Темы статей
Выбрать темы

Штрафы за неподачу «табачных» и «алкогольных» отчетов

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Налоговики в последнее время все чаще штрафуют за неподачу, несвоевременную подачу, ошибки в показателях «табачных» отчетов № 1-ОТ и № 3-РС. В частности, штрафуют даже тех хозсубъектов, работающих исключительно с жидкостями, которые используются в электронных сигаретах (ЖЭС)!
Наших читателей интересует, правомерно ли вообще применение таких штрафов (а также штрафов за аналогичные «алкогольные» отчеты)? И в частности, правомерно ли оно сейчас — во время карантина и военного положения? И правомерны ли такие действия, если отчеты не подавались только в отношении ЖЭС, к которым они вообще не приспособлены?

Как вы поняли, речь дальше преимущественно пойдет о штрафах за нарушения (неподачу и т. п.), совершенные именно с «табачными» отчетами: по формам № 1-ОТ и № 3-РС. Но изложены нами дальше выводы по большей части будут касаться и нарушений с подачей «алкогольных» видов отчетов: по формам № 1-ОА, № 2-РС и № 1-РС.

Общее об отчетах

Нормой части третьей ст. 16 Закона № 481 предусмотрено, что хозсубъекты, которые получили, в частности, лицензии на производство и/или оптовую торговлю табачными изделиями, ЖЭС (а также спиртом, алкогольными напитками) и осуществляют такую деятельность и/или экспорт, импорт указанной продукции, должны подавать в орган ГНС ежемесячно до 10-го числа следующего месяца отчет об объемах производства и/или оборота (в том числе импорта и экспорта) этих товаров.

Сразу напомним: в БЗ 113.04* налоговики отмечают, что при такой формулировке («до 10-го числа»)

последним днем подачи отчетности является именно 9-е (!) число следующего за отчетным месяца

Поэтому имейте это в виду, ведь подача соответствующего «табачного» или «алкогольного» отчета 10-го числа может стоить вам 17 тыс. грн штрафа! Или придется судиться с фискалами за «до»...

Следовательно, речь в этой норме ст. 16 Закона № 481 в отношении именно табачных изделий идет о вот таких отчетах, утвержденных приказом Минфина от 11.02.2016 № 49 (далее — приказ № 49)*:

* А в отношении спирта и алкогольных напитков — об отчетах по формам № 1-ОА, 2-РС и 1-РС.

— форма № 1-ОТ «Отчет об объемах приобретения и реализации табачных изделий в оптовой сети»;

— форма № 3-РС «Отчет об объемах производства и реализации табачных изделий».

Форма № 1-ОТ Предназначена для оптовых торговцев (в т. ч. на экспорт) и импортеров табачных изделий. Согласно Порядку заполнения формы отчета № 1-ОТ, который утвержден приказом № 49, этот отчет подают ежемесячно до 10-го числа следующего месяца в органы ГНС по основному месту учета в электронной форме хозсубъекты, которые получили лицензии на право оптовой торговли табачными изделиями (то есть могут осуществлять их импорт и оптовую торговлю, в том числе на экспорт).

Форма № 3-РС В соответствии с Порядком заполнения формы отчета № 3-РС этот отчет подают в такой же срок в свою ГНС в электронной форме хозсубъекты, которые производят табачные изделия. То есть, невзирая на то, что в названии отчета упоминается и реализация, хозсубъекты, которые осуществляют импорт и/или сугубо торговлю табачными изделиями, этот отчет не подают. То есть «реализация» в названии этого отчета касается лишь реализации табачной продукции собственного производства.

Отчетность по ЖЭС Что же касается ЖЭС, то эти формы отчетов для отражения в них операций с ЖЭС не адаптированы даже до сегодняшнего дня. При этом отдельные специальные отчеты для ЖЭС также не разработаны. В то же время обязанность отчетности в отношении ЖЭС была введена в ст. 16 Закона № 481 еще с 1 января 2021 года!

Однако налоговики настаивают на отчетности по этим формам (№ 1-ОТ и/или № 3-РС) и хозсубъектами, которые осуществляют соответствующие операции с ЖЭС (см. БЗ 113.02 и письмо ГНСУ от 19.07.2021 № 2807/ІПК/99-00-09-03-02-06). Они отмечают, что пока в Минфине прорабатывается проект приказа о внесении изменений в приказ № 49 в части разработки форм отчетов об обращении ЖЭС (уже почти два года, как прорабатывается! ☹), субъекты хозяйствования, которые осуществляют производство ЖЭС, подают отчет по форме № 3-РС, а те, которые осуществляют импорт и оптовую торговлю такими жидкостями, — по форме № 1-ОТ в органы ГНС по основному месту их учета.

Законность таких требований, на наш взгляд, более чем сомнительна! Ведь при формальном подходе вообще можно с подачей отчетности в отношении ЖЭС подождать, пока Минфином не будут утверждены (изменены) соответствующие формы отчетов. Да и когда надлежащая отчетность появится, считаем, фискалы не будут иметь права требовать ее подачи за все прошлые месяцы начиная с января-2021. Но это все для смелых — тех, кто готов спорить с фискалами.

А для осторожных хозсубъектов отметим: о том, как налоговики рекомендуют при составлении заполнять ЖЭС-показатели в этих не приспособленных для ЖЭС формах, читайте в материале «Отчетность тех, кто работает с жидкостями для электронных сигарет» // «Налоги & бухучет», 2021, № 87, или в упомянутых выше консультации или листе.

Теперь перейдем именно к штрафу.

Собственно штраф

Он установлен частью второй ст. 17 Закона № 481: в случае неподачи или несвоевременной подачи отчета или подачи отчета с недостоверными сведениями об объемах производства и/или обращения, в том числе импорта и экспорта, табачных изделий (!), а также спирта, алкогольных напитков в орган исполнительной власти, уполномоченный КМУ выдавать соответствующие лицензии, к хозсубъектам (в том числе иностранным субъектам хозяйствования, которые действуют через свои зарегистрированные постоянные представительства) применяются финансовые санкции в виде штрафов в размере 17 тыс. грн.

Этот штраф применяют налоговики. Общий Порядок применения финансовых санкций, предусмотренных ст. 17 Закона № 481, утвержден постановлением КМУ от 02.06.2003 № 790 (далее — Порядок № 790). Он унифицирован, то есть предназначен для наложения всех видов санкций, предусмотренных частью второй ст. 17 Закона № 481 (ср. ).

Решение о применении финсанкции/штрафа фискалы могут принимать не позже окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом в соответствии с составленным актом.

Действие ст. 250 ХКУ и предусмотренные ею штрафные «сроки давности» на этот штраф не распространяются

В случае невыполнения хозсубъектом решения фискалов в течение 30 дней после его получения, сумма финансовых санкций взыскивается на основании решения суда.

В то же время ответственность за нарушение срока уплаты финансовых санкций, начисленных контролирующим органом за нарушение требований Закона № 481, не предусмотрена.

На практике фискалы применяют этот штраф к отчетам за каждый месяц отдельно. Например, если не подали (исказили) отчеты за три разных месяца, то получите три штрафа по 17 тыс. грн.

Штраф и карантин Карантинный штрафной мораторий на этот штраф не распространяется. Ведь в соответствии с п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ под мораторий не подпадают санкции за осуществление функций, определенных законодательством в сфере производства и обращения спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, горючего. См. об этом также в БЗ 113.05.

Кроме того, по мнению налоговиков (см. БЗ 132.01), карантинный мораторий вообще приостановлен на время военного положения. Вывод сам по себе слишком спорный, но для нашего случая это не имеет большого значения, ведь штраф все равно применим...

Штраф и военное положение Налоговики считают, что нормы Закона № 481 и п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НКУ все так же обязывают хозсубъектов и во время военного положения подавать упомянутые «табачнык» и «алкогольные» отчеты! А также они отмечают, что

нормы п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, которыми останавливается течение сроков на время военного положения, к ситуациям с подачей этих отчетов и уплатой штрафов за связанные с этим нарушения не применяются

см. БЗ 113.04

На наш взгляд, настаивать на том, что согласно п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ сроки подачи этих отчетов на период военного положения тоже должны быть приостановлены, будет достаточно сложно. Дело в том, что контроль за соблюдением «табачно-алкогольно-топливного» законодательства (Закон № 481, а также Порядок № 790) возложен не только на контролирующие (налоговые или таможенные) органы — как того требует эта норма п.п. 69.9, а также и на другие органы. Поэтому нефискальный подход здесь будет сложно защитить, по-видимому, и в суде.

«Алкогольные» отчеты Почти все указанное выше в равной мере касается и штрафования за неподачу, несвоевременную подачу и подачу с некорректными показателями «алкогольных» отчетов (формы № 1-ОА, № 2-РС и № 1-РС).

А вот все изложенное ниже будет уже в чисто «табачной» или близко к «табачной» (ЖЭС-) плоскости.

Будет ли штраф за нарушение с отчетами с ТИЭН* и ЖЭС?

* Табачные изделия для электрического нагревания.

Акцентируем ваше внимание, что часть вторая ст. 17 Закона № 481 i.factor.ua/ukr/law-180/section-730/article-29205/этот «17-тысячный» штраф предусматривает за неподачу или несвоевременную подачу отчета или подачу отчета с недостоверными сведениями об объемах производства и/или обращения, в том числе импорта и экспорта, только в отношении табачных изделий (а также спирта и алкогольных напитков).

ТИЭН Исходя из того, что в этой отчетно-штрафной норме упоминаются именно «табачные изделия», то применение этого штрафа к нарушениям с отчетностью, содержащей лишь товары, которые не входят в категорию «табачные изделия»**, считаем неправомерным!

** Или «спирт» или «алкогольные напитки».

Напомним, что термин «табачные изделия» определен в ст. 1 Закона № 481. В связи с этим также напомним, что ТИЭН включили в категорию/термина «табачные изделия» лишь с 1 июля 2022 года (когда вступили в силу изменения, предусмотренные Законом Украины от 2 декабря 2019 года № 1019-IX в ст. 1 Закона № 481).

Соответственно только начиная с этой даты на ТИЭН распространяются те же определенные Законом № 481 правила, что и на табачные изделия — в том числе и ответственность за грехи, связанные с отчетностью (а также за несоблюдение размера максимальных розничных цен на ТИЭН)!

Поэтому поскольку отчеты № 1-ОТ и/или № 3-РС за июнь подаются в июле, то считаем, что первые 17-тысячные штрафы за неподачу, несвоевременную подачу или подачу с недостоверными показателями этих отчетов, которые содержат информацию только о ТИЭН, фискалы имеют право применять начиная с отчетности за июнь 2022!

ЖЭС Сначала отметим, что к нам уже неоднократно обращались читатели, которые работают с ЖЭС и которых фискалы штрафовали за неподачу или ошибки в отчетах № 1-ОТ или № 3-РС. Одному предприятию даже начислили 170 тыс. грн штрафов за неподачу отчетов № 1-ОТ в течение 10 месяцев подряд...

Что касается ЖЭС, то мы постоянно объясняем нашим читателям, что эти виды специфических «курительных» товаров как не входили, так и не входят в категорию/термин «табачные изделия» и стоят обособленно. Для них предусмотрены отдельные специальные термины «жидкости, которые используются в электронных сигаретах» и «электронная сигарета». Эти термины приведены в НКУ (пп. 14.1.564 и 14.1.563 соответственно), и в Законе № 481 (см. последний абзац ст. 1) употребляются именно в этих значениях. Поэтому поскольку ЖЭС не являются «табачными изделиями», то считаем, что за упомянутые «нарушения», совершенные с отчетностью, которая подается именно в отношении ЖЭС, этот штраф неприменим!

Кроме того, как мы уже отмечали, отчитываться в отношении ЖЭС по формам № 1-ОТ и/или № 3-РС от хозсубъектов требуют налоговики на уровне консультации в БЗ. Никакой нормативной почвы такие требования не имеют. Минфин никаких приказов и даже писем об этом не издавал, да и форму для ЖЭС не адаптировал. Поэтому, как мы уже указывали выше, отчетность по этим формам в отношении ЖЭС — сугубо добровольное дело хозсубъектов.

В то же время считаем, что

эти факты дополнительно подтверждают, что для применения упомянутого штрафа в отношении ЖЭС-отчетности теперь нет абсолютно никаких законных/нормативных оснований

Поэтому такие случаи штрафования подлежат обязательному обжалованию.

Ради полноты картины прибавим, что как «аргумент» в пользу штрафования налоговики приводят то, что постановлением КМУ от 31.03.2021 № 285 в тексте Порядка № 709 были добавлены и «жидкости, которые используются в электронных сигаретах». Но этот факт вовсе не развязывает фискалам руки для штрафования за неподачу отчетности и т. п. в отношении ЖЭС, а лишь распространяет действие Порядка № 709 и на те виды нарушений, связанных с ЖЭС, в которых эти самые ЖЭС прямо упомянуты в соответствующих штрафах части второй ст. 17 Закона № 481. См., например, штрафы за производство или торговлю без лицензии: там ЖЭС упомянуты прямо и применение этих штрафов к ЖЭС никаких сомнений не вызывает. А вот в штрафе в отношении отчетности ЖЭС не упомянуты вообще, потому и штрафование неправомерно. В Порядке № 709 о таком штрафовании тоже ни прямо, ни косвенно не указано. Хотя даже если бы там и было такое четко указано, то приоритет все равно имела бы норма Закона № 481, где ЖЭС отсутствуют. Следовательно, фискалы здесь лукавят и аргументом это считаться не может.

Подытожим наши выводы в небольшой табличке.

Таблица. Применение штрафа в отношении форм № 1-ОТ и № 3-РС

Вид товаров, в отношении которых подается отчет

Применяется ли штраф

Только ТИЭН

Начиная с отчетов за июнь-2022

ТИЭН и ЖЭС

То же

Только ЖЭС

Нет

Другие табачные изделия

За любой месяц

Другие табачные изделия плюс ТИЭН и/или ЖЭС

То же

Примечания.

1. В Таблице изложено наше видение в отношении (не)применения штрафа. Фискалы же пытаются штрафовать в любых ситуациях.

2. Формы отчетов № 1-ОТ и № 3-РС для подачи отчетности в отношении ЖЭС непригодны, но фискалы настаивают на их использовании (см. выше в тексте статьи).

Выводы

  • Хозсубъекты обязаны и во время военного положения подавать в ГНС «табачные» (формы № 1-ОТ и № 3-РС) и «алкогольные» (формы № 1-ОА, № 2-РС и № 1-РС) месячные отчеты не позже 9-го числа следующего за отчетным месяца.
  • Фискалы имеют право в случае неподачи, несвоевременной подачи или подачи таких отчетов с недостоверными сведениями применять к нарушителям штраф в размере 17 тыс. грн, установленный частью второй ст. 17 Закона № 481. На практике фискалы применяют этот штраф к конкретному отчету и за каждый месяц отдельно.
  • Первые 17-тысячные штрафы за неподачу, несвоевременную подачу или подачу с недостоверными показателями отчетов № 1-ОТ и/или № 3-РС, которые содержат информацию только о ТИЭН, фискалы имеют право применять, лишь начиная с отчетности за июнь-2022.
  • Поскольку ЖЭС не являются «табачными изделиями», то за такие нарушения, осуществленные с отчетностью, которая подается именно в отношении ЖЭС, 17-тысячный штраф неприменим!
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше