Темы статей
Выбрать темы

Сроки подачи отчетности и уплаты для ФЛП во время войны: обновленная версия

Казанова Марина, налоговый эксперт
Несмотря на то что для ФЛП во время действия военного положения предусмотрены определенные «льготы» в отношении уплаты налогов /ЕСВ (в частности есть возможность не уплачивать ЕСВ «за себя»), все равно возникают обязанности в отношении уплаты тех или иных налогов/сборов и подачи отчетности. Недавно принятый Закон № 2260 существенно изменил подходы к тому, в какие сроки должны уплачиваться налоги и подаваться отчетность во время действия военного положения. Поэтому, чтобы не натолкнуться на штрафы, надо учесть новые правила, которые мы с вами сейчас и проанализируем.

Прежде всего заметим, что Закон № 2260, еще не вступил в силу. Надо некоторое время подождать его подписания Президентом и опубликование. И только после этого Закон № 2260 вступит в силу — со дня, следующего за днем его опубликования. Впрочем, считаем, это произойдет очень скоро.

Как было? На время действия военного положения в НКУ закрепленная норма (п.п. 69.1 подразд. 10 разд. XX), согласно которой в случае невозможности своевременно подать отчетность / уплатить налог / зарегистрировать налоговые, акцизные накладные налогоплательщик освобождается от ответственности с обязательным исполнением таких обязанностей в течение 6 месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине.

Причем согласно редакции нормы, которая действовала до принятия Закона № 2260, доказывать невозможность своевременно исполнить налоговый долг было не нужно. Это подтверждали и сами налоговики.

То есть фактически этой нормой (возможностью подать отчетность и уплатить налоги «несколько позже») могли воспользоваться абсолютно все налогоплательщики.

Как теперь? Теперь внимание! Законом № 2260 эту норму (п.п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ) переписывают! И налогоплательщиков фактически обязывают подавать отчетность и уплачивать налоги в «обычные» сроки (как в «довоенные» времена). Также плательщиков НДС хотят обязать своевременно регистрировать налоговые накладные / расчеты корректировки.

Исключение сделано лишь для тех налогоплательщиков, которые не имеют возможности своевременно исполнять налоговые обязанности в отношении уплаты налогов / подачи отчетности / регистрации налоговых, акцизных накладных.

В п.п. 69.9 подразд. 10 разд. XX НКУ (который предусматривает, что на период действия военного положения останавливается течение налоговых сроков) теперь четко указали, что остановка сроков не касается подачи отчетности, уплаты налогов, регистрации налоговых накладных (НН) / расчетов корректировки (РК).

Налогоплательщиков поделили на:

(1) тех, которые имеют возможность своевременно исполнять налоговые обязанности в отношении соблюдения сроков уплаты налогов и сборов, подачи отчетности, регистрации НН/РК;

(2) и тех кто не имеет такой возможности.

Как будет определяться, или имел налогоплательщик такую возможность или нет?

Порядок подтверждения возможности или невозможности выполнения налогоплательщиком налоговых обязанностей и перечень документов для подтверждения должен утвердить Минфин. То есть:

теперь для того, чтобы считаться плательщиком, у которого нет возможности своевременно подать отчетность / уплачивать налоги, регистрировать НН, такую «невозможность» нужно будет доказывать.

На время подготовки этой статьи соответствующего проекта Минфина в открытых источниках еще не было.

Но сразу успокаиваем. Если у вас, например, была возможность своевременно исполнить налоговый долг, но вы воспользовались нормой из п.п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ, которая фактически действовала для всех налогоплательщиков и позволяла «отсрочить» подачу отчетности / уплату налогов, то никаких рисков для вас это не создает. Обратного действия нормы здесь нет. Закон № 2260 устанавливает переходные нормы — предельные сроки, в течение которых вы имеете еще возможность без штрафов подать отчетность и уплатить налоги за периоды до принятия Закона № 2260.

Для наглядности информацию о том, как именно (в какие сроки) должны налогоплательщики подавать отчетность и уплачивать налоги по новому Закону 2260 (обновленному п.п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ), приведем в таблице.

Налогоплательщик

На какой период приходятся предельные сроки подачи отчетности / уплаты налогов / регистрации НН/РК

Когда нужно подать отчетность / уплатить налоги и сборы / зарегистрировать НН/РК

Налогоплательщик имеет возможность своевременно исполнять налоговые обязанности в отношении соблюдения сроков уплаты налогов и сборов, подачи отчетности, регистрации НН/РК

Если предельный срок подачи отчетности / уплаты налога / регистрации НН/РК пришелся:

— на период с 24.02.2022 по дату вступления в силу Закона № 2260

Зарегистрировать НН/РК — до 15 июля 2022 года;

Подать отчетность — до 20 июля 2022 года;

Уплатить налоги/сборы — не позднее 31 июля 2022 года

— на период после вступления в силу Закона № 2260

В общие сроки, определенные НКУ.

То есть 6-месячная отсрочка-освобождение действовать не будет

Пример 1. Предположим ФЛП (плательщик ЕН группы 3) не подал декларацию единщика за I-й квартал 2022 года. «Стандартный» срок подачи декларации — в течение 40 дней после окончания отчетного квартала (то есть не позднее 10.05.2022 года). Поскольку предельный срок подачи этой декларации (10.05.2022) пришелся на период до вступления в силу Закона № 2260, то подать эту декларацию ФЛП должен до 20 июля 2022 года; а уплатить налог за декларацию — не позднее 31 июля 2022 года.

Пример 2. ФЛП на ЕН группа 2. Не уплатил авансовый взнос за март 2022 года. Поскольку предельный срок уплаты авансового взноса за март (18.03.2022) пришелся на период до вступления в силу Закона № 2260, то уплатить авансовый взнос нужно не позднее 31 июля 2022 года.

Пример 3. ФЛП является плательщиком НДС. У него есть показатели для декларирования в декларации НДС за май. Поскольку предельные сроки подачи декларации по НДС за май (20.06.2022) приходятся на период после вступления в силу Закона № 2260, то подать декларацию он должен в общие сроки — не позднее 20.06.2022 (иначе штраф — 340 грн по п. 120.1 НКУ). А уплатить НО по декларации нужно также в общие сроки — не позднее 30.06.2022.

Если налогоплательщик НЕ имеет возможности своевременно исполнять налоговые обязанности

В течение действия военного положения такая возможность:

Если предельный срок подачи отчетности / уплаты налога / регистрации НН/РК приходится:

— восстановилась

— на период с 24.02.2022 до дня восстановления возможности

В течение 60 к. дн. с первого дня месяца, следующего за месяцем восстановления возможности

— на период после восстановления возможности

В общие сроки, определенные НКУ.

То есть 6-месячная отсрочка-освобождение действовать не будет

— не восстановилась

В течение 6 месяцев после отмены военного положения

Пример 4. ФЛП на ЕН (группа 3) не подал декларацию за 1-й квартал 2022 года. Возможность подавать отчетность восстановилась с 02.06.2022 года. В таком случае подать декларацию и уплатить налог по этой декларации ему нужно не позднее 29.08.2022 года (60 календарных дней, которые отчисляются с 01.07.2022)

Налогоплательщик перешел на «спецЕН» 2 %

Если предельный срок подачи отчетности / уплаты налога / регистрации НН/РК пришелся на период с 24.02.2022 по день перехода на «спецЕН» 2 %

В течение 60 к. дн. со дня перехода на систему налогообложения, на которой такие налогоплательщики находились до перехода на «спецЕН»

Какова будет ответственность, если не подадим отчетность / не уплатим налоги / не зарегистрируем НН в сроки, определенные в этой таблице? К плательщику будут применяться штрафы в «общем» порядке. То есть если, например:

— не подадим своевременно отчетность — применят штраф в 340 грн (согласно п. 120.1 НКУ);

— несвоевременно уплатим налог — штраф, в частности, по ст. 124, 1251 НКУ.

Есть здесь еще нюанс с тем, что пока продолжается карантин, продлевается и действие «карантинного» освобождения от штрафов за нарушения налогового законодательства (п. 521 подразд. 10 разд. XX НКУ). В частности в течение действия карантина не применяются штрафы за несвоевременную регистрацию НН/РК (главное, если предельные сроки регистрации прошли во время действия карантина — зарегистрировать их до конца действия карантина). Но, например, на штрафы за нарушение начисления, декларирования и уплаты НДС, акцизного налога, рентной платы карантинное освобождение не распространяется.

Но:

— судя по всему, карантин таки закончится 31.05.2022;

— налоговики могут не учитывать «карантинное» освобождение от штрафов, если речь идет о проведении проверок, которые разрешены во время военного положения (п.п. 69.2 подразд. 10 разд. XX НКУ).

Освобождений от админштрафов за налоговые правонарушения ни во время действия военного положения, ни во время действия карантина не предусмотрено.

ЕСВ. Здесь пока что радикальных изменений нет. Продолжают действовать нормы пп. 921 и 922 разд. VIII Закона № 2464, согласно которым временно на период действия правового режима военного, чрезвычайного положения и в течение 3 месяцев после прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения:

1) не применяются штрафные санкции, определенные ч. 11 ст. 25 Закона о ЕСВ, в частности, за:

— неуплату, неполную уплату или несвоевременную уплату суммы ЕСВ;

— доначисление своевременно не начисленного ЕСВ;

2) не начисляется пеня, а начисленная пеня за эти периоды подлежит списанию.

Налоговики (категория 201.09 БЗ) также говорят, что:

«физические лица — предприниматели…, которые уплачивают единый взнос сами за себя, освобождаются от административной ответственности за нарушения законодательства по ЕВ с 1 марта 2022 года до прекращения или отмены военного положения в Украине и в течение двенадцати месяцев после прекращения или отмены военного положения, работодатели — на период действия правового режима военного, чрезвычайного положения и в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения».

Имеются в виду админштрафы по ст. 1651 КУоАП.

Но одновременно делают ударение на том, что ст. 38 КУоАП (которая определяет сроки давности для наложения админштрафа) в такие периоды не применяется. То есть намекают на то, что если обязанность в отношении начисления/уплаты/подачи отчетности по ЕСВ не будет выполнена в течение 3 месяцев после отмены военного положения, то они применятся админштраф потом.

Подача разного рода регистрационных заявлений, ф. № 20-ОПП и т. п. (которые не является налоговой отчетностью). Здесь будет продолжать действовать норма из п.п. 69.9 подразд. 10 разд. XX НКУ, которая предусматривает, что на время действия военного положения останавливается течение сроков, определенных налоговым законодательством и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Согласно обновленной редакции п.п. 69.9 подразд. 10 разд. XX НКУ (с учетом Закона № 2260) остановка сроков не распространяется именно на сроки регистрации НН/РК, уплаты налогов/сборов и подачи налоговой отчетности.

А вот на разного рода регистрационные заявления/уведомления, которые не являются налоговой отчетностью (ф. № 20-ОПП), норма об остановке течения сроков распространяется. Причем для всех без исключения налогоплательщиков (независимо от того, была у них возможность подачи или нет).

То есть, например, если необходимость подачи ф. 20-ОПП приходится на период действия военного положения, то подать такую форму можно еще в течение 10 дней после окончания военного положения.

Выводы

  • С момента вступления в силу Закона № 2260 налогоплательщики должны подавать отчетность / уплачивать налоги / регистрировать НН/РК в «обычные» сроки, предусмотренные НКУ (как в «довоенное» время). Исключение сделано для налогоплательщиков, которые не имеют возможности своевременно исполнить налоговые обязанности.
  • Порядок подтверждения возможности или невозможности выполнения плательщиком налоговых обязанностей и перечень документов для подтверждения должен утвердить Минфин. То есть невозможность своевременно подать отчетность/уплатить налоги/зарегистрировать НН/РК нужно будет доказывать.
  • Установлены переходные нормы, в течение которых вы имеете еще возможность без штрафов подать отчетность и уплатить налоги за периоды до принятия Закона № 2260.
  • Новые нормы касаются именно подачи налоговой отчетности, уплаты налогов, регистрации НН/РК. А вот на разного рода регистрационные заявления/уведомления, которые не являются налоговой отчетностью (ф. № 20-ОПП), распространяется норма, предусматривающая, что на время действия военного положения течние налоговых сроков останавливается.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше