Темы статей
Выбрать темы

Отказ от спецЕН: всем — почти без изменений, аграриям — облегчение

Томашпольский Сергей, налоговый эксперт
Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины…» от 03.11.2022 № 2719-IX.

ВЫВОДЫ ДОКУМЕНТА

1. Самостоятельный отказ от спецЕН осуществляется путем подачи заявления (фактически, так было и раньше).

2. По базовому сценарию при отказе от спецЕН плательщик будет возвращаться именно в то состояние, из которого он перешел на спецЕН. А как альтернативный вариант (если переход на спецЕН был не с общей системы), может сразу выбрать переход на общую систему (фактически, так было и раньше, кроме ЕН-аграриев).

3. К плательщикам сельхозЕН группы 4, которые перешли на спецЕН, а потом от спецЕН отказываются, не применяется двухгодичное табу из п.п. 298.8.8 НКУ, установленное для возвращения на сельхозЕН группы 4. Здесь налоговикам придется корректировать свои разъяснения.

«Живее всех живых». В первую очередь отметим, что спецЕН действует до прекращения/отмены военного, чрезвычайного положения. Теперь это состояние продлено на 90 суток. Поэтому по февраль 2023 включительно можно спокойно продолжать работать на спецЕН. В этом плане изменений нет. Есть изменения для непосед, которым статус плательщика спецЕН уже «поднадоел», и они хотят от него избавиться.

«По собственному желанию». Собственно, никто и не держит. В том смысле, что в НКУ (абз. 2 п.п. 9.9 подразд. 8 разд. ХХ НКУ) предусмотрена возможность для плательщика спецЕН избавиться от этого статуса по собственному решению. Подай заявление об отказе и с первого числа следующего месяца ты уже не плательщик спецЕН. А плательщик чего?

Слишком лаконичная норма. По логике, как будто и так было понятно, что после отказа от спецЕН плательщик возвращается именно в тот статус, из которого он перешел на спецЕН. Но лучше бы законодатель был более многословным при формулировке нормы об отказе от спецЕН (абз. 2 п.п. 9.9 подразд. 8 разд. ХХ НКУ). Мы бы тогда и сами не терялись в догадках, а что конкретно он имел в виду. И налоговики не имели бы возможности выдумывать дифференцированные по непонятной логике подходы. Больше деталей о этом найдете в статье «Отказ от спецЕН: куда дальше?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 73. И наконец имеем хорошую новость. Законодатель прислушивался к этому совету.

Что изменили/уточнили? Смотрите, что имеем.

1. Уточено, что

отказ от спецЕН осуществляется путем подачи заявления

Но оно и раньше фактически так происходило. В ход шло Заявление о применении упрощенной системы налогообложения, форма которого утверждена приказом Минфина от 16.07.2019 № 308 (J/F 0102003).

В отношении сроков подачи такого заявления никаких изменений/уточнений нет. Заявление подается до конца любого календарного месяца, чтобы избавиться от спецЕН с первого числа следующего календарного месяца.

Словами налоговиков это звучит так:

«…Заявление об отказе должно быть подано до первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором принято такое решение. Так, например, в случае принятия решения об отказе от регистрации плательщиком единого налога третьей группы по ставке 2 проц. с 01.06.2022, заявление об отказе должно быть подано в контролирующий орган не позже 31.05.2022»

(категория 108.01.07 БЗ).

2. Установлено, что

по базовому сценарию плательщик, отказавшийся от спецЕН, считается применяющим систему налогообложения, на которой он находился до избрания спецЕН

Погодите-ка! Сказано о системе налогообложения. А о группе/ставке ЕН не сказано. Так не означает ли это, что после вступления в силу этими изменениями можно будет отказаться от спецЕН в пользу другой группы/ставки ЕН, чем та, с которой мы перешли на спецЕН?

Например, перешли на спецЕН с ЕН 3 %, а отказаться от спецЕН можем в пользу ЕН 5 %. Ведь сейчас налоговики такую возможность отрицают. Допускают лишь двухходовую комбинацию: сначала возвращайся на «старую» ставку ЕН, а потом изменяй ее на новую (о юрлицах см. категорию 108.01.03 БЗ, о ФЛП см. категорию 107.01.01 БЗ).

Считаем, что в этом смысле ничего не изменится. Потому что законодатель, опять-таки, слишком лаконичен. То есть

в базовом сценарии при отказе от спецЕН плательщик будет возвращаться именно в то состояние, из которого он перешел на спецЕН. Если перешел с обычного ЕН — на ту же группу/ставку ЕН

Не видим оснований, чтобы налоговики здесь передумали.

Где им придется передумать, так это в ситуации, когда речь о плательщике, который на спецЕН перешел с сельхозЕН группы 4. Но об этом мы поговорим отдельно (см. п. 4 ниже).

3. Установлено, что

при отказе от спецЕН можно перейти на общую систему

То есть если переход на спецЕН был осуществлен с обычного ЕН, то при отказе от спецЕН плательщик может не возвращаться на ЕН, а перейти на общую систему. Для этого нужно, чтобы плательщик в заявлении об отказе от спецЕН указал о переходе на уплату прочих налогов и сборов.

Но и это такая себе новость. Потому что налоговики здесь опередили законодателя и фактически позволяли это раньше. Технику заполнения заявления найдете в категориях 108.01.06 БЗ и 107.01.08 БЗ.

Опять же срок подачи заявления и момент перехода на общую систему здесь те же, что и при базовом сценарии (см. выше).

4. Установлено, что

к плательщикам, которые отказались от спецЕН, не применяется двухгодичное «ЕН-сельхозтабу» из п.п. 298.8.8 НКУ, установленное для возвращения на сельхозЕН группы 4

И вот здесь налоговикам, наоборот, придется переписать свои старые разъяснения. Потому что раньше они, руководствуясь этим самым п.п. 298.8.8 НКУ, утверждали (см. категорию 108.02.06 БЗ), что когда аграрий отказывается от спецЕН до окончания военного положения, то ему только одна дорога на общую систему, а не на сельхозЕН группы 4, на котором он был до перехода на спецЕН. При этом для него действует двухгодичное ограничение на возвращение на сельхозЕН группы 4 (больше деталей в статье «Отказ от спецЕН: куда дальше?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 73).

А с учетом законодательных изменений мы имеем следующие формальные требования:

в базовом сценарии при отказе от спецЕН плательщик будет возвращаться именно в то состояние, из которого он перешел на спецЕН;

в отношении плательщика сельхозЕН группы 4, который перешел на спецЕН, а потом от него отказался, не действует ограничение из п.п. 298.8.8 НКУ, согласно которому тот, кто по собственной инициативе покинул сельхозЕН группы 4, повторно может быть включен в сельхозЕН группы 4 не раньше чем через два календарных года. То есть может быть включен и раньше.

Таким образом, фактически аграрии и являются единственными бенефициарами изменений, которые комментируются.

Отметим, что закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования (т.е. с 24.11.2022).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше