Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Предоставляем благотворительную помощь в связи с войной

Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Налоги & бухучет Сентябрь, 2022/№ 71
Печать
Относительно недавно (см. статью «Помощь физлицам в связи с войной» // «Налоги & бухучет», 2022 № 30) мы говорили об особенностях налогообложения благотворительной помощи, предоставляемой в связи с вооруженной агрессией РФ против Украины. Но законодатель подкорректировал отдельные налоговые правила (см. «Волонтерско-благотворительные изменения в НКУ» // «Налоги & бухучет», 2022, № 67). Поэтому вернемся к этой теме еще раз.

Речь идет о выплатах, не облагаемых НДФЛ на основании п.п. «в» п.п. 165.1.54 и п.п. 170.7.8 НКУ. Что это за помощь, какие условия ее предоставления и налогообложения? Об этом и поговорим далее. А начнем с того, что разберемся, кто же может предоставлять «военную» помощь физлицам на основании указанных норм законодательства.

Благотворители

Чтобы соблюдались условия необложения помощи, предоставляемой физлицам в связи с войной, выплату (предоставление) должны осуществлять благотворители, в том числе благотворители — физические лица, в порядке, определенном Законом № 5073*.

* Закон Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 05.07.2012 № 5073-VI.

В свою очередь, согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 упомянутого Закона благотворитель — это дееспособное физическое лицо или юридическое лицо частного права (в том числе благотворительная организация), которое на добровольной основе осуществляет один или несколько видов благотворительной деятельности. При этом к видам благотворительной деятельности, в частности, относится бесплатная передача в собственность бенефициаров (т. е. получателей благотворительной помощи) средств и другого имущества (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 5073).

Таким образом, с точки зрения Закона № 5073

благотворителем может быть фактически любое физическое или юридическое лицо частного права, а не только благотворительная организация

Подтверждение этому находим и в ч. 1 ст. 4 Закона № 5073, согласно которой субъектами благотворительной деятельности являются благотворительные организации, а также другие благотворители и бенефициары.

Итак, с благотворителями разобрались. Теперь перейдем к получателям и выплачиваемой им помощи.

Получатели и выплачиваемая им помощь

Получатели необлагаемой «военной» помощи прописаны в п.п. «в» п.п. 165.1.54 НКУ. А вот суммы помощи и цели, на которые она может быть выдана (выплачена), установлены п.п. 170.7.8 НКУ. Систематизируем информацию, приведенную в этих нормах законодательства, в таблице ниже.

Но прежде заметим, что указанная в этой таблице благотворительная помощь не включается в налогооблагаемый доход до 31 декабря (включительно) года, следующего за годом, в котором:

— прекращено либо отменено военное, чрезвычайное положение в Украине и/или

— завершено осуществление мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отражению и сдерживанию вооруженной агрессии РФ.

Необлагаемая благотворительная помощь в соответствии с п.п. «в» п.п. 165.1.54 НКУ

Получатели благотворительной помощи

(п.п. «в» п.п. 165.1.54 НКУ)

Цель и необлагаемая сумма помощи

Участники боевых действий — военнослужащие (резервисты, военнообязанные) и работники ВСУ, Нацгвардии, СБУ, Службы внешней разведки, Государственной пограничной службы, лица рядового, начальствующего состава, военнослужащие, работники МВД, Управления госохраны, Госслужбы спецсвязи и защиты информации, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, добровольческих формирований территориальных громад, полицейские и работники Нацполиции (в том числе получившие ранения, контузии или иное повреждение здоровья, погибшие, умершие вследствие ранения, контузии или увечья), которые защищают (защищали) независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, принимают (принимали) непосредственное участие в отражении вооруженной агрессии и обеспечении национальной безопасности, устранении угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности в период действия военного, чрезвычайного положения, находясь непосредственно в районах осуществления указанных мероприятий (далее — участники боевых действий)

Любая сумма (стоимость), предоставляемая для закупки или в виде специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов, изготовленных согласно военным стандартам), технических средств наблюдения, лекарственных средств, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения или других товаров (работ, услуг) по Перечню, утвержденному постановлением КМУ от 24.02.2016 № 112, или для оплаты (компенсации) стоимости лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, платных услуг по лечению, обеспечения изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления

(абзац второй п.п. «а» п.п. 170.7.8 НКУ)

Члены семей участников боевых действий, перечисленных выше

Работники предприятий, учреждений, организаций, сил гражданской защиты, которые привлекаются (привлекались) и принимают (принимали) непосредственное участие в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отражению и сдерживанию вооруженной агрессии РФ, находясь непосредственно в районах проведения боевых действий и в период осуществления боевых действий (далее — работники, занятые в мероприятиях по обеспечению нацбезопасности)

Любая сумма (стоимость), которая предоставляется как помощь на лечение и медицинское обслуживание (обследование, диагностику), в том числе для оплаты (компенсации) стоимости лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, платных услуг по лечению, обеспечения изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления

(абзац третий п.п. «а» п.п. 170.7.8 НКУ)

Члены семей работников, занятых в мероприятиях по обеспечению нацбезопасности

Физические лица, которые проживают (проживали) на территории населенных пунктов, где проводятся (проводились) боевые действия, и/или которые вынужденно покинули местожительство в связи с проведением боевых действий в таких населенных пунктах (далее — физлица с территорий проведения боевых действий)

Все вышеперечисленные категории лиц, а именно:

— участники боевых действий или члены их семей;

— работники, занятые в мероприятиях по обеспечению нацбезопасности, или члены их семей;

— физлица с территорий проведения боевых действий

Сумма, которая совокупно в течение отчетного (налогового) года не превышает 500 размеров минимальной заработной платы*, установленной законом на 1 января отчетного года (в 2022 году — 3250000 грн), выплаченная (предоставленная) на восстановление утраченного имущества, на жилищные, социальные и бытовые нужды и на другие нужды по Перечню, утвержденному КМУ**

(п.п. «б» п.п. 170.7.8 НКУ)

* Если общая сумма полученной благотворительной помощи в течение отчетного (налогового) года превышает указанный предельный размер, сумма превышения облагается НДФЛ (18 %) и ВС (1,5 %). При этом физлицо-получатель обязано подать годовую налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах с указанием сумм благотворительной помощи.

** В настоящее время действует перечень, утвержденный постановлением КМУ от 26.11.2014 № 653.

Обратите внимание! Среди возможных получателей необлагаемой благотворительной помощи на основании п.п. «в» п.п. 165.1.54 НКУ есть члены семьей участников боевых действий и работников, занятых в мероприятиях по обеспечению нацбезопасности.

Что касается членов семьи участников боевых действий, то для целей этого подпункта к ним относятся:

— родители (если они до достижения лицом совершеннолетия не были лишены в отношении него родительских прав);

— дед и бабушка (если родители умерли);

— другой из супругов (если он (она) не вступал(а) в брак во второй раз);

— малолетние и/или несовершеннолетние дети;

— совершеннолетние дети, которые обучаются по дневной или дуальной форме получения образования в заведениях профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего образования, до окончания ими заведений образования, но не более чем до достижения 23 лет;

— совершеннолетние дети, не имеющие своих семей;

— совершеннолетние дети, которые имеют свои семьи, но стали лицами с инвалидностью до достижения совершеннолетия;

— иждивенцы погибшего (умершего), которым в связи с этим выплачивается пенсия.

А вот определить членов семьи работников, занятых в мероприятиях по обеспечению нацбезопасности, законодатели забыли. Так кого же к ним относить?

На наш взгляд, в этом случае также следует использовать приведенный выше перечень, поскольку он устанавливает, кого считать членами семьи именно для применения п.п. 165.1.54 НКУ. Полагаем, налоговики с нами согласятся, ведь перечень членов семьи первой и второй степеней родства, определенный п.п. 14.1.263 НКУ, более обширный.

Еще один вопрос возникает в связи с установлением перечня территорий, на которых проводятся (проводились) боевые действия. Он нужен при выплате необлагаемой помощи лицам, проживающим (проживавшим) на таких территориях, в соответствии с абзацем четвертым п.п. «в» п.п. 165.1.54 НКУ.

Из п. 25 подразд. І разд. ХХ НКУ следует, что перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных вооруженными формированиями РФ, необходимый для применения абзаца четвертого п.п. «в» п.п. 165.1.54 НКУ, должен принять КМУ. До его принятия статус физических лиц — плательщиков налога, которые получают благотворительную помощь, определяется благотворителем самостоятельно.

При этом считаем, что благотворители имеют право использовать любые официальные источники, указывающие на ведение боевых действий на территории, где проживает или с которой выехал получатель благотворительной помощи. Например, можно воспользоваться цифровой платформой, созданной Минреинтеграции совместно с Минцифры. С ее помощью в режиме реального времени можно увидеть, на каких территориях ведутся боевые действия. Наведя курсор на конкретную территориальную громаду на интерактивной карте, вы увидите, какой статус имеет населенный пункт и дату изменения такого статуса.

Важно! В соответствии с п. 24 подразд. І разд. ХХ НКУ положения Закона № 2120* в отношении внесения изменений в пп. 165.1.54 и 170.7.8 НКУ применяются к налоговым (отчетным) периодам, начиная с 01.01.2022. Напомним: именно благодаря упомянутому Закону в НКУ появился п.п. «в» п.п. 165.1.54, положения которого мы сегодня рассматриваем.

* Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины о действии норм на период действия военного положения» от 15.03.2022 № 2120-ІХ.

Из этого следует, что

нормы, внесенные Законом № 2120 в пп. 165.1.54 и 170.7.8 НКУ, применяются не с 17.03.2022 (дата вступления этого Закона в силу), а с начала текущего года

Кроме того, учтите: из не облагаемой НДФЛ благотворительной помощи, предоставляемой в связи с войной, не удерживается и ВС (п.п. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Отражение помощи в отчетности

Благотворительная помощь в связи с войной подлежит отражению в 4ДФ Объединенной отчетности. Сделать это, как налоговый агент, обязан субъект хозяйствования — благотворитель.

На наш взгляд, не облагаемую НДФЛ и ВС благотворительную помощь, предоставляемую на основании п.п. «в» п.п. 165.1.54 и п.п. 170.7.8 НКУ, следует показывать с признаком дохода «187». В принципе, он предусматривает отражение доходов, полученных физлицами от благотворителей на основании п.п. «а» п.п. 165.1.54 НКУ. Но пока отдельного признака дохода для «военной» благотворительной помощи нет, считаем, можно воспользоваться наиболее близким. Хотя не исключено, что налоговикам больше понравится признак дохода «169». Было бы неплохо, чтобы они высказались на этот счет.

Внимание! Для заполнения 4ДФ вам необходимо иметь регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (идентификационный код) получателя. Поэтому позаботьтесь об этом заранее.

Безусловно, отражать в Объединенной отчетности суммы выплаченной (выданной) благотворительной «военной» помощи придется только в том случае, когда можно персонифицировать получателя дохода. Это подтверждали и налоговики в письме ГНСУ от 19.08.2020 № 3464/ІПК/99-00-04-05-03-06 (ср. ).

Но имейте в виду: чем выше стоимость оказанной помощи и ограниченнее круг ее получателей, тем сложнее будет доказать налоговикам невозможность персонификации. Поэтому обязательно возьмите регистрационные номера у физлиц, получающих крупные денежные или натуральные выплаты, и отразите их доходы в 4ДФ. А вот раздавать, например, бесплатные обеды неограниченному кругу лиц можно и без подачи отчетности.

Выводы

  • Выплачивать благотворительную помощь в связи с войной может любое юрлицо частного права, а не только благотворительная организация.
  • Необлагаемую благотворительную помощь, предусмотренную п.п. «в» п.п. 165.1.54 НКУ, в настоящее время можно предоставлять как участникам боевых действий, так и членам их семей.
  • Для отражения в 4ДФ необлагаемой благотворительной помощи в связи с войной необходимо иметь регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (идентификационный код) получателя.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше