Объясним, о чем идет речь.
С 17.03.2022 заработал новый п. 920 разд. VIII Закона № 2464. Он предоставил право плательщикам единого налога, которые избрали упрощенную систему налогообложения — физическим лицам — предпринимателям, которые относятся к группам 2 и 3 плательщиков единого налога (ЕН), а также юридическим лицам, которые относятся к группе 3 плательщиков ЕН, во время периода мобилизации, определенного Указом Президента от 24.02.2022 № 69/2022 (далее — Указ № 69/2022), по собственному решению не уплачивать ЕСВ за наемных работников, призванных во время мобилизации на военную службу в ВСУ.
Итак, чтобы сработало освобождение, должны быть соблюдены следующие условия:
1. Воспользоваться освобождающими предписаниями п. 920 разд. VIII Закона № 2464 могут лишь работодатели:
— ФЛП-единоналожники групп2 и 3;
— юрлица-единоналожники группы 3.
Работодатели-общесистемщики уплачивают ЕСВ по общим правилам.
2. ЕСВ можно не уплачивать за наемных работников, призванных во время мобилизации на военную службу в ВСУ.
За работников, которые приняты на военную службу по контракту, или тех, которые были призваны на военную службу до начала мобилизации, и работников, заключивших контракт добровольца теробороны, ЕСВ уплачиваем в общем порядке.
3. Освобождение от уплаты ЕСВ действует ограниченный период, а именно во время периода мобилизации, определенного Указом Президента от 24.02.2022 № 69/2022. Согласно этому Указу мобилизация проводится в течнеие 90 суток с 24.02.2022.
Вместе с тем освобождающий п. 920 разд. VIII Закона № 2464 вступил в силу с 17.03.2022. Поэтому, скорее всего, налоговики будут настаивать на возможности неуплаты ЕСВ лишь из среднего заработка, который начислен за дни с 17.03.2022.
4. Решение о неуплате ЕСВ работодатели — ЕН групп 2 и 3 принимают самостоятельно.
Рекомендуем принятое решение о неуплате ЕСВ оформить соответствующим приказом (распоряжением)
Внимание! Абзацем вторым п. 920 разд. VIII Закона № 2464 установлено, что суммы ЕСВ, начисленные и не уплаченные указанными работодателями, будут уплачены за счет госбюджета, кроме периодов, в которых наемные работники, призванные во время мобилизации на военную службу в ВСУ, получали доходы в виде денежного обеспечения, с которых был уплачен ЕСВ за счет госбюджета. Что это означает? Что месяцы неуплаты ЕСВ работодателем в любом случае не выпадут из пенсионного стажа работника. Они будут «закрыты» или за счет отдельной уплаты ЕСВ из госбюджета, или за счет ЕСВ, который уплачивался из денежного обеспечения военнослужащего.
Возвращаемся к вопросу. Если предприятие относит на расходы ЕСВ, начисленный на базу начисления мобилизованного работника, то в бухучете, на наш взгляд, это следует отразить так: одновременно с начислением ЕСВ (в зависимости от функциональных обязанностей работника, это может быть, например, Дт 91, 92, 93, 94 — Кт 651) признаем доходы Дт 651 — Кт 719.
Вместе с тем, считаем возможным использовать другой вариант в отношении начисленного, но не уплаченного ЕСВ из дохода мобилизованного работника, а именно: начислен ЕСВ Дт 377 (бюджет) — Кт 651, принято решение о неуплате ЕСВ Дт 651 — Кт 377 (бюджет).