Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

ВЭД-расчеты: подробно о «90 днях»

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Май, 2022/№ 37
Печать
К нам поступают вопросы от наших уважаемых читателей о сокращенном, 90-дневном, сроке расчетов по ВЭД-операциям. Спрашивают о действующем механизме банковского надзора, как влияет на него наличие форс-мажорных обстоятельств — военных действий, которые ведутся на территории Украины, и о другом... Поэтому вспомним/рассмотрим сегодня вместе механизм контроля «90 дней» и еще ряд вопросов в отношении этой темы.

Чем и когда установлено

Сначала напомним, что предельный срок расчетов по операциям экспорта и импорта товаров* самим Законом о валюте** вообще не ограничивается, а п. 2 ч. 1 ст. 12 этого Закона отдает этот вопрос на откуп НБУ. Длительное время здесь действовал установленный НБУ срок в 365 дней. Однако война внесла и сюда свои коррективы. НБУ для предотвращения оттока за границу капиталов сократил сроки расчетов по экспортным/импортным операциям до 90 календарных дней. Технически это сделали постановлением Правления НБУ от 04.04.2022 № 68, которым внесли новые пп. 142 — 144 в «общее военное» постановление Правления НБУ от 24.02.2022 № 18.

* Термин «товар», который употребляется в валютных нормативах в значении из ст. 1 Закона о ВЭД, является очень широким и включает работы, услуги, а также неимущественные права, — см. ниже. **

** Закон Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 № 2473-VIII.

Эти сокращенные сроки расчетов начали применяться к операциям резидентов по экспорту и импорту товаров, осуществленным начиная с 5 апреля 2022 года. Поэтому если операция (уплата предоплаты за импорт или вывоз-экспорт товаров за границу) произошла до 5 апреля, то для закрытия такой операции еще действует предельный срок 365 дней. Для операций, которые состоялись начиная с 5 апреля, уже действует ограничение в 90 дней.

Что не контролируется

«Незначительная сумма». Указанные предельные сроки расчетов не распространяются на операции по экспорту, импорту товаров (включая незавершенные расчеты по операции), сумма которых в эквиваленте по официальному курсу гривни к инвалютам, установленному НБУ на дату осуществления операции, меньше, чем «незначительная сумма» — финмониторинговые 400000 грн, кроме дробления операций по экспорту товаров или дробления валютных операций.

Таким образом, если сумма экспортной или импортной операции не превышает экв. 400 тыс. грн по курсу НБУ на дату осуществления операции (вывоза/экспорта или уплаты аванса за импорт), то срок 90 дней не применяется и банковский надзор не осуществляется.

Также

снятие из-под банковского надзора должно осуществляться и в отношении операций, по которым текущая задолженность нерезидента (незавершенные расчеты по операции) уменьшилась до размера меньше чем экв. 400000 грн

Исключения! Постановлением Правления НБУ от 14.05.2019 № 67 установлен ряд исключений из товаров (в т. ч. работ и услуг), по экспорту или импорту которых надзор вообще — независимо от суммы операции — не осуществляется.

В частности, среди этих исключений есть: услуги, работы (кроме транспортных и страховых услуг и/или работ), права интеллектуальной собственности и (или) другие неимущественные права, которые экспортируются!

Постановлением правления НБУ от 14.04.2022 № 72 к исключениям добавили ряд товаров (работ, услуг) оборонного, военного назначения и двойного использования! Поэтому тем читателям, чья ВЭД-деятельность как-то связана с оборонными нуждами, следует тоже ознакомиться с этими исключениями. Возможно, ваши операции не будут подпадать под банковский надзор.

Нюансы надзора

Согласно п. 6 Инструкции № 7* уполномоченный банк осуществляет валютный надзор за соблюдением резидентом предельных сроков расчетов по:

экспортной операции — если на дату таможенного оформления продукции или выполнения резидентом работ/услуг, экспорт неимущественных прав расчеты не завершен (в том числе, частично)**;

— операции по импорту товаров — если на дату оплаты резидентом товара не осуществлена импортная поставка с оформлением соответствующих типов ТД (отраженных в реестре ТД) или других документов (см. пп. 3 и 4 п. 9 Инструкции № 7)3;

— операции по импорту без ввоза продукции на территорию Украины — если на дату оплаты нерезиденту такая операция не была завершена3.

* Инструкция о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров, утвержденная постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 № 7.

** Или у банка отсутствует информация о завершении операции.

Банк осуществляет валютный надзор по экспорту товаров — за каждым фактом поставки товара, а по импорту товаров — отдельно за каждым фактом осуществления платежа

Банк, через который проводилась оплата импорта без ввоза продукции на территорию Украины, осуществляет надзор за операцией по экспорту этой продукции, которая перепродается нерезиденту. Банк не осуществляет надзор за операцией экспорта резидентом продукции без вывоза ее из Украины.

Раздел IV Инструкции № 7 предусматривает предоставления банку соответствующей документации, в том числе в электронной форме. Там указано, что копии документов в электронной форме создаются путем сканирования с оригинала документа на бумажном носителе информации и заверяются квалифицированной электронной подписью резидента (для юрлиц — подписью уполномоченного лица) согласно Закону Украины «Об электронных доверительных услугах» от 05.10.2017 № 2155-VIII.

Дата отсчета. Операции попадают под надзор и отсчет предельного 90-дневного (365-дневного) срока расчетов «стартует» начиная с такого дня* (см. ч. 2 и 3 ст. 13 Закона о валюте, п. 7 Инструкции № 7):

1) оформления ТД типа ЕК-10 «Экспорт», ЕК-11 «Реэкспорт» на продукцию, которая экспортируется, или (если товар не подлежит таможенному оформлению) — подписания акта или другого документа, который удостоверяет поставку нерезиденту товара согласно условиям экспортного договора, — для операций по экспорту товаров;

2) осуществления платежа в пользу нерезидента — списания средств со счета клиента (или банка — в случае аккредитивной формы расчетов или перечисления банком направления нерезу кредитных средств) — для операций по импорту товаров.

* До 2019 года отсчет дней начинали со дня, следующего за днем совершения операции (т. е. на день позднее).

День нарушения. Днем возникновения нарушения (с которого начинает начисляться пеня) является первый день после окончания 90(365)-дневного срока расчетов или срока, продленного заключением Минэкономики. Напомним, что согласно ч. 4 ст. 13 Закона о валюте и п. 4 Инструкции № 7 превышение предельных сроков расчетов разрешается на основании заключения Минэкономики.

Поэтому

если операция произошла до 5 апреля этого года, днем нарушения будет 366-й день, а по операциям, которые состоялись начиная с 5 апреля — 91-й день

То есть ряд операций (начиная с 5 апреля) могут попасть под ВЭД-пеню раньше, чем операции, осуществленные до упомянутой даты…

Завершение банком надзора

Стандартное. Согласно п. 9 Инструкции № 7 банк завершает валютный надзор за предельными сроками проведения расчетов в следующих случаях:

1) если сумма незавершенных расчетов за экспорт, импорт товаров не превышает так называемой незначительной суммы — экв. 400 тыс. грн. Сумма незавершенных расчетов для этих целей определяется по официальному курсу НБУ на дату последнего события по соответствующей операции (последняя дата платежа/поступления денежных средств, дата поставки товара, дата зачисления встречных однородных требований).

Но могут и не снять с надзора — если будет дробление операций экспорта товаров или дробление валютных операций — об этом прямо указано в последнем абзаце п. 9 Инструкции № 7. Подробнее о дроблении операций читайте ниже;

2) при экспорте товара — после зачисления на текущий банковский счет резидента в Украине денежных средств, которые поступили от нерезидента за товар;

3) при импорте продукции, которая ввозится в Украину, — после получения информации из реестра ТД об осуществлении импортной поставки с оформлением ТД (типов ІМ-40 «Импорт», ІМ-41 «Реимпорт», ІМ-51 «Переработка на таможенной территории», ІМ-72 «Беспошлинная торговля», ІМ-75 «Отказ в пользу государства», ІМ-76 «Уничтожение или разрушение») или после предъявления документа, который используется для таможенного оформления продукции (если по укрзаконодательству ТД не оформляется);

4) при импорте работ, услуг, неимущественных прав — после предъявления резидентом акта, счета (инвойса) или другого документа, который согласно условиям договора удостоверяет выполнение нерезидентом работ, предоставление услуг, передачу неимущественных прав;

5) при импорте продукции без ввоза ее в Украину:

— после зачисления денег от нерезидента на текущий счет резидента в банке в случае продажи нерезиденту продукции за пределами Украины

или

— подачи документов, которые подтверждают использование резидентом продукции за пределами Украины на основании договоров (контрактов, соглашений), других форм документов, которые применяются в международной практике и могут считаться договором;

6) в случае замены кредитора в обязательстве по операции по экспорту товаров — после зачисления на текущий счет резидента — нового кредитора в банке денежных средств, которые поступили от нерезидента-должника за поставленный резидентом — первоначальным кредитором товар, и при наличии документов о замене кредитора в обязательстве по операции по экспорту товаров. После замены кредитора ответственность в случае нарушения срока расчетов — судя по всему, ляжет уже на нового кредитора...

Специфическое. В п. 10 Инструкции № 7 перечислены всяческие специфические случаи снятия операций с надзора. Вспомним из них несколько наиболее интересных.

1. Замена бартерного контракта на импорт с денежной оплатой — для снятия нужны надлежащим образом удостоверенные уведомления таможни (1) и копия ввозной ТД (2).

2. Взаимозачеты — здесь нужны документы о прекращении обязательств по операциям по экспорту, импорту товаров путем зачисления встречных однородных требований, но только если выполняется совокупность следующих условий:

— требования следуют из взаимных обязательств между резидентом и нерезидентом, которые являются контрагентами по этим операциям;

— требования однородные и срок выполнения по ним наступил, или не установлен, или определен по предъявлению требования;

— между сторонами не было спора в отношении характера обязательства, его содержания, условий выполнения.

3. Международная техническая помощь согласно международным договорам Украины — надзор снимается на основании документов, которые подтверждают поставку продукции в пользу резидента — реципиента (получателя).

Дробление

Как мы уже указывали, операции меньше чем на незначительную сумму (экв. 400 тыс. грн) могут попасть под надзор или банк может не снять с надзора задолженности на такие суммы в случаях дробления операции по экспорту товаров и дробления валютной операции (в отношении импорта).

Экспортное. Термин «дробление операции по экспорту товара» определен в п.п. 5 п. 3 Инструкции № 7. Это — искусственное деление поставки товара по операции по экспорту товара при одновременном наличии следующих признаков:

— операции, связанные между собой одним резидентом, контрагентом-нерезидентом и одним договором (другим подобным документом);

— сумма каждой операции по экспорту товара меньше чем незначительная сумма (экв. 400 тыс. грн);

— сумма (всех!) операций по экспорту товара за календарный месяц превышает десятикратный размер операции на незначительную сумму (экв. 4 млн грн).

Импортное. «Дробление валютной операции» определено как искусственное деление общей суммы валютной операции, которая предусматривает одновременное наличие следующих признаков (см. п.п. 2 п. 2 Положения № 8*):

* Положение о порядке осуществления уполномоченными учреждениями анализа и проверки документов (информации) о валютных операциях, утвержденное постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 № 8.

— валютные операции связаны между собой одними контрагентами, основаниями (договором, контрактом и т. п.), назначением валютной операции;

— каждая валютная операция меньше чем на экв. 400 тыс. грн;

— валютные операции осуществляются не меньше, чем три раза в календарной неделе и/или десять раз в календарном месяце;

— общая сумма валютных операций за календарную неделю превышает двукратный размер незначительной суммы (экв. 800 тыс. грн) и/или за календарный месяц — ее восьмикратный размер (экв. 3 млн 200 тыс. грн);

другие признаки дробления валютных операций, которые установлены по собственному усмотрению уполномоченного учреждения.

Обращаем внимание, что

для признания фактов дробления либо экспорта, либо валютных операций необходимо одновременное наличие упомянутых выше соответствующих признаков

Переходное

Могут быть на практике ситуации, когд а по контракту одни операции произошли до, а другие — начиная с 5 апреля. То есть в таких «переходных» ситуациях операции будут попадать под надзор по разным срокам (соответственно 365 и 90 дней).

Пример. Предоплатили по импортному контракту 60 тыс. евро до 5 апреля, а 40 тыс. — после 5 апреля. В мае получили импортного товара на 80 тыс. евро.

В таком случае, считаем, банк будет снимать операции по надзору, исходя из хронологии возникновения задолженностей, и остаток задолженности (20 тыс. евро) необходимо будет закрыть (получить импорт) не позднее 90 дней с даты уплаты второй суммы (40 тыс. евро).

Но, если разные суммы будут уплачены за разные виды/партии товаров, то есть будет «персонификация» предоплат, и из документов (платежных и ТД и т. п.) четко будет следовать, какие импортные поставки отвечают каким оплатам, то считаем, что банк должен снимать операции с надзора уже в том порядке, который следует из «персонифицированных» поставок. В таком случае в нашем примере может получиться так, что из документов следует — на 20 тыс. евро нерезидент недопоставил товары, которые были предоплачены первой суммой (60 тыс. евро). И тогда закрыть задолженность надо будет уже в течение 365 дней с даты уплаты этой первой суммы. Но такие «персонифицированные» документы должны быть убедительными/безупречными…

Форс-мажор и ВЭД-пеня

Кто-то из наших читателей считает, что форс-мажорные обстоятельства, а именно — военные действия на территории Украины, априори освободят их от ВЭД-пени. Однако, по нашему мнению, во многих случаях это едва ли удастся.

Сначала напомним, что Торгово-промышленная палата Украины (далее — ТПП) утвердила решение упростить процедуру удостоверения форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы). И с целью лишения хозсубъектов обязательного обращения в ТПП и подготовки пакета документов в период действия военного положения, на сайте ТПП было размещено общее официальное письмо ТПП Украины от 28.02.2022 № 2024/02.0-7.1 об удостоверения форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы)*.

* Это письмо в формате PDF см. здесь: ucci.org.ua/uploads/files/621cba543cda9382669631.pdf

При необходимости для целей подтверждения факта форс-мажора его можно распечатать.

Однако во многих случаях нарушения сроков ВЭД-расчетов это письмо врядли поможет. Ведь

причины непоставки импорта или неоплаты экспорта по большей части будут возникать за пределами Украины. Поэтому такие причины могут быть совсем не в украинском форсе-мажоре

Остановка. В ч. 6 ст. 13 Закона о валюта указано: в случае если выполнение экспортного или импортного договора останавливается в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств, течение срока расчетов и начисления ВЭД-пени останавливается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств. Подтверждением возникновения и окончания действия форс-мажорных обстоятельств является соответствующая справка уполномоченной организации (органа) страны расположения стороны ВЭД-договора или третьей страны согласно условиям этого договора.

Уменьшение. В Инструкции № 7 форс-мажорные обстоятельства тоже упоминаются лишь один раз — в п. 12. Там указано, что уменьшение суммы, которая должна поступить за экспорт, или стоимости товаров, которые импортируются, допускается при условии, если в течение выполнения обязательств по договору происходит пересмотр цены товаров вследствие действий форс-мажорных обстоятельств, которые привели к изменению количественных и/или качественных характеристик товара, — на сумму недопоставленных (недополученных) и/или некачественных товаров. Изменение цены товара должно быть подтверждено ТПП или другим уполномоченным органом (экспертной организацией) согласно правилам или обычаям страны расположения стороны договора или третьей страны согласно условиям договора.

Дальше мы покажем, что в большинстве случаев наступление соответствующего форса-мажора должны удостоверять уполномоченные органы страны нерезидента (или третьей страны), статус которых определяет их национальное законодательство.

Импорт. Что касается импорта — здесь для уменьшения стоимости товаров, которые импортируются, по большей части роль играть будут форс-мажорные обстоятельства за пределами Украины.

Ведь после оформления импортной ТД операция с контроля должна быть снята. Тому факт военных действий на территории Украины (от которых товар может страдать уже после растаможивания) в ряде ситуаций едва ли сможет обезопасить резидента-импортера от ВЭД-пени

Но, в то же время, например, если поставка импорт предусмотрен по морю (до украинских портов), то здесь причиной нарушения сроков будут именно форс-мажорные обстоятельства (война) в Украине. Может быть и так, что нерезидент по условиям контракта должен был везти товар по территории Украины (и растаможивание должно было произойти на какой-то внутренней таможне) и уже на нашей территории до конечного растаможивания товара по причине военных действий этот товар будет поврежден, уничтожен или доставлен с опозданием. Да и боевые действия на территории предприятия-импортера тоже могут повлиять на возможность и сроки растаможивания…

Однако в таких случаях упомянутого выше общего письма ТПП может быть недостаточно для остановки надзора или снятия с надзора из-за уменьшения стоимости импорта, и придется получать в ТПП отдельное подтверждение (сертификат). Кстати, налоговики сейчас начали незаконно требовать от плательщиков получать отдельные сертификаты от ТПП даже для включения в расходы списанного имущества, поврежденного/уничтоженного вследствие военных действий — см. Информационное письмо Восточного межрегионального управления ГНС относительно работы по КНП от 06.05.2022 // evp.tax.gov.ua/media-ark/news-ark/582117.html (см. материал «Списываем уничтоженное войной имущество: нужен ли сертификат о форс-мажоре?», «Налоги & бухучет», 2022, № 35).

Экспорт. Что же касается экспорта — то, если товары были повреждены уже после того, как в их отношении была оформлена экспортная таможенная декларация, но до их вывоза из Украины и/или из-за военных действий товары были несвоевременно вывезены из территории Украины (или произошли какие-то другие форс-мажорные события, которые повлияли на расчеты), то такие факты, считаем, тоже необходимо подтверждать отдельными сертификатами ТПП.

Заметим также, что следует изучить все другие приведенные в п. 12 Инструкции № 7 случаи, которые допускают уменьшение суммы оплаты за экспорт товаров или стоимости товаров, которые импортируются. Возможно, какой-то из них вам поможет исправить ситуацию с угрозой ВЭД-пени.

Расчеты со страной-захватчиком

В принятом Законе на базе проекта № 7360 в ст. 16 Закона о валюте добавлена норма, согласно которой

ВЭД-пеня не применяется к резидентам, которые совершили соответствующее правонарушение, если импортные операции резидентов не могут быть завершены вследствие действия постановления КМУ от 09.04.2022 № 426 «О применении запрета ввоза товаров из Российской Федерации»

Но, если будут/были нарушены соответствующие сроки расчетов по экспортным операциям согласно контрактам с нерезидентами из страны-агрессора, пеня будет начисляться на общих основаниях.

ВЭД-пеня

Частью 5 ст. 13 Закона о валюте установлено, что нарушение резидентами установленного срока расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров влечет за собой начисление пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара), перечисленной в грн по курсу НБУ, установленному на день возникновения задолженности.

Общий размер начисленной пени не может превышать суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара). Начисление/взыскание такой пени возложено на ГНСУ. В случае применения пени за нарушения в сфере ВЭД фискалы составляют налоговое уведомление-решение (НУР) по форме «С».

Налогоплательщик обязан уплатить начисленную сумму денежного обязательства в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения НУР, кроме случаев, когда в течение такого срока такой налогоплательщик начинает процедуру обжалования решения фискалов.

За нарушения срока уплаты начисленной фискалами ВЭД-пени применяют штраф в размерах, установленных п. 124.1 НКУ (ср. ). Если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму пени в течение 10 календарных дней, размер штрафа составляет:

— при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты ВЭД-пени, — в размере 5 % погашенной суммы налогового долга;

— при задержке больше 30 календарных дней — в размере 10 % погашенной суммы.

Вместе с тем КУоАП административная ответственность за нарушение такого срока не предусмотрена (см. БЗ 112.05// zir.tax.gov.ua/main/bz/view/?src=ques&id=25697).

Применение контролирующими органами санкций за нарушение законодательства в сфере ВЭД, в том числе начисление пени за нарушение сроков расчетов, должно осуществляться с учетом срока давности (1095 дней).

Нормы п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ в отношении остановки сроков здесь не применяются, поскольку контроль за выполнением валютного законодательства осуществляют не налоговики. Последние лишь наказывают резидентов за его нарушение. Таким образом, все сроки расчетов в ВЭД на время действия военного положения не останавливаются.

Подробно об этом* см. в статье «Другие остановленные / не остановленные сроки», «Налоги & бухучет» 2022, № 32 (i.factor.ua/ukr/journals/nibu/2022/may/issue-32/article-120417.html).

* А также о 180-дневном сроке расчетов по бартерным ВЭД-операциям (который контролируется по специальному Закону «О регулировании товарообменных (бартерных) операций в отрасли внешнеэкономической деятельности» от 23.12.98 № 351-XIV).

Выводы

  • 90-дневный срок применяется к операциям (уплата предоплаты за импорт или вывоз-экспорт товаров за границу), осуществленным начиная с 5 апреля 2022 года. Если операция произошла до 5 апреля, то действует предельный срок 365 дней.
  • Суммы экспортных/ импортных операций, которые не превышают незначительную сумму (экв. 400 тыс. грн), под надзор не подпадают. Также банк снимает с надзора незакрытые задолженности, когда их сумма становится меньше 400 тыс. грн (исключение — случаи дробления экспорта или валютных операций).
  • К исключениям, которые не подпадают под надзор (независимо от суммы), в частности, отнесены экспорт работ/услуг (за исключением транспортных и страховых), импорт ряда товаров (работ, услуг) оборонного, военного назначения и двойного использования.
  • Большинство случаев непоставки импорта или неоплаты экспорта, наверное, не удастся оправдать войной в Украине (как форс-мажором) для избежания начисления ВЭД-пени. Ведь причины невыполнения нерезидентами обязательств по большей части будут возникать за пределами Украины.
  • ВЭД-пеня не применяется к резидентам, которым импорт не удалось осуществить по причине запрета ввоза товаров из РФ. Но за нарушение сроков расчетов за экспорт по контрактам с нерезидентами из страны-агрессора пеня должна начисляться на общих основаниях.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше