Темы статей
Выбрать темы

Инвентаризация у ФЛП: нужна ли она

Казанова Марина, налоговый эксперт
Нужно ли физическим лицам — предпринимателям проводить инвентаризацию? Если да, то когда и как именно. Давайте разберемся.

Ежегодная обязательная инвентаризация. Ежегодная инвентаризация, с которой придется иметь дело каждому юридическому лицу, — ФЛП не касается. Кстати, так же, как и другие виды (случаи) инвентаризаций, названные в «инвентаризационном» Положении № 879*. То есть даже при порче или краже ТМЦ, изменении материально ответственных лиц, проведение инвентаризации для ФЛП не обязательно. Так, как и не обязательно для ФЛП составление инвентаризационных документов.

* Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 № 879.

Связано это с тем, что ни Закон о бухучете*, ни инвентаризационное Положение № 879 не распространяются на предпринимателей.

* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.

Кроме того, основная цель инвентаризации — это обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности. А предприниматель не составляет финотчетность и не обязан вести бухучет.

Итак,

проводить инвентаризацию в случаях, названных в Положении № 879, в том числе и годовую инвентаризацию, составлять любые инвентаризационные документы предприниматель не обязан

Он может это делать исключительно по собственному желанию (для своего внутреннего учета).

А нет ли других специальных требований, которые бы требовали проведения инвентаризации предпринимателем?

Товарный учет vs инвентаризация. Напомним, что обязанность ведения ФЛП учета товарных запасов закреплена п. 12 ст. 3 Закона об РРО*.

* Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 № 265/95-ВР.

При этом освобождены от ведения такого учета ФЛП-единоналожники при условии, что они не являются плательщиками НДС и не занимаются реализацией технически сложных бытовых товаров, которые подлежат гарантийному ремонту; лекарственных средств; изделий медназначения; ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней (больше деталей об этом, в т. ч. о фискальных требованиях налоговиков, найдете в статье «Операция «реанимация» — учета товарных запасов у ФЛП» // «Налоги & бухучет», 2022, № 87).

Так вот, в норме п. 12 ст. 3 Закона об РРО, которой установлена обязанность ведения учета товарных запасов, сказано, что субъект хозяйствования обязан предоставить контролирующим органам на начало проведения проверки документы, которые подтверждают учет и происхождение товарных запасов (в частности, но не исключительно, документы в отношении инвентаризации товарных запасов).

Фраза «документы в отношении инвентаризации товарных запасов» достаточно загадочная. Если речь о ФЛП, то мы бы считали, что ее следует толковать в сочетании с требованиями Порядка № 496*.

* Порядок ведения учета товарных запасов для физических лиц — предпринимателей, в том числе плательщиков единого налога, утвержденный приказом Минфина от 03.09.2021 № 496.

Порядок № 496 имеет более подробное определение термина «документы, которые подтверждают учет и происхождение товаров». И очень быстро становится понятным, что для ФЛП эквивалентом «документа в отношении инвентаризации товарных запасов» из п. 12 ст. 3 Закона об РРО является именно Опись остатка товаров на начало учета из Порядка № 496 (ср. ).

То есть это документ, на основании которого вносится первая запись в Форму ведения учета товарных запасов (п. 5 разд. II Порядка № 496).

Но внимание!

Такая Опись составляется не по правилам «инвентаризационного» Положения № 879. Она составляется по правилам Порядка № 496

А эти правила очень просты:

«Опись остатка товаров на начало учета составляется в произвольной форме и должна содержать информацию о: наименовании товаров, имеющихся у такого ФЛП на дату приобретения им обязанности по ведению учета товарных запасов, количестве таких товаров (с указанием единицы измерения) и их стоимости, самостоятельно определенной ФЛП».

Это не является классической инвентаризацией. То есть о соблюдении правил «инвентаризационного» Положения № 879 здесь речь вообще не идет.

Что касается каких-то промежуточных/периодических инвентаризаций или их упрощенных аналогов, то они здесь также не предусмотрены.

Кстати, Форма ведения учета товарных запасов не предусматривает специальную графу для фиксации «остатков товарных запасов». Под учетом товарных запасов понимается именно фиксация их поступления и выбытия на основании первичных документов (такую же логику используют и суды — см., в частности, постановление Восьмого апелляционного админсуда от 06.10.2022 по делу № 300/7954/21).

А значит, какого-то дополнительного учета остатков ТМЦ, инвентаризации этих остатков законодательство не устанавливает. Следовательно,

нет обязанности проводить инвентаризацию предпринимателю и в рамках выполнения требования в отношении товарного учета запасов

Инвентаризация во время проверок. Подпункт 20.1.9 НКУ закрепляет право налоговиков требовать во время проведения проверок от налогоплательщиков, которые проверяются,

«проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, средств, снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличности…».

Для ФЛП никаких исключений эта норма не устанавливает. И суды указывают, что требование п.п. 20.1.9 НКУ распространяется на всех налогоплательщиков, в том числе и ФЛП (постановление ВС от 06.02.2020 по делу № 807/1556/17).

Но поскольку инвентаризация как таковая предусматривает сравнение «факта» (фактического наличия активов) с данными бухучета, а предприниматель бухучет не обязан вести, то

от предпринимателей налоговики во время проверки могут требовать лишь снятия остатков ТМЦ, наличности

То есть только фиксации данных о «факте» (того, что выявлено на момент снятия остатков). Данные об остатке ТМЦ по данным учета предпринимателю предоставлять не нужно. Однако он обязан в предусмотренных законом случаях подавать документы, из которых налоговики сами рассчитывают остатки по данным учета.

При этом стоит обратить внимание на то, что если речь идет о фактической проверке соблюдения требований Закона об РРО, то как таковое предыдущее требование о снятии остатков ТМЦ/наличных денег предпринимателю налоговики направлять не будут. Фактически все реализуется через истребование «Расписки», которая приведена в приложении 3 к Методрекомендациям от 12.08.2008 № 534 (постановление Восьмого апелляционного админсуда от 06.10.2022 по делу № 300/7954/21).

Если речь идет о документальной проверке, то налоговики, если хотят воспользоваться своим правом из п.п. 20.1.9 НКУ, должны направить ФЛП требование о проведении инвентаризации (снятии остатков ТМЦ, наличности). Но в этом случае ФЛП должен сам зафиксировать результаты снятия остатков ТМЦ/наличности. Как именно это документировать? Требований нет. Можно использовать формы инвентаризационных документов (ведомостей), которые установлены для юридических лиц. Но достаточно только зафиксировать имеющиеся остатки и все. Никакой сравнительной информации (остатков по данным учета) приводить, считаем, на нужно.

Инвентаризация при списании товаров. Опять же, даже при выявлении недостач товаров, порчи, краж для ФЛП не установлена обязанность проводить инвентаризацию как таковую (с оформлением инвентаризационных документов, в частности акта инвентаризации). Предпринимателю достаточно зафиксировать факт потери/порчи/недостачи ТМЦ. И это можно сделать с помощью Акта на списание ТМЦ, данные которого потом нужно внести в гр. 8 Формы ведения товарного учета товарных запасов. Составление акта инвентаризации не требуется.

Выводы

  • Проводить годовую инвентаризацию, а также другие виды инвентаризаций, названные в «инвентаризационном» Положении № 879, составлять инвентаризационные документы предприниматель не обязан.
  • Нет законодательных требований проводить инвентаризацию предпринимателю и в рамках выполнения обязанностей по товарному учету запасов. Речь лишь может идти о составлении Описи остатка товаров на начало учета.
  • Во время проверок налоговики на основании п.п. 20.1.9 НКУ имеют право требовать от предпринимателя снятия остатков ТМЦ, наличности.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше