Темы статей
Выбрать темы

POS-терминал и военное положение

Томашпольский Сергей, налоговый эксперт
Посмотрим на вопрос применения POS-терминалов в условиях действия военного положения. Забегая вперед, отметим, что ни о каких послаблениях речь не идет. Скорей есть запрос на «усиление внимания» к тем, кто не хочет выполнять действующих требований. Поэтому посмотрим на этот вопрос в том числе с проверочно-штрафной стороны.

POS-терминальное регулирование: старое и новое

В первую очередь обратим внимание на дату «01.08.2022». Что это за дата? Она никоим образом не связана ни с карантином, ни с военным положением. С этой даты вводится в действие новый Закон о платежных услугах и одновременно утрачивает силу в настоящее время действующий Закон № 2346.

А чем примечателен Закон № 2346? Тем, что именно в нем прописано базовое регулирование в части применения POS-терминалов. Соответственно до 01.08.2022 живем по-старому (по тем правилам, которые действуют сейчас). А потом — по-новому. Новые правила, скажем так, более современные. Они дают субъектам хозяйствования больше возможностей. Впрочем, не будем сейчас их трогать. Будем говорить о тех правилах, которые действуют сейчас.

Напомним, что фактически все «держится» на требованиях постановления № 878. Кстати, весьма архаичного, которое выдвигает следующие требования:

Кто обязан применять

POS-терминалы

Исключения / освобождения от применения

POS-терминалов

субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг и которые в соответствии с законом используют регистраторы расчетных операций (РРО)

субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. человек

предприятия торговли с торговой площадью до 20 кв. м (кроме автозаправочных станций)

заведения общественного питания закрытого типа, которые обслуживают определенный контингент потребителей, в частности личный состав Вооруженных Сил и других воинских формирований, студентов, учащихся и преподавателей высших, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, работников промышленных предприятий

Здесь много нюансов — в отношении понимания этих норм. Впрочем, о них вы уже могли узнать из наших публикаций в «Налоги & бухучет», 2021, № 40, «Бухгалтер 911», 2022, № 5, № 9.

Есть ли послабление

В вопросе, который нас интересует, нет.

Так, мы имеем много послаблений на период военного положения. Например, в отношении выполнения налоговых обязанностей, некоторых обязанностей ЕСВ, в отношении подачи неналоговой отчетности и тому подобное. Но все это не касается POS-терминалов.

Есть штрафные послабления в отношении ответственности за нарушение требований Закона о РРО. Впрочем, самой обязанности применять РРО / программные РРО (ПРРО) никто не отменял. Поэтому и обязанность применять POS-терминалы (которая прямо связана с обязанностью применять РРО) никуда не исчезает.

НБУ также не ограничивал безналичные расчеты между резидентами Украины, в частности, и расчеты через POS-терминалы в торговых точках. А НБУ и ГНСУ призывают к широкому использованию безналичных расчетов и отмечают, что самым безопасным и надежным способом оплаты в условиях военного положения являются именно безналичные расчеты (то есть в том числе с использованием ЭПС). Больше деталей в отношении «денежных» вопросов найдете в «Налоги & бухучет», 2022, № 19-20.

Не забываем и о такой полезной сейчас услуге, как «наличность на кассе» — выдача наличности держателям ЭПС. Больше деталей в отношении ее оформления найдете в «Налоги & бухучет», 2021, № 40.

Такую операцию тоже нужно проводить через РРО/ПРРО. С учетом последних изменений — через операцию «служебная выдача» (см. «Налоги & бухучет», 2021, № 75).

Проверки

Проверять выполнение требований в отношении приема от покупателей ЭПС могут налоговики и защитники прав потребителей.

Налоговики. Знайте, что перед налоговиками в вопросе, который нас интересует, уже убрали проверочные препятствия. Так, согласно изменениям в НКУ, которые предусмотрены Законом № 2120:

1. Нет никаких ограничений на фактические проверки налоговиков. «Карантинное» регулирование из п. 522 подразд. 10 разд. XX НКУ изменено и не работает во время действия военного / чрезвычайного положения, а новый «военный» п. 69.2 подразд. 10 разд. XX НКУ фактические проверки не ограничивает.

2. Среди оснований для «выхода» налоговиков на фактическую проверку уже прямо названа информация, которая свидетельствует о возможных (!) нарушениях субъектом законодательства в отношении обеспечения возможности проведения расчетов за товары (услуги) с использованием ЭПС (п.п. 80.2.2 НКУ).

Это может быть собственная информация налоговиков или полученная ими от госорганов или органов местного самоуправления.

Какой вывод? Раньше, во время действия «карантинного» проверочного моратория, налоговики с фактической проверкой имели возможность наведаться только к ограниченному кругу субъектов. К тем, кто имеет дело со спиртом, алкоголем, табаком, горючим. Теперь таких ограничений в отношении фактических проверок нет!

Более того, судя по изменениям в п.п. 80.2.2 НКУ, сейчас «есть запрос» на наведение порядка в вопросе применения субъектами хозяйствования POS-терминалов. Поэтому увидеть у себя на пороге налоговиков, которые придут на фактическую проверку, теоретически может каждый субъект сферы торговли, общественного питания и услуг (работ), в отношении которого может изучаться вопрос применения POS-терминалу.

Конечно, если у налоговиков в отношении этого субъекта будет информация о возможных нарушениях.

Напомним, что фактическая проверка осуществляется без предупреждения плательщика (п. 80.1 НКУ).

А поскольку обеспечение возможности рассчитаться ЭПС обозначено как часть законодательных требований в отношении осуществления расчетных операций, то перед началом фактической проверки налоговики могут делать «контрольную закупку» (п.п. 80.4 НКУ).

Госпотребслужба. Эта служба тоже контролирует вопросы применения субъектами хозяйствования POS-терминалов. И тоже имеет «доступ» к субъектам хозяйствования, даже невзирая на военное положение. Через внеплановые проверки — по жалобе потребителя.

Смотрите. В отношении неналоговых проверок регулирование теперь прописано в постановлении № 303.

Оно позволяет в течение периода военного положения осуществление внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля) исключительно на основании решения центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в соответствующей сфере, при наличии угрозы, которая имеет значительное негативное влияние на права, законные интересы, жизни и здоровье человека, защиту окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства.

Поэтому Госпотребслужба при условии выполнения указанного требования может провести внеплановую проверку субъекта хозяйствования. А основанием для нее может стать жалоба потребителя (абз. 5 ч. 1 ст. 6 Закона № 877*).

* Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 № 877-V.

Ответственность

Налоговики. В арсенале налоговиков — админштраф по ст. 16315 КоАП.

Так, за несоблюдение установленных законодательством требований в отношении обеспечения возможности расчетов за товары (услуги) с использованием ЭПС налоговики могут наказать ФЛП или виновное должностное лицо юрлица:

— админштрафом от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн);

— админштрафом от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн) за повторное нарушение лицом, к которому в течение года применялось административное взыскание за те же действия.

Обратите внимание. От этого админштрафа не защитят ни «карантинный» штрафной мораторий, ни «военное» штрафное освобождение из Закона об РРО.

Единственное, что здесь теоретически может сработать, — это правило, что нет админнарушения без вины (ст. 9 КоАП). Поэтому если лицо докажет, что приняло все зависимые от себя меры, чтобы предотвратить нарушение, впрочем избежать нарушения не удалось, то наказания не должно быть.

Даже в свете нормы из последнего абзаца п. 69.2 подразд. 10 разд. XX НКУ о так сказать неотвратимости наказания за нарушения, обнаруженные разрешенными во время военного положения фактическими проверками.

Госпотребслужба. Госпотребслужба к субъекту-нарушителю может применить штраф в размере 500 ннмдг (8500 грн) — согласно п. 12 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023.

При этом, по-хорошему, исходя из ст. 7 Закона № 877, если в акте проверки зафиксировано нарушение, то орган Госпотребслужбы может (!) обойтись лишь составлением предписания или другого распорядительного документа в отношении устранения обнаруженного нарушения. При выполнении их требований в полном объеме и в установленный срок штрафы согласно требованиям п. 11 ст. 7 Закона № 877не применяются.

Но по факту штраф 8500 грн Госпотребслужба часто налагает сразу — без всяких предписаний. Поэтому полагаться на либеральный подход, по-видимому, не стоит.

Впрочем, не забываем об общей норме из ч. 2 ст. 218 ХКУ. Что административно-хозяйственную санкцию нельзя наложить, если субъект докажет, что им были приняты все зависимые от него меры для недопущения хозяйственного правонарушения.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше