Подтверждение невозможности — появился Порядок от Минфина!

Казанова Марина, налоговый эксперт
Приказ Минфина от 29.07.2022 № 225

ВЫВОД ДОКУМЕНТА

Подать заявление об отсутствии возможности и подтверждающие документы следует не позже 30 сентября 2022 года

Наконец имеем тот нормативный документ, по которому следует подтверждать невозможность выполнения налоговых обязательств. В каком случае? Если предельные сроки выполнения налоговых обязательств приходятся на период военного положения, плательщик эти сроки не соблюдал / не соблюдает (потому что не может) и хочет воспользоваться освобождением от ответственности согласно п.п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ. Потому что только тот, кому удастся подтвердить соответствующую невозможность, получит штрафную амнистию и спецсроки выполнения налоговых обязательств.

Так, приказом, который комментируется, утверждены:

— сам Порядок подтверждения возможности или невозможности выполнения плательщиком налогов обязательств (далее Порядок № 225);

перечень документов, которыми может подтверждаться невозможность. Кстати, отдельно утвержден перечень документов для юридических лиц. Отдельно — для физических лиц (в т. ч. ФЛП);

— форма решения в отношении возможности или невозможности своевременного выполнения налогоплательщиком своих налоговых обязательств.

Для кого важен этот приказ? Для плательщиков:

1) которые сейчас (на момент вступления в силу этого Порядка № 225) не имеют возможности выполнять налоговые обязательства;

2) которые не имели возможности выполнять налоговые обязательства в период с 27.05.2022 до вступления в силу Порядка № 225;

3) которые сейчас имеют возможность выполнять налоговые обязательства, но в дальнейшем во время военного положения могут утратить такую возможность.

Кто относится к плательщикам, которые не имели / не имеют возможности выполнять налоговые обязательства? В утвержденном Порядке № 225 в целом остались те же основания подтверждения невозможности выполнения налоговых обязательств, что и в проекте (подробнее о нем смотрите в статье «Подтверждение «налоговой» невозможности: проект Порядка» // «Налоги & бухучет», 2022, № 49).

Таких оснований довольно много. Поэтому сейчас их анализировать не будем (этому будет посвящен отдельный материал в ближайших номерах).

Единственное, обратим внимание на следующий момент, потому что уже есть много вопросов. Есть такое основание невозможности:

«6) пребывание (налоговый адрес налогоплательщика и/или фактическое нахождение / нахождения производственных мощностей и т. п.) на территории населенного пункта, в котором ведутся военные (боевые) действия, который (которые) находится в окружении (блокаде) или временно оккупирован вооруженными формированиями Российской Федерации».

Проект приказа одним из документов, которые подтверждают невозможность выполнения плательщиком налоговых обязательств, называл Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия, и территорий, временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации, определенный Кабинетом Министров Украины, или другой нормативно-правовой документ, которым определены территории.

В утвержденном Порядке № 225

упоминания о Перечне таких территорий нет

Возникает вопрос: на основании какого документа будет определяться, что плательщик находится/находился на территории боевых действий? По нашему мнению, здесь можно руководствоваться Перечнем территориальных громад, расположенных в районах проведения военных (боевых) действий или которые находятся во временной оккупации, окружении (блокаде), утвержденный приказом Мининтеграции от 25.04.2022 № 75. Он постоянно обновляется.

Но что еще здесь главное! Судя по перечню документов, которые могут подтверждать невозможность выполнения плательщиком налоговых обязательств,

только подтверждения факта того, что местонахождение / налоговый адрес плательщика находится на этих территориях, будет недостаточно!

То есть нужен еще какой-то документ именно из перечня, утвержденного приказом, который комментируется. Например, копия приказа предприятия о приостановке работы предприятия и его работников.

Что подаем налоговикам? Нужно подать:

1) заявление о невозможности выполнения налоговых обязательств. Обращаем внимание: утвержденной его формы нет. Оно составляется в произвольной форме. Но обязательно должно содержать информацию, названную в Порядке № 225;

2) документы (копии документов), которые подтверждают такую невозможность. При этом ориентируемся на перечни документов, утвержденных приказом, который комментируется.

На что еще надо обратить внимание! Проект Порядка предусматривал, что перечень таких документов не является исчерпывающим. И сам перечень документов содержал такую категорию, как «Другие документы, которые подтверждают отсутствие возможности своевременно исполнить свою налоговую обязанность».

Но, внимание! В утвержденном Порядке № 225 слов о том, что перечень не является исчерпывающим, уже нет. То есть прослеживается логика, что

хотя бы один документ из перечня документов, утвержденного приказом Минфина от 29.07.2022 № 225, плательщик должен подать непременно

При этом упоминание о том, что могут предоставляться и другие документы, осталось. Но, очевидно, уже эти «другие» документы могут предоставляться только в придачу к тем документам, которые названы в перечне.

В какие сроки должны быть поданы заявление и документы? Как и предусматривалось, этот срок немного продлен (по сравнению с проектным).

1. Общий срок подачи заявления и документов:

не позже 30 сентября 2022 года

Но этот срок касается тех плательщиков, которые имеют возможность в этот срок подать документы и заявление. То есть речь идет о плательщиках, которые:

— сейчас не имеют возможности выполнять налоговые обязательства, но при этом могут до 30 сентября 2022 года подать заявление и документы, которые подтверждают такую невозможность;

— не имели возможности до вступления в силу Порядка № 225 выполнять налоговые обязательства, но на момент вступления в силу Порядка уже имеют такую возможность и возможность подать документы и заявление.

2. Если плательщик не имеет возможности подать заявление до 30 сентября 2022 года (конечно, факт такой невозможности должен подтверждаться документально), заявление и документы должны быть поданы одновременно с приобретением возможности выполнения одного из налоговых обязательств (регистрации налоговой накладной, подачи отчетности, уплаты невыполненного налогового обязательства и т. п.), но не позже 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем восстановления таких возможностей налогоплательщика. То есть, обратите внимание:

если вы выполните хотя бы одно налоговое обязательство (например, зарегистрируете хотя бы одну налоговую накладную), для налоговиков это будет сигнал, что вы уже можете подать заявление и выполнять налоговые обязательства

3. Если плательщики имели возможность на дату вступления в силу Порядка № 225 выполнять налоговые обязательства, но потом утратили такую возможность. В таком случае заявление тоже подается одновременно с приобретением возможности выполнения одного из налоговых обязательств, но не позже 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем восстановления таких возможностей налогоплательщика.

Как подавать? Заявление и документы можно подавать (п. 8 разд. II Порядка № 225):

1) в электронной форме путем послания через Электронный кабинет. Пока что деталей, как именно это будет происходить (или через специальную электронную форму, или, возможно, через режим «Переписка»), нет;

2) или в бумажной форме путем подачи в контролирующий орган по месту налогового адреса или любого сервисного центра контролирующего органа, или отправления по почте с уведомлением о вручении.

Как будут рассматриваться документы? Окончательное решение в отношении возможности/невозможности своевременного выполнения налоговых обязательств на основании поданных плательщиком документов принимают налоговики (по форме приложения 1 к Порядку № 225).

Алгоритм следующий:

1. Поданные плательщиком заявление и документы рассматриваются налоговиками в течение 20 календарных дней со дня, следующего за днем их получения.

2. Если налоговики считают, что документов, которые подтверждают невозможность выполнения плательщиком налоговых обязательств, недостаточно, — они выносят предварительное решение с предложением о предоставлении плательщиком налога конкретных дополнительных документов.

3. На подачу дополнительных документов плательщику предоставляется 10 календарных дней со дня, следующего за днем получения предварительного решения.

4. Дополнительные документы (копии документов) обоснования/объяснения, предоставленные плательщиком, рассматриваются контролирующим органом в течение 20 календарных дней со дня, следующего за днем их получения.

5. После этого налоговиками принимается окончательное решение о возможности или невозможности своевременного выполнения налогоплательщиком своих налоговых обязательств. Оно может быть обжаловано в административном или в судебном порядке.

Это был лишь короткий обзор документа (на дату подготовки комментария документ еще официально не обнародован и не вступил в силу). Более подробное его рассмотрение в ближайших номерах.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше