Темы статей
Выбрать темы

Ремонт по гарантии: учет у сервисного центра

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Сервисные центры — довольно распространенный вариант проведения гарантийных ремонтов товаров. В таком случае ремонт товаров, которые вышли из строя, — забота сервисного центра, а продавец (производитель) компенсирует исполнителю все ремонтные расходы. Для выполнения гарантийных работ в сервисный центр передают новые запасные части, а он возвращает бракованные. О подробностях учета таких операций подробнее и поговорим.

Юридические моменты

Гарантийные ремонты товаров сервисные центры обычно проводят по заключенному с продавцом (производителем) договору. По условиям такого договора сервисный центр обязывается предоставлять потребителям услуги по ремонту товаров, которые вышли из строя, в течение гарантийного срока за счет продавца (производителя). По факту выполнения гарантийного ремонта (с установленной сторонами периодичностью) сервисный центр составляет акт выполненных работ (предоставленных услуг), который и подлежит оплате их заказчиком. Также заказчику подают отчет об осуществлении гарантийных ремонтов.

Для проведения гарантийного ремонта товара его производитель (продавец) по большей части передает сервисному центру запасные части (детали, комплектующие и т. п.) безвозмездно. Поэтому чтобы избежать проблем с налоговым учетом, в договоре важно оговорить, что право собственности на запчасти, переданные исполнителю работ по гарантийному ремонту, к последнему не переходит. Также в договоре надо определить действия исполнителя работ в отношении снятых дефектных запчастей — возврат производителю (продавцу), утилизация и т. п.

Получение безвозмездных запчастей

Бухучет. Полученные от продавца (производителя) собственные запасные части для проведения гарантийных ремонтных работ (если, конечно, такие запчасти не были приобретены по договору купли-продажи) не оприходуются на баланс сервисным центром и соответственно не включаются в себестоимость предоставленных им услуг. Ведь в таком случае право собственности на эти запчасти к сервисному центру не переходит. Переданные сервисному центру запчасти остаются на балансе продавца (производителя) товара.

Стоимость безвозмездно полученных запчастей сервисные центры учитывают на забалансовом субсчете 022 «Материалы, принятые для переработки» (Дт 022)

К нему можно открыть субсчет более низкого уровня и назвать его, например: 0221 «Обменный фонд, полученный от заказчика». По мере использования таких запчастей во время выполнения гарантийного ремонта и подачи отчета производителю (продавцу) их стоимость списывают с забалансового учета (Кт 022).

Налог на прибыль. В прибыльном учете полный штиль. Ведь безвозмездные запчасти, переданные сервисному центру для выполнения гарантийных ремонтов без перехода на них права собственности, не затрагивают финрезультат такого плательщика. Поэтому и разницы никакие не возникают.

НДС. Если в договоре с продавцом (производителем) четко указано, что право собственности на переданные сервисному центру гарантийные запчасти к нему не переходит, то эта операция не приводит к НДС-последствиям.

А вот если сервисный центр осуществляет ввоз (импорт) запчастей для предоставления услуг по гарантийному ремонту по поручению нерезидента — производителя, то независимо от того, будет или не будет компенсироваться потребителем стоимость гарантийного товара, такие запчасти подлежат налогообложению на общих основаниях.

Уплаченный НДС по импортным запчастям при наличии таможенной декларации включают в налоговый кредит (НК) сервисного центра

(см. БЗ 101.04). Исключение составляют операции по ввозу на таможенную территорию Украины товаров, таможенная стоимость которых не превышает эквивалент 150 евро. Такие операции не являются объектом налогообложения (п.п. 196.1.16 НКУ).

Нужно ли начислять компенсирующие налоговые обязательства (НО) по п. 198.5 НКУ при безвозмездном импорте запчастей? Если импортный товар, полученный от нерезидента безвозмездно, предназначен для его использования в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности, начислять НО по НДС согласно п. 198.5 НКУ не надо (см. письмо ГФСУ от 21.05.2018 № 2244/6/99-99-15-03-02-15/ІНК, БЗ 101.13). Поскольку безвозмездные запчасти используются сервисным центром во время проведения гарантийного ремонта — чистой воды хозяйственной деятельности, то о компенсирующих НО по п. 198.5 НКУ можно забыть.

Если же сервисный центр запчасти у производителя (продавца) покупает, тогда право на НК у него возникает в общем порядке.

Выполнение гарантийных работ

Бухучет. Принятые от заказчика или потребителя товары для проведения гарантийного ремонта учитывают на забалансовом субсчете 023 «Материальные ценности на ответственном хранении».

Гарантийный ремонт товаров, которые вышли из строя, в учетных целях рассматривают как выполнение сервисным центром ремонтных работ с дальнейшей оплатой производителем (продавцом) их стоимости. Отсюда и особенности учета:

— все расходы, связанные с проведением гарантийного ремонта, формируют себестоимость выполненных работ (Дт 23 «Производство» — Кт 20, 22, 25, 63, 65, 66, 68);

— на дату подписания акта выполненных работ (предоставленных услуг) отражают доход от реализации работ и услуг корреспонденцией: Дт 361 «Расчеты с отечественными покупателями» / 362 «Расчеты с иностранными покупателями» — Кт 703 «Доход от реализации работ и услуг» и одновременно

списывают расходы, которые включаются в себестоимость выполненных работ: Дт 903 «Себестоимость реализованных работ и услуг» — Кт 23.

Налог на прибыль. Никаких корректировок финансового результата на разницы по операциям по выполнению гарантийных ремонтов в сервисном центре НКУ не предусмотрено. Поэтому независимо от того, определяет сервисный центр разницы, предусмотренные разд. III НКУ, или нет (п.п. 134.1.1 НКУ), операции по гарантийному ремонту отражаем в прибыльном учете исключительно по бухгалтерским правилам.

НДС. Для сервисного центра выполнение гарантийных ремонтных работ по договору с производителем (продавцом) является объектом обложения НДС. При этом НДС-базу определяют по правилам п. 188.1 НКУ исходя из стоимости таких услуг, которые оплачиваются производителем товаров, в отношении которых проводился гарантийный ремонт (см. БЗ 101.04). Итак,

по операциям по гарантийному ремонту сервисный центр в общем порядке начисляет НДС-обязательства по ставке 20 %, составляет налоговую накладную и регистрирует ее в ЕРНН

Если заказчик гарантийного ремонта — нерезидент, то такие услуги считаются предоставленными на таможенной территории Украины (п.п. «г» п.п. 186.2.1 НКУ). То есть местом поставки услуг по выполнению ремонтных работ является место их фактической поставки. А это значит, что операции по предоставлению таких услуг, источником покрытия которых являются средства нерезидента, по поручению которого сервисный центр выполняет эти услуги на таможенной территории Украины, облагаются НДС по ставке 20 %. На это обращают внимание и налоговики (см. БЗ 101.04 // zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques).

О том, как составить налоговую накладную на неплательщика НДС, см. в статье «НН на неплательщика НДС» // «Налоги & бухучет», 2022, № 48.

Передача дефектных деталей

Бухучет. Обычно по условиям договора с продавцом (производителем) сервисный центр обязан вернуть неисправные запчасти, которые демонтировали из товаров в процессе их гарантийного ремонта. Если при этом были использованы безвозмездно полученные запчасти, то дефектные тоже учитывают на забалансовом субсчете. Это может быть, например, субсчет 0222 «Дефектные запчасти, подлежащие передаче заказчику». Цены, по которым ведется учет неисправных запчастей, предусматривают в договоре. Ее можно установить, скажем, в процентах от стоимости аналогичных новых запчастей, которые были использованы во время гарантийного ремонта.

В ситуации, когда сервис-центр приобрел у продавца (производителя) запчасти для проведения гарантийного ремонта товаров, дальнейшая судьба дефектных запчастей тоже зависит от условий договора, а именно: получит за них компенсацию сервис-центр или нет.

Если дефектные запчасти возвращаются продавцу (производителю) без оплаты их стоимости, тогда сервис-центр не оприходует их на баланс

Ведь они не отвечают критериям признания активом — сервис-центр не извлечет в будущем экономические выгоды, связанные с их использованием. Следовательно запчасти-отходы, реализация и/или использования которых в производственном процессе не предусматривается, активом не признаются (п. 2.13 Методрекомендаций № 2*). Следовательно, такие неисправные запчасти тоже имеет смысл отразить на забалансовом субсчете 0222.

* Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов от 10.01.2007 № 2.

Что касается тех дефектных запчастей, за которые сервисный центр получит компенсацию, то их оприходуют на баланс как возвратные отходы записью: Дт 209 «Прочие материалы» — Кт 23. Оценивают такие запчасти-отходы по справедливой стоимости (пп. 11 и 12 НП(С)БУ 16 «Расходы») — чистой стоимости реализации (п. 2.13 Методрекомендаций № 2).

Если же неисправные запчасти решили утилизировать, расходы, понесенные на оплату услуг утилизации, сервис-центр включает в прочие операционные расходы, то есть относит в дебет субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности».

Налог на прибыль. Никаких корректировок бухфинрезультата на разницы по операциями по оприходованию, реализации и утилизации дефектных запчастей НКУ не предусмотрено.

НДС. Оприходование на склад запчастей-отходов не приводит к НДС-последствиям. При поставке дефектных запчастей продавцу (производителю) у сервисного центра возникают НО по НДС по ставке 20 %.

Подробно о безвозмездной передаче нерезиденту товара читайте в статье «Безвозмездный экспорт товаров: валютный надзор, НДС, бухучет, прибыль» // «Налоги & бухучет», 2022, № 55.

А теперь пример учета гарантийных ремонтов в сервисном центре.

Пример. Для проведения гарантийного ремонта мобильных телефонов предприятие-продавец заключило договор с сервисным центром, который по условиям договора устраняет неисправности товара за счет продавца.

Для проведения гарантийного ремонта заказчик передал сервисному центру запчасти без перехода права собственности на общую сумму 30000 грн.

В июле 2022 года (в пределах гарантийного срока) покупатель мобильного телефона обратился в сервисный центр с требованием его гарантийного ремонта. Залоговая стоимость телефона — 13000 грн.

Расходы, понесенные сервисным центром при проведении гарантийного ремонта, составили (условно):

— заработная плата работников, которые осуществляют ремонт, — 600 грн;

— начисления на заработную плату — 122 грн;

— прочие расходы — 340 грн.

Во время ремонта были использованы запасные части на сумму 1200 грн. Дефектные запчасти безвозмездно переданы заказчику на основании акта приема-передачи (оценены в 10 % от стоимости новых).

После проведения гарантийного ремонта сервисный центр выставил заказчику счет для оплаты ремонтных услуг в сумме 1560 грн (в том числе НДС 20 % — 260 грн).

Гарантийные ремонты в учете сервисного центра

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

дебет

кредит

Учет у сервисного центра

1

Отражены в забалансовом учете запасные части, полученные от заказчика для проведения гарантийного ремонта

0221*

30000

2

Принят от покупателя на гарантийный ремонт мобильный телефон

023

13000

3

Понесены расходы на гарантийный ремонт:

— начислена заработная плата

23

661

600

— начислен ЕСВ

23

651

122

— отражены прочие расходы

23

685

340

4

Списаны использованные запчасти с забалансового учета

0221

1200

5

Оприходованы дефектные запчасти

0222**

120

6

Подписан акт предоставленных услуг по гарантийному ремонту

361

703

1560

7

Начислены налоговые обязательства по НДС

703

641/НДС

260

8

Списана себестоимость выполненных работ

903

23

1062

9

Возвращен покупателю отремонтированный мобильный телефон

023

13000

10

Получена от заказчика плата за выполнение гарантийных ремонтных работ

311

361

1560

11

Переданы дефектные запчасти заказчику гарантийного ремонта

0222

120

* Субсчет 0221 «Обменный фонд, полученный от заказчика».

** Субсчет 0222 «Дефектные запчасти, подлежащие передаче заказчику».

Выводы

  • Полученные от продавца (производителя) собственные запасные части для проведения гарантийных ремонтных работ не оприходуются на баланс сервисного центра и соответственно не включаются в себестоимость предоставленных им услуг.
  • Выполнение сервисным центром гарантийных ремонтных работ является облагаемой НДС операцией. Поэтому сервис-центр начисляет НДС-обязательства по ставке 20 % и составляет налоговую накладную.
  • Если в процессе гарантийного ремонта были использованы безвозмездно полученные запчасти, то дефектные тоже учитывают на забалансовом субсчете.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше