Темы статей
Выбрать темы

Выплаты ФЛП из оккупированных территорий: куда понесло налоговиков?

Клец Виталина, налоговый эксперт
Вы получили привлекательное предложение сотрудничества с ФЛП, но оказалось, что он прописан в Херсоне, Мелитополе или в другом временно оккупированном населенном пункте Украины. Не станет ли такое сотрудничество «взрывным» с точки зрения налоговых последствий. Тема не новая, но налоговики зачастую что-то выдумывают. Да и законодательство постоянно изменяется. Поэтому посмотрим на эту тему свежим взглядом.

Два нюанса о партнере из оккупации

На сегодня в законодательстве есть два нюанса касательно работы с субъектом хозяйствования, который зарегистрирован на ВОТ (временно оккупированной территории).

img 1.

Первый касается именно выплаты в пользу партнеров-ФЛП (не ЮЛ). Если мы выплачиваем доход в пользу ФЛП, который прописан на ВОТ, и именно такой адрес фигурирует в ЕГР, то наталкиваемся на требования п. 38.9 и п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Они, в свою очередь, требуют с такой выплаты удержать НДФЛ и ВС и самостоятельно перечислить их в бюджет.

Второй нюанс касается любых партнеров, зарегистрированных на ВОТ (ФЛП, ЮЛ, независимых профессионалов). Все договоры с ними признаются ничтожными по закону, то есть не порождают никаких последствий. Такая сделка не может быть признана действительной даже в суде, потому что на нее не распространяется абз. 2 ч. 2 ст. 215 ГКУ (ч. 2 ст. 13 Закона № 1207*).

* Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» от 15.04.2014 № 1207-VII.

В отношении первого нюанса мы в свое время отмечали*, что он не касается ВОТ, которые временно оккупированы во время военного положения (начиная с 24.02.2022).

* См., в частности, статью «Выплата ФЛП с востока и юга Украины: что с удержанием НДФЛ и ВС» // «Налоги & бухучет», 2022, № 36.

О втором нюансе тоже говорили, что пока нет оснований применять это правило к ВОТ, которые временно оккупированы во время военного положения (начиная с 24.02.2022)*.

* Детали в статье «Бизнес зарегистрирован на оккупированной территории: можно ли работать?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 63.

Но, похоже, налоговики имеют по этому поводу отдельное мнение. Какое?

Что говорят налоговики

Удержание НДФЛ и ВС. В своей консультации (категория 103.02 БЗ) фискалы перепутали и коней, и людей. В одну кучу они свалили все ВОТ:

— и те, которые утверждены, в частности, для удержания НДФЛ из ФЛП (о которых речь идет в п. 38.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ),

— и те, которые должны появиться для освобождения от земналога, недвижналога и других налогов согласно п. 69 подразд. 10 разд. XX НКУ. То есть ВОТ, которые временно оккупированы уже во время военного положения (начиная с 24.02.2022).

Поэтому в итоге создается впечатление, что даже ФЛП, зарегистрированный на ВОТ, которая подпала под временную оккупацию уже во время военного положения (начиная с 24.02.2022), чтобы из выплаты можно было не удерживать НДФЛ и ВС, должен перерегистрировать свое местонахождение на территорию, подконтрольную Украине, и получить извлечение/выписку из ЕГР с новым налоговым адресом.

Ничтожность договоров. Здесь тоже из консультации налоговиков (категория 116.06 БЗ) может сложится впечатление, что ФЛП, юрлица и физлица — независимые профессионалы из всех ВОТ должны изменить налоговый адрес на другую территорию Украины. Иначе сделки (включая договоры) с такими хозсубъектами будут считаться ничтожными.

Но не все так просто. Здесь важны детали, о которых сейчас скажем.

Что такое ВОТ?

Ответ на этот вопрос, как у того еврея: а с какой целью вы интересуетесь? Потому что сейчас в законодательстве есть немало упоминаний об оккупированных территориях.

Важный факт.

С мая законодатель все ВОТ собрал в одном документе — Законе № 1207

ВОТ — это (ч. 1 ст. 3 Закона № 1207):

«1) сухопутная территория временно оккупированных Российской Федерацией территорий Украины, водные объекты или их части, которые находятся на этих территориях;

2) внутренние морские воды и территориальное море Украины вокруг Крымского полуострова, территория исключительной (морской) экономической зоны Украины вдоль побережья Крымского полуострова и прилегающего к побережью континентального шельфа Украины, внутренние морские воды, прилегающие к сухопутной территории других временно оккупированных Российской Федерацией территорий Украины, на которые распространяется юрисдикция органов государственной власти Украины в соответствии с нормами международного права, Конституции и законов Украины;

3) другая сухопутная территория Украины, внутренние морские воды и территориальное море Украины, признанные в условиях военного положения временно оккупированными решением Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенным в действие указом Президента Украины;

4) недра под территориями, указанными в пунктах 1, 2 и 3 этой части, и воздушное пространство над этими территориями».

Здесь уже (с учетом последних изменений) «сидят» и АР Крым, и г. Севастополь, и отдельные территории Украины, которые входят в состав Донецкой и Луганской областей, и собственно другие территории, признанные в условиях военного положения временно оккупированными решением Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенным в действие указом Президента Украины.

Собственно, именно эти другие территории нас сейчас и интересуют. Они указаны в п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 1207 (см. выше). И сейчас мы поговорим, почему это так важно понимать.

Удержание НДФЛ и ВС: как на самом деле

Налоговики теперь свой вывод строят вокруг п. 38.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Мы уже подчеркивали раньше, что НКУ имеет четкое предписание о том, по каким ВОТ работает этот пункт.

Здесь надо пользоваться определением ВОТ, которое специально прописано для этих целей в п. 38.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ (ср. ). И этот путь ведет нас именно к территориям отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей, определенных в приложении 1 к распоряжению № 1085-р*.

* Распоряжение КМУ «Об утверждении перечня населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия, и перечня населенных пунктов, которые расположены на линии разграничения» от 07.07.2014 № 1085-р.

То есть речь о ВОТ, которые были оккупированы до начала военного положения (до 24.02.2022). К ВОТ, которые временно оккупированы с 24.02.2022, этот п. 38.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ никакого отношения не имеет.

Соответственно, еще раз изложим свою позицию.

Юрлица и ФЛП не обязаны удерживать НДФЛ и ВС с ФЛП, который, например, зарегистрирован в Херсоне или Энергодаре. Потому что упомянутых территорий в приложении 1 к распоряжению № 1085-р нет. Речь о других ВОТ. А следовательно, п. 38.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ на таких ФЛП не распространяется.

А что тогда налоговики говорят о «военном» п. 69 подразд. 10 разд. XX НКУ? Непонятно. Никакого специфического регулирования на случай, который нас интересует, здесь нет. Так, речь идет о том, что для применения некоторых налоговых военных освобождений/особенностей (пп. 69.14 — 69.16, 69.22, 69.28 подразд. 10 разд. XX НКУ) КМУ должен определить перечень территорий, временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации. Но к нашей ситуации это никакого отношения не имеет.

Также следует учесть нюанс, о котором дальше.

Ничтожность договоров: как на самом деле

Здесь важный момент, связанный со сбором всех ВОТ под зонтиком Закона № 1207. Потому что, собственно, данный Закон как раз и устанавливает правило о ничтожности договоров, заключенных с ВОТ-субъектами.

Так вот, раньше ничтожными признавались только договоры с ФЛП или ЮЛ, зарегистрированными в АР Крым и г. Севастополь. А с субъектами, зарегистрированными на всех остальных территориях, можно было спокойно работать.

С мая 2022 года в Закон № 1207 внесли изменения. Теперь в данном Законе собраны фактически все ВОТ (см. выше раздел «Что такое ВОТ?»). И что?

Пунктом 2 ст. 13 Закона № 1207 действительно установлено, что:

— осуществление хозяйственной деятельности юрлицами, ФЛП и физическими лицами, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, местонахождением (местожительством) которых является ВОТ, позволяется исключительно после изменения их налогового адреса на другую территорию Украины;

— сделка, сторона которой — субъект хозяйствования, местонахождением (местожительством) которого является ВОТ, — ничтожна.

Но в п. 1 ст. 13 Закона № 1207 сказано, что эти нормы работают в отношении ВОТ, предусмотренных пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 данного Закона. А вот на ВОТ, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 3 этого Закона, они лишь могут быть распространены решением КМУ.

Хорошо, тогда как нам определить, какие территории относятся к пунктам 1 и 2?

Это, собственно, и есть АР Крым, г. Севастополь и отдельные территории Украины, которые входят в состав Донецкой и Луганской областей.

А как насчет ВОТ из п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 1207?

Мало того, что перечень этих территорий еще должен быть признан решением Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенным в действие указом Президента Украины. Так еще и должно быть решение КМУ о распространении положений ст. 13 Закона № 1207 на такие территории.

Пока что они не появились.

Поэтому опять приходим к заключению, о котором мы уже говорили (см. статью «Бизнес зарегистрирован на оккупированной территории: можно ли работать?» // «Налоги & бухучет» // 2022, № 63). Запрет на хоздеятельность без перерегистрации, а также правило о ничтожности сделок действуют в отношении юрлиц, ФЛП и независимых профессионалов, у которых налоговый адрес — это АР Крым и г. Севастополь, а также отдельные территории Донецкой и Луганской областей.

К хозсубъектам, зарегистрированным на других ВОТ (временно оккупированных с 24.02.2022), этот запрет пока не может применяться

Что делать субъекту из ВОТ?

Когда мы говорим о субъекте хозяйствования из ВОТ, то понимаем, что это:

— ЮЛ, зарегистрированное на ВОТ. И здесь — никаких вопросов (в том плане, если они попали под ограничение, то придется перерегистрироваться);

— или ФЛП или независимый профессионал, прописанный на ВОТ. А вот ФЛП иногда может настаивать на том, что его местожительство — это фактическое место проживания, а не прописка. Впрочем, настаивать можно разве что в суде*, а кому оно надо во время войны?

* О позитивных судебных решениях по этому вопросу мы рассказывали в статье «Выплата ФЛП с востока и юга Украины: что с удержанием НДФЛ и ВС» («Налоги & бухучет», 2022, № 36).

Итак, стандартно с точки зрения налоговиков прописка — это налоговый адрес ФЛП. Впрочем, сейчас ФЛП могут изменить свой налоговый адрес на неоккупированную территорию, даже не изменяя прописку! ФЛП может получить Справку о постановке на учет внутренне перемещенного лица. С ней он может зайти в «Дію» и изменить свой налоговый ФЛП-адрес на фактическое место проживания ВПЛ, которое указано в этой Справке (детали найдете в статье «ФЛП выехал из зоны боевых действий: как изменить местонахождение?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 36). Тогда и проблем никаких не будет.

Выводы

  • Об удержании НДФЛ и ВС следует позаботиться, только если речь о выплате ФЛП, у которых налоговый адрес — это населенный пункт в Донецкой или Луганской области, указанный в приложении 1 к распоряжению № 1085-р. Но здесь следует обратить внимание, что формально сейчас вообще получается, что договоры с такими субъектами хозяйствования являются ничтожными.
  • Что касается субъектов из ВОТ, временно оккупированных с 24.02.2022, то таких проблем с ними пока что нет. Но налоговики уже «варят воду».
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше