 01.08.2022 достаточно будет обеспечить только какой-либо один из способов безналичных расчетов для покупателя: (1) с помощью карты/ЭПС, (2) или с помощью платежного приложения, (3) или с помощью платежного устройства. То есть применение «виртуальных терминалов» будут обеспечивать выполнение требований Закона о платежных услугах и Закона о защите прав потребителей. Впрочем, еще нужно будет дождаться «подробностей» от КМУ.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше