Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Операция «реанимация» — учета товарных запасов у ФЛП

Клец Виталина, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Ноябрь, 2022/№ 87
Печать
Как показала практика, налоговики хотят видеть учет товарных запасов и у производителей, и у предоставителей услуг, и, как выяснилось в последнее время, даже у тех ФЛП, которые рассчитываются исключительно безналично. То есть спорные тезисы. Впрочем, если судиться с налоговиками нет желания, учет товарных запасов лучше вести. А тем, кто не вел, — возобновить задним числом. Детали — в нашей статье.

Для кого учет товарных запасов — обязанность?

Начнем с главного: какие ФЛП вообще должны вести учет товарных запасов?

Это обязанность, предусмотренная п. 12 ст. 3 Закона об РРО*. А ст. 3 Закона об РРО адресует свои требования тем, кто осуществляет расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением электронных платежных средств, платежных чеков, жетонов и т. п.).

* Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 № 265/95-ВР.

То есть если ФЛП вообще не осуществляет названные расчетные операции, то требования ст. 3 Закона об РРО его не касаются. В том числе и требования п. 12 ст. 3 Закона об РРО о ведении учета товарных запасов. Чем бы ФЛП ни занимался и на какой бы системе ни был.

Но оказывается, налоговики с этим не согласны. Даже

если ФЛП принимает оплату за товар только на свой расчетный счет, давая покупателям IBAN-реквизиты счета, по мнению налоговиков, это не освобождает его от выполнения требований п. 12 ст. 3 Закона об РРО

Об этом мы подробно рассказывали в статье «Учет товарных запасов и расчеты по IBAN» // «Налоги & бухучет», 2022, № 83.

То есть освобожденными от учета товарных запасов налоговики видят только тех ФЛП, которые названы непосредственно в п. 12 ст. 3 Закона об РРО. Так, с облегчением могут вздохнуть лишь ФЛП на едином налоге (ЕН), которые одновременно:

— не зарегистрированы плательщиками НДС;

— не занимаются реализацией технически сложных бытовых товаров, которые подлежат гарантийному ремонту; лекарственных средств; изделий медназначения; ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней.

Таким ФЛП учет товарных запасов по п. 12 ст. 3 Закона об РРО не угрожает в любом случае (каким бы образом они не рассчитывались за свои товары/услуги). Этот момент налоговики понимают правильно.

Кстати, в отношении тех ФЛП, которые в перечень освобожденных (названных выше) не попали, налоговики отметились не только фискальными разъяснениями о безналичных расчетах.

Так, досталось тем ФЛП, которые предоставляют услуги (но по какой-то причине «попали» на учет товарных запасов, например потому, что зарегистрированы плательщиками НДС, или, например, кроме услуг осуществляют продажу изделий медицинского назначения).

Напрашивается вопрос: как так? Ведь с 01.01.2022 п. 12 ст. 3 Закона об РРО был изложен в новой редакции, из которой полностью исчезло упоминание об услугах?!

Но дело в том, что из Порядка № 496* упоминание об услугах Минфин так и не исключил.

* Порядок ведения учета товарных запасов для физических лиц — предпринимателей, в том числе плательщиков единого налога, утвержденный приказом Минфина от 03.09.2021 № 496.

Поэтому поскольку

товарными запасами является «совокупность товаров, которые удерживаются ФЛП для дальнейшей продажи (предоставления услуг)» (п. 2 разд. І Порядку № 496),

налоговики настаивают, что учет товарных запасов должны вести и ФЛП, которые предоставляют исключительно услуги, с целью реализации которых используются товарные запасы, которые включаются в стоимость таких услуг (в том числе сырье, материалы, запасные части, полуфабрикаты собственного производства на составах комплектующих и т. п.).

Если же они никаких товарных запасов не используют, то можно товарный учет не вести — категория 109.02 БЗ.

А если ФЛП — производитель или выполняет работы, который тоже не попал в круг счастливчиков, освобожденных от учета товарных запасов?

Однозначно, ему придется вести учет готовой продукции. Потому что согласно Порядку № 496 товарными запасами (учет которых нужно вести) считается все, что предназначено для дальнейшей продажи, значит и готовая продукция тоже.

А что с сырьем? Оно предназначено не для продажи, а для использования в производстве. То есть это не товарные запасы. Значит, его учет можно не вести.

Но налоговики с этим не согласятся. Когда мы говорили о тех же услугах, то налоговики требуют вести учет сырья. Здесь та же проблема.

Итак,

с точки зрения фискалов, учет товарных запасов согласно Порядку № 496 должны вести все ФЛП (торговцы, производители, предоставители услуг), кроме ФЛП на ЕН, которые не зарегистрированы плательщиками НДС и не занимаются реализацией технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, лекарств, медизделий, ювелирки

А если товарный учет не вести?

За это есть два штрафа:

1) по ст. 20 Закона об РРО100 % стоимостях товаров, не которые не учтены в установленном порядке, по ценам реализации, но не менее 170 грн.

То есть этот штраф налоговики будут рассчитать от цены реализации товарных запасов (по убеждению налоговиков, это не только товары и готовая продукция, но и сырье, материалы и т. п.):

— по которым они видят «следы» продажи (например, поступление средств на счет или реализация через РРО/ПРРО), но информации об их поступлении нет в товарном учете, или

— которые они видят в наличии, но на них нет первички и записи в товарном учете и т. п.

Важная деталь.

В течение войны налоговики соглашаются не применять этот штраф, если ФЛП не торгует подакцизными товарами (п. 12 разд. ІІ Закона об РРО, категория 109.18 БЗ)

2) по ст. 1551 КУоАПот 85 до 170 грн. Этот штраф могут применить и во время военного положения (подробнее о них можете прочитать в статье «Админштрафы за нарушение РРО-законодательства: подробности для ФЛП» // «Налоги & бухучет», 2022, № 36).

Так можно ли «забить» на товарный учет? Мы бы не советовали этого делать.

Да, штрафы во время военного положения как будто небольшие, но

не факт, что после войны налоговики не вернутся к ФЛП, чтобы оштрафовать его по ст. 20 Закона об РРО за отсутствие товарного учета во время войны. Скорее, наоборот

И хотя такой подход является спорным (все-таки освобождение от РРО-штрафов дано на время войны раз и навсегда — п. 12 разд. ІІ Закона об РРО), налоговики активно продвигают свою точку зрения, дескать, после войны РРО-штрафы будут работать за все нарушения, даже за те, которые были допущены во время войны (категория 109.18 БЗ).

Поэтому лучше товарный учет вести.

«Реанимация» товарного учета: начало

Итак, как его вести? Когда надо было его начинать? Что делать, если у ФЛП до сих пор и конь не валялся? Не волнуйтесь. Сейчас все расскажем.

Товарный учет — это несложно. Он заключается в том, что ФЛП обязан в хронологическом порядке записывать в Форму ведение учета товарных запасов (по форме приложения к приказу Минфина № 496) реквизиты документов о:

1) поступлении товаров

2) и выбытии товаров. Вот и все.

И самое приятное в этой ситуации то, что

Форму ведения учета товарных запасов не надо регистрировать у налоговиков! А это значит, что в крайнем случае ее можно реанимировать «задним числом», когда угодно

Конечно, мы не призываем ФЛП тянуть с незаполнением этой Формы до самой налоговой проверки. Во-первых, это незаконно. Во-вторых, налоговики могут застать ФЛП врасплох. В-третьих, даже если налоговики и не узнают об этом, возобновить учет за «длинный» период может оказаться достаточно сложной задачей.

Но в тех случаях, когда ФЛП уже «потерял момент», то есть считал, что учет товарных запасов для него — необязательный, а с учетом утверждений налоговиков оказалось, что его таки надо вести, ничего не поделаешь. Лучше прямо сейчас начать его возобновление.

С какой даты? Обязанность вести товарный учет для ФЛП стартовала с 26.11.2021. Поэтому если на эту дату вы уже работали и попадали в перечень обязанных вести учет товарных запасов, то

первая запись в форме учета должна быть сделана по состоянию на конец 25.11.2021 или утро 26.11.2021

Если же ФЛП сначала имел право не вести учет товарных запасов (потому что попадал в исключения), а потом (уже после 26.11.2021) потерял такое право (например, упрощенец зарегистрировался плательщиком НДС или начал торговать ювелиркой), то первую запись в форме учета он должен был сделать утром того дня, когда учет товарных запасов для него стал обязательным, или накануне вечером.

О чем первая запись? Об остатках товарных запасов на начало учета. Все логично. ФЛП себе работал без учета товарных запасов и без документов на товар и вдруг — бац — отныне надо вести такой учет. А какие-то товарные запасы у него в магазине / на складе уже есть — их и надо показать в Форме учета.

Если же ФЛП — новичок, то есть зарегистрировался после 26.11.2021 и сразу попал в перечень обязанных вести учет товарных запасов, то понятно, что никаких остатков товаров у него нет. Поэтому запись об остатках он не делает.

Документ для первой записи. Это — опись остатка товаров на начало учета. И вот здесь — очень интересно. Потому что

эту опись ФЛП формирует самостоятельно, в произвольной форме. И никакими первичными документами подтверждать записи в ней не обязательно

В нее заносят все товарные запасы, которые были у ФЛП в первый день учета, даже если на них нет никаких приходных документов. По сути, сюда можно «запихнуть» максимум товарных запасов, на которые у вас нет документов. Понятно, если нет очевидных признаков того, что товары были приобретены позже (в частности, на это может указывать дата производства).

Все эти товары «легализуются» в учете ФЛП на основании описи остатка товаров на начало учета — в дальнейшем достаточно будет лишь показывать их выбытие.

Но здесь есть одно «но»! ФЛП-общесистемщики, упрощенцы — плательщики НДС и торговцы лекарствами, медизделиями, ТСБТ и ювелиркой обязаны были вести товарный учет даже до 26.11.2021! Просто до этой даты не было Порядка его ведения. Поэтому все сходились на том, что до 26.11.2021 достаточно было иметь лишь документы на товар, а без них — никак. Получается, что таким ФЛП может быть проблематично легализовать остатки товаров только через опись.

Впрочем, налоговики об этом моменте в своих разъяснениях никогда не упоминали. Поэтому хочется надеяться, и не будут.

Как составить опись остатка? Можно расчертить, распечатать или сформировать в электронном виде (без электронной подписи) таблицу ориентировочно такого вида:

img 1

Укажите в таблице наименования всех товарных запасов, их количество и цену. Если у ФЛП есть документы на товар, берем цену оттуда. Если же документов нет, указываем цену на усмотрение самого ФЛП. Об этом прямо сказано в п. 2 разд. I Порядка № 496 (ср. ).

Реанимация товарного учета: процесс

После того, как ФЛП составил опись остатка и внес первую запись в Форму учета об этой описи, ее надо заполнять дальше. Как? Записываем в Форму учета в хронологическом порядке:

1) все первичные документы о приобретении (поступлении) товарных запасов (накладные, ТТН, таможенные декларации, акты закупки, фискальные чеки РРО на приобретение товара, товарные чеки и т. п.);

2) все первичные документы о выбытии товарных запасов. Причем выбытием считается:

продажа товарных запасов без РРО/ПРРО (по цене продажи). Например, продажа за безналичку. Важный момент:

в форме учета не надо показывать выбытие товарных запасов, проданных с использованием РРО/ПРРО (п. 3 разд. II Порядка 3 496)! А вот их приобретение (поступление) — нужно

внутреннее перемещение товара между магазинами и складами у одного и того же ФЛП (учитываем товар или по цене закупки, или по цене продажи — Порядок № 496 четкого правила не устанавливает);

уничтожение или потеря товара (по цене закупки);

возврат товара поставщику (по цене закупки);

— использование товара на собственные нужды (по цене закупки).

О количестве Форм учета у одного ФЛП.

По каждому отдельному месту продажи (хозяйственному объекту), отдельному месту хранения товарных запасов следует вести отдельную Форму учета, составляя документы на перемещение товаров между этими объектами

Пример заполнения Формы учета — на рис. 2

img 2

Производители: специфика

Производители вносят в Форму учета информацию о:

поступлении и выбытии сырья (если не хотят претензий со стороны фискалов). Правда, Порядок № 496 не считает выбытием товарных запасов их использование в производстве. Впрочем, чтобы не злить налоговиков, лучше составлять акты отпуска сырья в производство (произвольной формы) и вносить их в Форму учета;

оприходовании готовой продукции из производства (обязательно). Для этого ФЛП сам составляет акт оприходования готовой продукции (в произвольной форме);

продаже готовой продукции без РРО/ПРРО (обязательно).

Услуги: специфика

Как мы уже говорили, ФЛП, которые работают в сфере услуг, по мнению налоговиков, должны вести учет тех запасов, которые включаются в стоимость услуг (сырье, материалы, запчасти и т. п.). Например, если ФЛП ремонтирует автомобили, то стоит вести учет приобретенных и израсходованных запчастей, масла и т. п.

То есть приобретение и использование таких товарных запасов стоит записывать в Форму учета.

Лучше действовать так: что купили для бизнеса — запишите в Форму учета. А как использовали — составьте акт об использовании и, опять же, запишите его в Форму учета

Теоретически такие записи должны быть каждый день, когда есть движение товаров, материалов или других запасов!

Выводы

  • Если выяснилось, что с учетом фискальных требований налоговиков вы должны вести учет товарных запасов, но его не вели, возобновите такой учет прямо сейчас!
  • Составьте опись остатка товаров на 26.11.2021 (или на другую дату, когда ваш ФЛП попал под обязанность вести учет товарных запасов).
  • Посмотрите, какие у вас есть документы о поступлении товаров, сырья, материалов, запчастей и т. п.
  • Подготовьте документы о выбытии товаров или сырья (продажа без РРО/ПРРО, возврат, уничтожение, внутреннее перемещение, использование на собственные нужды, отпуск в производство).
  • Заполните Форму учета.
  • Помните: все проданные товары должны быть записаны в Форму учета (поступление и выбытие).
  • Сырье и материалы, по мнению налоговиков, тоже надо записать в Форму учета и иметь на них первичку.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше