АН-штрафы
Сначала напомним, что штрафы за несвоевременную регистрацию или отсутствие регистрации АН и РК к ним в Едином реестре акцизных накладных (ЕРАН) приведены в ст. 1202 НКУ. Для удобства скомпонуем их ниже в небольшой таблице.
Штрафные санкции, предусмотренные п. 1202.1 НКУ
Вид нарушения (и п. НКУ) | Календарные дни просрочки | Размер штрафа | Примечания |
Нарушение предельных сроков регистрации первых экземпляров АН/РК или отсутствие их составления или регистрации в ЕРАН* | До 15 | 2 % | Штраф исчисляется от суммы акциза из соответствующих объемов горючего/спирта, на которые не составлены / не зарегистрированы АН/РК** |
От 16 до 30 | 10 % | ||
От 31 до 60 | 20 % | ||
От 61 до 90 | 30 % | ||
На 91 и более | 40 % | ||
Отсутствие по вине плательщика, который получил горючее (или спирт), регистрации в ЕРАН второго экземпляра АН/РК | Более чем 120 (после предельного срока регистрации второго экземпляра АН/РК) | 2 % | Штраф — от суммы акциза из соответствующих объемов горючего/спирта, указанных в такой АН/РК** |
Отсутствие по вине плательщика регистрации первого экземпляра АН/РК корректировки к акцизной накладной в ЕРНН после получения НУР | Более чем 10 (со дня получения НУР на штраф по п. 1202.1) | 50 % | Штраф — от суммы акциза из соответствующих объемов горючего/спирта, на которые плательщик был обязан составить АН/РК** |
* При регистрации первого экземпляра АН/РК, за отсутствие регистрации которых к плательщику акцизного налога был применен штраф из п. 1202.1, штрафы за нарушение предельных сроков регистрации первого экземпляра такой АН/РК, предусмотренные этим же п. 1202.1, не применяются. ** Сумма акциза для исчисления штрафов определяется по ставке, которая установлена на дату реализации горючего, и курсу НБУ, действующему на первый день квартала, в котором осуществляется реализация горючего. А для спирта этилового — по ставке, которая установлена на дату реализации спирта этилового (п. 1202.3 НКУ). |
Механизм применения штрафов за нерегистрацию и несвоевременную регистрацию АН и РК к ним в ЕРАН аналогичен механизму применения подобных штрафов в отношении НН и РК к ним. Но сейчас нам это не очень интересно (почему — см. ниже).
Санкции за ненаправление Справок и Заявок
Справки (горючее и спирт). Плательщики топливного или спиртового акциза, которые имеют акцизные склады, должны посылать в ГНСУ ежедневные электронные Справки об остатках и обращении на своих складах горючего или спирта*. Предельные сроки подачи ежедневных Справок в соответствии с пп. 230.1.1 и 230.1.3 НКУ — не позже 23 часа 59 минут суток, следующих за отчетными сутками**.
* Если акцизный склад работал в эти дни.
** Исключение — для распорядителей акцизных складов, которые используют горючее только для собственных нужд или промышленной переработки и не хранят чужое горючее. Они подают Справки раз в месяц.
Штраф за необеспечение по вине распорядителя акцизного склада своевременной подачи в ГНС Справки составляет 1000 грн за каждый неподанный / несвоевременно поданный электронный документ (п. 1281.3 НКУ).
Заявки на перемещение горючего/спирта. Обязательность подачи электронных Заявок на перемещение горючего или спирта этилового транспортными средствами, которые не являются акцизными складами передвижными, предусмотрена абз. 2 п.п. 230.1.5 НКУ*. Перемещение горючего (или спирта этилового) транспортными средствами, которые не указаны в посланных органу ГНС Заявках, запрещено (абз. 3 п.п. 230.1.5 НКУ). А п. 228.3 НКУ вообще предусматривает в случае перемещения и/или хранения горючего (спирта) с использованием транспортных средств, которые не указаны в Заявках, исключение такого горючего (спирта) и транспортных средств и возможную их дальнейшую конфискацию в доход государства.
* Форма этой Заявки утверждена приказом Минфина от 08.05.2019 № 188. Код формы в сервисах подачи электронной отчетности — J/F1304901.
«Мораторий» на упомянутые санкции
С недавних пор о несоблюдении предельных сроков регистрации/подачи упомянутых документов не стоит беспокоиться вообще! Ведь п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ освобождает от предусмотренной НКУ ответственности в случае отсутствия у плательщика возможности своевременно зарегистрировать, в частности, АН/РК и подать электронные Справки и т. п.
А в Порядке подтверждения возможности или невозможности выполнения плательщиком налогов обязанностей, определенных в п.п. 69.1 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ (утвержденном приказом Минфину от 29.07.2022 № 225), одним из оснований невозможности выполнения плательщиками налогов налоговых обязательств является, в частности, возможность утечки информации об объемах и местах хранения горючего или спирта этилового и их уничтожения в дальнейшем вследствие составления и регистрации АН и/или подачи электронных документов, которые содержат данные о фактических остатках горючего и объеме обращения горючего или спирта этилового, и/или подаче заявки на перемещение горючего или спирта этилового транспортными средствами, которые не являются акцизными складами передвижными и т. п. (исключительно в части выполнения определенных обязанностей).
Невозможность выполнения обязанностей по регистрации АН, и/или подаче электронных Справок, и/или подаче Заявки на перемещение горючего (спирта) не требует документального подтверждения!.. Поэтому она применима ко всем без исключения субъектам, которые должны выполнять соответствующие действия с такими документами.
Поэтому во время военного положения попасть под штрафы за несвоевременную регистрацию (или нерегистрацию) АН/РК и за непослание Справок плательщики могли только с 1 августа и до даты вступления в силу упомянутого Порядка подтверждения… — 6 сентября этого года. Но если к кому-то в этот небольшой промежуток времени упомянутые санкции и были применены, то фискалы должны их отменить. Потому что такие санкции фактически «задним числом» Минфин сделал незаконными.
О неприменении во время военного положения штрафов за нарушение предельных сроков регистрации АН/РК в ЕРАН и за неподачу / несвоевременную подачу электронных Справок об остатках и обращении горючего и спирта фискалы уже разъяснили в БЗ 114.09. Наш комментарий и мысли о целесообразности регистрации/подачи упомянутых документов читайте в материале «За просрочку регистрации акцизных накладных штрафов нет» // «Налоги & бухучет», 2022, № 69 (ср. ).
Поэтому штрафы и другие последствия не должны применяться за нарушение сроков регистрации АН/РК или подачи «топливных»/«спиртовых» Справок и Заявок вообще в течение действия военного положения!
Выводы
- НКУ предусматривает разные виды штрафов за несвоевременную регистрацию и отсутствие регистрации АН и РК в ЕРНН, которые исчисляются в процентах к сумме акциза из соответствующих объемов горючего/спирта…
- За несвоевременное послание электронных Справок предусмотрен штраф — 1 тыс. грн за документ.
- Но в течение действия военного положения санкции и другие последствия не должны применяться за нарушение сроков регистрации АН/РК или подачи «топливных»/«спиртовых» Справок и Заявок.