Темы статей
Выбрать темы

Форма № 20-ОПП: если офис отсутствует

Казанова Марина, налоговый эксперт
Рассмотрим несколько интересных вопросов, которые касаются подачи и заполнения ф. № 20-ОПП. Как быть, если предприятие предоставляет только электронные, компьютерные услуги и не имеет офиса и других фактических мест осуществления деятельности? Что указывать в этом случае в ф. № 20-ОПП? А также актуальный уже для плательщиков НДС вопрос: достаточно часто налоговики не принимают Таблицу данных в связи с недостаточностью основных средств. Нужно ли / целесообразно ли в этом случае в ф. № 20-ОПП подробно прописывать имеющиеся основные средства?

ООО: отсутствует офис и другие места, где бы осуществлялась деятельность

Ситуация 1. У ООО отсутствует офис. Работники работают дистанционно из своего дома или другого удобного для них места через Интернет. Что указывать в ф. 20-ОПП?

Сначала несколько слов скажем о работниках, которые работают удаленно из дома. Сразу отметим, что:

место дистанционной работы работника отражать в ф. № 20-ОПП не нужно

В форме № 20-ОПП мы информируем налоговиков обо всех имеющихся у субъекта хозяйствованиях объектах имущества, их местонахождении, перемещении и состоянии, в котором они фактически находятся. Но при дистанционной работе:

1. Работники-дистанционщики могут работать в любом месте по собственному выбору (ч. 1 ст. 602 КЗоТ), но вне рабочих помещений или территории работодателя. То есть такое место не имеет отношения к помещению/территории работодателя. И оно не конкретизируется — нет вообще как таковой привязки к конкретному месту осуществления работы работником.

2. Помещение, в котором работает работник, в пользовании предприятия не находится. Предприятие не арендует его у работника (в ссуду тоже не берет)/— не обязано это делать. В общем случае, предприятие к такому помещению вообще никакого отношения не имеет.

3. Да, в отношении наемных работников у предприятия возникает обязанность по уплате «зарплатных» НДФЛ, ВС, ЕСВ. Но именно по таким объектам налогообложения в ф. № 20-ОПП информацию не подают, потому что эти показатели работодатель и так декларирует в отчетности.

4. Даже если вы передаете работникам-дистанционщикам для выполнения работы свое определенное оборудование, то мы бы считали, что это оборудование следует отражать по местонахождению предприятия. Потому что никак нельзя закрепить его за неограниченным количеством городов, где работник-дистанционщик может выполнять свою работу.

5. Ну, как следствие, как отмечали те же налоговики, в частности, в письме ГУ ГНС в Харьковской области от 08.07.2021 № 2688/ІПК/20-40-24-04-10, если у общества отсутствуют в других регионах обособленные подразделения и/или собственное или арендованное имущество, объекты налогообложения или объекты, которые связаны с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (неосновное место учета), НДФЛ из заработной платы наемных работников, которые осуществляют трудовые обязанности по месту своего проживания, которое не совпадает с местонахождением юридического лица, уплачивается таким предприятием (налоговым агентом) в местный бюджет по его местонахождению независимо от местожительства таких работников.

То же самое касается военного сбора и ЕСВ. Их следует уплачивать по местонахождению работодателя, независимо от территориального расположения рабочих мест наемных дистанционных работников.

Теперь что касается места деятельности непосредственно предприятия. Судя по вопросу, предприятие зарегистрировано в квартире учредителя и любых других помещений/мест (собственных или арендованных), где бы фактически осуществлялась деятельность, не имеет.

Но принимая во внимание то, что «пункт управления» предприятием все равно где-то должен быть, то фактически

в таком случае именно квартира учредителя (в которой зарегистрировано предприятие) и остается местом осуществления деятельности предприятия, о котором необходимо сообщить в ф. № 20-ОПП

Здесь сразу обратим внимание на следующий момент. Может ли офис (место осуществления деятельности предприятия) находиться в квартире? В принципе, сейчас это не запрещено. Не требуется даже переводить квартиру в нежилой фонд. Главное, чтобы в квартире не было промышленной деятельности. Подробнее об этом мы можете узнать в статье «Офис в квартире учредителя» // «Налоги & бухучет», 2021, № 72.

Впрочем, с указанием в ф. № 20-ОПП квартиры учредителя как места осуществления деятельности предприятия может возникнуть несколько проблем.

1. В ф. № 20-ОПП в отношении объектов нужно указать «Вид права на объект налогообложения» (гр. 10) — право собственности; право краткосрочного пользования, аренды или найма; право долгосрочного пользования или аренды. Квартира предприятию на праве собственности не принадлежат. Поэтому получается, что предприятию следует указать вид права пользования этой квартирой исходя из того, каким договором формализованы отношения с учредителем: или договор аренды, или договор ссуды квартиры/части квартиры.

А следствием такой формализации станет потеря льготы по налогу на недвижимость по такому объекту. Поскольку льготы по налогу на недвижимость для физических лиц не применяются к объектам налогообложения, которые используются их собственниками с целью получения доходов (сдаются в аренду, лизинг, ссуду, используются в предпринимательской деятельности) (п.п. 266.4.3 НКУ).

2. Какой тип объекта налогообложения (гр. 3 табличной части ф. № 20-ОПП) указывать по квартире учредителя? Налоговики для случая, когда квартира учредителя определена как основное место учета юридического лица, рекомендовали в графе 3 «Тип объекта налогообложения» указывать тип объекта налогообложения, где проживает налогоплательщик («682 — квартира», «685 — жилой дом», «293 — коттедж» и т. п.) в соответствии с рекомендованным справочником типов объектов налогообложения (116.11 БЗ).

Но поскольку для «узаконивания» использования квартиры в деятельности предприятия с учредителем фактически нужно заключить договор пользования этой квартирой и целевое использование согласно этому договору явно не будет «для проживания», то более подходящим в этом случае является тип объекта налогообложения «офис» (378). Под этим офисом по принципу укрупнения (см. далее) будет в том числе «прятаться» то оборудование, которое, возможно, предприятие передаст работнику-дистанционщику для выполнения им дистанционной работы.

ФЛП предоставляет услуги из дома

Ситуация 2. ФЛП предоставляет компьютерные услуги из дома (деятельность не требует съема отдельного офисного помещения). Подавать ли ф. № 20-ОПП? Что в ней указывать?

Налоговики считают, что ФЛП должен в этом случае подать ф. № 20-ОПП — поскольку ФЛП, как и юридические лица, обязаны сообщать обо всех объектах налогообложение и объектах, связанных с налогообложением, а также объектах, через которые осуществляется/проводится деятельность.

Особенность этой ситуации в том, что ФЛП фактически осуществляет деятельность в собственной квартире. Потому что никаких других помещений (собственных или арендованных), где бы осуществлялась деятельность, он не имеет. Поэтому в данном случае

квартира и будет считаться местом, где осуществляется деятельность, о котором нужно сообщить налоговикам в ф. № 20-ОПП

В частности, это отмечалось в письме ГНСУ от 25.11.2020 № 4833/ІПК/99-00-04-05-03-06:

«в случае, если место жительства физического лица — предпринимателя является местом, где осуществляется предпринимательская деятельность, или оно связано с осуществлением предпринимательской деятельности, то физическое лицо — предприниматель должно подать уведомление № 20-ОПП, в котором сообщить о месте проживания как об объекте налогообложения».

То же самое сказано и в категории 116.11 БЗ.

С заполнением ф. № 20-ОПП в этом случае особых проблем не должно быть. ФЛП может использовать свое имущество для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 320 ГКУ). Если это его собственная квартира, никаких договоров аренды/ссуды сам с собой он не должен заключать для использования квартиры в предпринимательской деятельности. Но стоит отметить, что в таком случае он как собственник квартиры (если он им является) потеряет по ней право на льготу по налогу на недвижимость (п.п. 266.4.3 НКУ).

Что указывать в этом случае в графе 3 «Тип объекта налогообложения» ф. № 20-ОПП? Налоговики в категории 116.11 БЗ отмечали, что если местожительство физического лица — предпринимателя является местом, где осуществляется предпринимательская деятельность, то в графе 3 «Тип объекта налогообложения» — указывается тип объекта налогообложения, где проживает налогоплательщик («682 — квартира», «685 — жилой дом», «293 — коттедж» и т. п.).

Офис есть: как показать компьютер

Ситуация 3. ООО (плательщик НДС) осуществляет деятельность в арендованном помещении, о наличии которого поставлены в известность налоговики в ф. № 20-ОПП. Вид деятельности не требует других помещений кроме офиса. Но налоговики отказывают нам в принятии Таблицы данных плательщика налога. Причина — отсутствие необходимых основных средств. Как можно через ф. № 20-ОПП сообщить о наличии у предприятия компьютеров?

Уведомление по ф. № 20-ОПП подается на помещение, в котором находятся компьютеры. То есть если вы подавали ф. № 20-ОПП на офисное помещение (на объект налогообложения — офис), то отдельно на компьютеры, которые находятся в этом офисе, подавать ф. № 20-ОПП не нужно.

Здесь срабатывает принцип укрупнения информации. Это отмечал и Минфин в ОНК № 7*.

* Обобщающая налоговая консультация относительно отдельных вопросов учета налогоплательщиков, утвержденная приказом Минфина от 12.01.2022 № 7.

И, например, в категории 116.11 БЗ налоговики на вопрос «каким образом заполнить уведомление по ф. № 20-ОПП в случае приобретения/аренды СХ малоценных необоротных материальных активов, связанных с налогообложением?» отвечали, что в этом случае, руководствуясь принципом укрупнения, мы подаем информацию именно о помещении, в котором физически размещены эти активы. А отдельно сведения о каждом таком активе приводить в ф. № 20-ОПП не нужно.

В нашем случае вы подавали ф. № 20-ОПП на офис, но налоговики не принимают Таблицу данных в связи с недостаточностью основных средств — «выявление несоответствия определенных плательщиком налога в таблице данных видов деятельности имеющимся у плательщика налога основным средствам».

Здесь может быть на самом деле несколько причин, в частности:

1. По данным финотчетности у вас нет в учете (на Балансе) основных средств. В таком случае в объяснениях к Таблице нужно подробно объяснить, что у вас есть эта техника — вы ее арендуете; у кого, в каком количестве и т. п.

2. Считают, что только офиса недостаточно для осуществления вашей деятельности. В таком случае надо подробнее прописать объяснение и объяснить специфику вашей деятельности.

А в завершение следующий интересный момент. Как отмечают сами налоговики в категории 116.12 БЗ, временно, на период до прекращения или отмены военного положения ответственность за нарушение установленного порядка постановки на учет, в т. ч. за неподачу / несвоевременную подачу ф. № 20-ОПП, не применяется. Причина — течение сроков подачи ф. № 20-ОПП на время военного положения приостановлено (п.п. 69.9 подразд. 10 разд. XX НКУ). Как одно из исключений, течение сроков возобновлено для подачи отчетности. Впрочем, хорошо, что налоговики адекватно воспринимают тот факт, что ф. № 20-ОПП отчетностью не является.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше