Темы статей
Выбрать темы

Волонтеры и благотворительная помощь

Марченко Елена, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Сегодня многие физлица занимаются сбором средств на нужды ВСУ и населения, которое пострадало от вооруженной агрессии РФ. Сумы, которые они получают на личные карты, значительные и могут рассматриваться налоговой как доход, с которого следует уплатить НДФЛ 18 % и ВС 1,5 %. Это проблема и для субъектов хозяйствования, которые желают перечислить средства на волонтерскую деятельность. Ведь они являются налоговыми агентами в случае, когда получатель средств — физлицо. Поэтому давайте рассмотрим, что по этому поводу нам говорит НКУ. К разговору приглашаем также и самих физлиц-волонтеров, поскольку статья будет полезной и для них.

Главными проводниками в (не)налогообложении помощи, которая предоставляется волонтерам, будут п.п. «б» п.п. 165.1.54 и п.п. 170.7.8 НКУ. Они выводят из-под обложения НДФЛ благотворительную помощь, которую получают физические лица — волонтеры для предоставления помощи определенным категориям лиц. Нет НДФЛ — нет и ВС (п.п. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Однако для того, чтобы произошло налоговое освобождение, должны быть выполнены требования, установленные указанными выше нормами НКУ. Рассмотрим их.

Если помогаете через волонтера

Субъекты хозяйствования не облагают налогом сумму (стоимость) благотворительной помощи, предоставленной физическим лицам — волонтерам, если одновременно выполняются следующие требования.

1. О получателе. Физлицо, которое обратилось за благотворительной помощью, внесено в Реестр волонтеров. Порядок формирования и ведения этого Реестра утвержден приказом Минфина от 30.10.2014 № 1089 (далее — Порядок № 1089). Ведет Реестр волонтеров Государственная налоговая служба. Она же должна ежедекадно обнародовать на официальном веб-портале ГНС открытые сведения о волонтерах, которые есть в Реестре. В то же время в период действия военного положения ограничен доступ к публичным электронным реестрам, размещенным на веб-портале ГНС (см. разъяснение в категории 103.15 БЗ). Поэтому принадлежность лица к волонтерам можно проверить, позвонив по телефону в налоговую и/или запросив у волонтера письмо о внесении в Реестр волонтеров.

Внимание!

Для перечисления благотворительной помощи волонтер должен указать именно тот счет, который определен им как волонтерский в Реестре волонтеров

2. О целях. Благотворительная помощь предоставляется волонтеру для закупки или в виде специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов, изготовленных в соответствии с военными стандартами), технических средств наблюдения, лекарственных средств, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения или других товаров (работ, услуг) по Перечню, утвержденному постановлением КМУ от 24.02.2016 № 112 (далее — Перечень № 112) или для оплаты (компенсации) стоимости лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, платных услуг по лечению, обеспечению изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления, для дальнейшего предоставления волонтером благотворительной помощи в пользу лиц, перечисленных в пп. «а» и «в» п.п. 165.1.54 НКУ, на цели, определенные в п.п. 170.7.8 НКУ (см. таблицу ниже).

Кстати, категории лиц, которым волонтер может предоставлять благотворительную помощь, указываются в Реестре волонтеров, а также в письме, которое налоговая посылает волонтеру как подтверждение его включения в Реестр (см. п. 2.5 Порядка № 1089).

Если указанные условия выполнены, субъект хозяйствования, который предоставляет волонтеру благотворительную помощь, не облагает налогом ее, но отражает получателя и сумму такой помощи в разд. І 4ДФ с признаком дохода «188».

Информация на будущее. Необлагаемую налогом благотворительную помощь через волонтеров можно предоставлять до 31 декабря включительно года, следующего за годом, в котором будет прекращено или отменено военное, чрезвычайное положение в Украине и/или завершено осуществление мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии РФ. Это следует из предписаний абзаца тринадцатого п.п. 165.1.54 НКУ.

А вот следующая информация будет интереснее для физлиц-волонтеров.

Расходы волонтера

Средства, полученные волонтером от благотворителей, в соответствии с нормами п.п. «б» п.п. 165.1.54 НКУ могут быть израсходованы волонтером:

для предоставления благотворительной помощи в пользу лиц, перечисленных в пп. «а» и «в» п.п. 165.1.54 НКУ, на цели, определенные в п.п. 170.7.8 НКУ. Все эти категории лиц и цели, на которые может использоваться волонтером полученная помощь, вы найдете в таблице ниже;

как возмещение документально подтвержденных расходов такого волонтера, связанных с предоставлением указанной благотворительной помощи.

Предоставляться благотворительная помощь может волонтером:

— вариант 1 — непосредственно лицам, перечисленным в пп. «а» и «в» п.п. 165.1.54 НКУ;

— вариант 2 — через Минобороны, ГУ Нацгвардии, СБУ, Службу внешней разведки, Администрацию Госпогранслужбы, МВД, Нацполицию, Управление государственной охраны Украины, Администрацию Государственной службы специальной связи и защиты информации, через органы управления других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, их соединения, воинские части, подразделения, учреждения или организации, которые содержаются за счет средств государственного бюджета.

Контроль за полученными и перечисленными суммами осуществляет налоговая.

Полученные волонтером суммы не включаются в его налогооблагаемый доход в размере, фактически использованном на благотворительные цели, определенные п.п. 170.7.8 НКУ, и на возмещение его документально подтвержденных расходов, связанных с предоставлением благотворительной помощи.

То есть для волонтера не достаточно получить средства и израсходовать их на разрешенные цели, например, купить дрон и передать его военным ВСУ. Такие расходы должны быть документально подтверждены.

Аналогично действуем и с расходами на ведение волонтерской деятельности (например, на бензин, проживание в гостиницах во время поездок с волонтерскими целями и т. п.). Если волонтер использует на эти цели средства, которые поступили на его волонтерский счет, то следует иметь документы, которые фиксируют суммы и направления использования. Иначе есть риск, что налоговая будет квалифицировать полученные волонтером суммы, расходы по которым не подтверждены документально, как прочие налогооблагаемые доходы (п.п. 164.2.20 НКУ) и требовать уплаты НДФЛ/ВС.

Чем подтверждать расходы? НКУ не дает ответа на этот вопрос. Поэтому храните чеки, квитанции, инвойсы, накладные, акты приема-передачи, ведомости передачи и т. п. Не лишней будет фотосъемка и видеосъемка, которая бы подтвердила факт передачи средств/вещей получателям помощи.

Понятно, что в начале полномасштабного вторжения РФ в Украину волонтерам было не до сбора бумажек и фиксирования расходов. Поэтому законодатель об этом позаботился и зафиксировал в п. 29 подразд. 1 разд. ХХ НКУ льготный «бездокументальный» период. В соответствии с указанной нормой

обязательность документального подтверждения не применяется к расходам физлиц-волонтеров в период с 24 февраля 2022 года по 1 мая 2022 года

Расходы других периодов должны быть подтверждены документально.

А ниже, как и обещали, приведем категории лиц, в пользу которых волонтер может предоставлять благотворительную помощь, необлагаемую налогом на основании п.п. 165.1.54 НКУ.

Помощь от волонтеров: приобретатели, цели и необлагаемые налогом суммы

Приобретатели помощи (пп. «а» и «в» п.п. 165.1.54 НКУ)

Цели и необлагаемая налогом сумма помощи

Участники боевых действий — военнослужащие (резервисты, военнообязанные) и работники ВСУ, Нацгвардии, СБУ, Службы внешней разведки, Госпогранслужбы, лица рядового, начальственного состава, военнослужащие, работники МВД, Управления госохраны, Госслужбы спецсвязи и защиты информации, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, полицейские и работники Нацполиции, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, принимали непосредственное участие в АТО, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах АТО, в осуществлении мероприятий по обеспечению нацбезопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии РФ в Донецкой и Луганской областях, находясь непосредственно в районах и в период осуществления указанных мероприятий; работники предприятий, которые привлекались и принимали непосредственное участие в АТО в районах ее проведения, в обеспечении осуществления мероприятий по обеспечению нацбезопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии РФ в Донецкой и Луганской областях, находясь непосредственно в районах и в период осуществления указанных мероприятий, в порядке, установленном законодательством, или члены семей таких участников боевых действий, которые во время участия в АТО, участия в обеспечении ее проведения, в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии РФ в Донецкой и Луганской областях, находясь непосредственно в районах и в период осуществления указанных мероприятий, испытали ранение, контузию или другое повреждение здоровья, погибли, умерли в результате такого ранения, контузии или увечья, или признаны безвестно отсутствующими в установленном порядке

1. Для закупки или в виде специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов, изготовленных в соответствии с военными стандартами), технических средств наблюдения, лекарственных средств, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения или других товаров (работ, услуг) по Перечню № 112 или для оплаты (компенсации) стоимости лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, платных услуг по лечению, обеспечению изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления, в любой сумме (стоимости) (абзац второй п.п. «а» п.п. 170.7.8 НКУ).

2. На восстановление утраченного имущества, на жилищные, социальные и бытовые нужды и на прочие нужды по Перечню, утвержденному КМУ*, в сумме, которая совокупно в течение отчетного года не превышает 500 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного года (в 2022 году — 3250000 грн** (п.п. «б» п.п. 170.7.8 НКУ)

Участники боевых действий — военнослужащие (резервисты, военнообязанные) и работники ВСУ, Нацгвардии, СБУ, Службы внешней разведки, Госпогранслужбы, лиц рядового, начальственного состава, военнослужащие, работники МВД, Управления госохраны, Государственной службы спецсвязи и защиты информации, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, добровольческих формирований территориальных громад, полицейские и работники Нацполиции, в том числе те, которые испытали ранение, контузию или другое повреждение здоровья, погибли, умерли в результате ранения, контузии или увечья, которые защищают (защищали) независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, принимают (принимали) непосредственное участие в отпоре вооруженной агрессии и обеспечении национальной безопасности, устранении угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности в период действия военного, чрезвычайного положения в Украине, находясь непосредственно в районах осуществления указанных мероприятий, или члены семей таких участников боевых действий

Участники массовых акций общественного протеста в Украине, которые испытали ранение, контузию или другое повреждение здоровья во время участия в этих акциях в период с 21.11.2013 до 28.02.2014, а также 02.05. 2014 в г. Одесса, или члены семей таких участников, которые погибли или умерли в результате полученных в этот период ранений, контузии или другого повреждения здоровья или признаны безвестно отсутствующими в установленном порядке

1. Как помощь на лечение и медицинское обслуживание (обследование, диагностику), в том числе для оплаты (компенсации) стоимости лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, платных услуг по лечению, обеспечению изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления, в любой сумме (стоимости) (абзац третий п.п. «а» п.п. 170.7.8 НКУ).

2. На восстановление утраченного имущества, на жилищные, социальные и бытовые нужды и на прочие нужды по Перечню, утвержденному КМУ*, в сумме, которая совокупно в течение отчетного года не превышает 500 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного года (в 2022 году — 3250000 грн**) (п.п. «б» п.п. 170.7.8 НКУ)

Физические лица, которые проживают (проживали) на территории населенных пунктов, где проводилась АТО или проводятся (проводились) боевые действия***, и/или вынужденно покинули место проживания в связи с проведением АТО или с проведением боевых действий в таких населенных пунктах

Физические лица, которые проживали на территории АР Крым и вынужденно покинули место проживания в связи со временной оккупацией территории Украины

Работники предприятий, сил гражданской защиты, которые привлекаются (привлекались) и принимают (принимали) непосредственное участие в осуществлении мероприятий из обеспечения нацбезопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии РФ, находясь непосредственно в районах проведения боевых действий*** и в период осуществления боевых действий, в порядке, установленном законодательством, или члены их семей

* Теперь действует перечень, утвержденный постановлением КМУ от 26.11.2014 № 653.

** Если общая сумма полученной благотворительной помощи в течение отчетного (налогового) года превышает указанный предельный размер, сумма превышения над таким размером облагается НДФЛ (18 %) и ВС (1,5 %). Также в этом случае физлицо-получатель обязано подать годовую налоговую декларацию с указанием сумм благотворительной помощи.

*** Из п. 25 подразд. I разд. ХХ НКУ следует, что перечень населенных пунктов, где проводятся (проводились) боевые действия, должен принять КМУ. До его принятия статус физических лиц — плательщиков налога, которые получают благотворительную помощь, как лиц, которые проживают (проживали, находились) в таких районах, определяется волонтером-благотворителем самостоятельно. При этом считаем, что волонтеры имеют право использовать любые официальные источники, которые бы указывали на ведение боевых действий на территории, где проживает или из которой выехал получатель благотворительной помощи.

После ознакомления с таблицей у вас, наверное, появился такой вопрос: кого же относить к членам семей указанных категорий лиц?

Что касается членов семей участников боевых действий и участников акций протеста, то их перечень определяет п.п. 165.1.54 НКУ. Это:

— родители (если они до достижения лицом совершеннолетия не были лишены в отношении него родительских прав);

— дед и бабушка (если родители умерли);

— другой из супругов (если он (она) не вступили в брак во второй раз);

— малолетние и/или несовершеннолетние дети;

— совершеннолетние дети, которые обучаются по дневной или дуальной форме получения образования в заведениях профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего образования, до окончания ими заведений образования, но не более чем до достижения 23 лет;

— совершеннолетние дети, которые не имеют своих семей;

— совершеннолетние дети, которые имеют свои семьи, но стали лицами с инвалидностью до достижения совершеннолетия;

— иждивенцы погибшего (умершего), которым в связи с этим выплачивается пенсия.

А вот о членах семьи работников, занятых в обеспечении нацбезопасности, никакой информации в п.п. 165.1.54 НКУ вы не найдете. Считаем, в этом случае также следует использовать вышеприведенный перечень, поскольку он устанавливает, кого считать членами семьи именно для применения п.п. 165.1.54 НКУ (ср. ).

Если не в Реестре волонтеров

Если физлицо не в Реестре волонтеров, то, скорее всего, налоговые агенты будут не в восторге от работы с ним. Ведь фактически 1/5 суммы, которая перечисляется физлицу, которое волонтерит без оформления, будет идти не на помощь, а в бюджет как налоги.

Конечно, можно не работать с субъектами хозяйствования, а собирать средства на карту, обращаясь за помощью к другим физлицам. Однако в таком случае есть риск попасть под финмониторинг банка, в котором открыт такой карточный счет. Хотя теперь банки относятся лояльно к такому сбору средств.

Рисковать или нет — решать вам. Однако имейте в виду, что п.п. 165.1.54 НКУ освобождает от налогообложения также средства в виде благотворительной помощи, полученной волонтерами-благотворителями в течение года, предшествующего году их внесения в Реестр волонтеров. Минус — необходимость подтверждения расходов.

Выводы

  • Для того чтобы налоговому агенту, а в дальнейшем и самому волонтеру воспользоваться освобождающими нормами п.п. 165.1.54 НКУ, физлицо-волонтер должно быть зарегистрировано в Реестре волонтеров.
  • Полученные волонтером суммы благотворительной помощи не включаются в его налогооблагаемый доход в размере, фактически использованном на благотворительные цели, определенные п.п. 170.7.8 НКУ, и на возмещение документально подтвержденных расходов, связанных с предоставлением благотворительной помощи.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше