* Контролируемые иностранные компании.
Как выглядит срок давности без учета военного положения и карантина?
Срок. Правило о сроке налоговой давности установлено в ст. 102 НКУ. Также нас будет интересовать ссылка на эту статью в п. 50.1 и п. 113.1 НКУ.
Итак, в течение 1095 дней (2555 дней — в вопросах трансфертного ценообразования и КИК):
1) налоговики имеют право:
— провести проверку (п. 102.1 НКУ);
— доначислить денежные обязательства (пп. 102.1, 102.2 НКУ);
— применить штрафные санкции (п. 113.1 НКУ);
2) плательщики имеют право подать уточненку (п. 50.1 НКУ).
Заметим:
законодатели планируют ввести еще один тип срока налоговой давности — 1825 дней
В частности, контролерам позволят не позже этого срока проводить проверку и применять штрафы в отношении соблюдения финагентами и собственниками счетов требований о международном автоматическом обмене информацией и подаче отчетности о подотчетных счетах. Речь идет о законопроекте № 8131 от 17.10.2022 (Закон № 2970), который ожидает подписи Президента.
Внимание! Срок налоговой давности не распространяется на (ч. 16 ст. 25 Закона о ЕСВ, п. 102.2 НКУ):
— обязательства по ЕСВ;
— ситуацию, когда декларация/отчетность не была подана;
— ситуацию, когда должностное лицо юрлица-плательщика или физлицо-плательщик осуждено за уклонение от уплаты налогов или в уголовном производстве вынесено решение о его закрытии по нереабилитирующим основаниям, которое вступило в законную силу.
С какой даты отсчитывается? Срок налоговой давности отсчитывается:
1) для проверок и доначислений:
— со дня, следующего за последним днем предельного срока подачи декларации/отчета об использовании доходов (прибылей) для неприбыльщиков; и/или
— со дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты начисленных налоговиками денежных обязательств; или
— со дня, следующего за днем фактической подачи декларации, — если декларация была предоставлена с опозданием; или
— со дня подачи уточняющего расчета (декларации) — если плательщик подавал уточненку; или
— со дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты местных налогов, — если речь идет о местных налогах, по которым предусмотрена подача годовой декларации и одновременно о выявлении в пределах проверки занижения по этим налогам;
2) для уточнений:
— со дня, следующего за днем предельного срока подачи декларации или за днем фактической ее подачи (если уточняемая нами декларация была предоставлена с опозданием);
3) для применения штрафных санкций:
— со дня совершения правонарушения — если речь идет о нарушениях, не связанных непосредственно с декларированием налоговых обязательств (например, неподача ф. № 20-ОПП) или это нарушение требований прочего подконтрольного налоговикам законодательства (например, в части РРО или «алкогольных», «табачных» и «горючих» лицензий);
— со дня, определенного в п. 1 этого перечня, — если речь идет о нарушениях, связанных с декларированием налоговых обязательств.
Как на срок давности повлияли карантин и военное положение?
Карантин. Сроки давности были остановлены на период с 18.03.2020 по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершится карантин (п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Поскольку в п. 113.1 НКУ есть прямая ссылка на ст. 102 НКУ, то мы считали, что и сроки давности для привлечения к налоговой ответственности так же приостановлены. Та же история и с уточнением.
То есть получалось, что из расчета 1095 (2555) дней все, что приходится на карантин, выпадает.
Например, возьмем обязательство по налогу на прибыль за 2018 год (годовое декларирование, предельный срок подачи декларации — 01.03.2019). Если учитывать только карантинную остановку срока, то получается следующая ситуация. Допустим, что карантин завершится 30.04.2023. В таком случае обязательства по прибыли за 2018 год смогли бы затрагивать проверкой вплоть до 12 августа 2024 года (1095 дней + 468 дней карантина, на которые этот срок давности пришелся). Но повторимся: это если не учитывать военное положение.
Военное положение. С началом введения военного положения сроки давности не были запущены. То есть они были приостановлены, в частности, и в отношении периода для проверки, и в отношении штрафов, и в отношении уточненок, и в отношении доначислений.
Однако с 27.05.2022 по 24.11.2022 срок давности был частично запущен. В частности, в п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ в исключения в отношении остановки сроков на этот период попали сроки «определения денежных обязательств».
И выглядело все так: если речь шла о разрешенных в период военного положения проверках, то сроки давности запускались. Если же говорили о запрещенных проверках (например, плановых), то этот срок оставался остановленным.
В итоге получается так, что к сроку давности (ничем не остановленного) нужно будет добавлять количество дней, которые пришлись на карантин и/или военное положение, но за минусом 181 дня. Причем это придется делать только в случае, когда речь идет о разрешенных на период военного положения проверках.
Яркий пример — подача уточняющего расчета в отношении декларации по налогу на прибыль за 2017 год.
В этом случае срок начал истекать с 2 марта 2018 года. С 18 марта 2020 года этот срок был приостановлен из-за карантина (на карантин пришлось 747 дней срока давности). Дальше, в течение 181 дня (с 27.05.2022 по 24.11.2022) этот срок продолжает истекать и опять останавливается. Остановленным он будет или до конца военного положения, или до конца карантина (в зависимости от того, что закончится позже). Конечно, если законодатели не придумают что-то еще ☺.
Поэтому получается, что у нас будет еще 165 дней военного положения или карантина для того, чтобы подать уточняющий расчет за 2017 год (если в этом есть такая необходимость).
Толкование «военной» приостановки от налоговиков. Некоторые ситуации, возникающие на практике, подталкивают нас к выводу, что налоговики пытаются кратковременному запуску сроков давности давать обратную силу (см., например, статью «Самоисправление, сроки давности и плановые проверки» // «Налоги & бухучет», 2023, № 22).
Здесь мы отмечаем то, что этот запуск сроков нельзя применять «задним» числом (ни к периодам с 18.03.2020, ни к периодам с 24.02.2022), поскольку нормы в отношении запуска срока вступили в силу с 24.05.2022. Ни НКУ, ни п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ в редакции от 24.05.2022, ни сам Закон Украины от 12.05.2022 № 2260-IX, который внес изменения касательно запуска срока, не предусматривают обратного действия этих норм.
Поэтому вся фишка заключается лишь в том, что из расчета сроков давности выпадет 181 день.
Выводы
- На сегодня сроки давности в 1095 (2555) дней остановлены на период военного положения. Однако они на короткое время (с 24.05.2022 по 24.11.2022) были запущены.
- До военного положения сроки давности были остановлены с 18.03.2020 из-за карантина.
- Кратковременный запуск сроков давности создавал ситуацию, при которой если речь шла о разрешенных в период военного положения проверках, то сроки давности запускались. Если же говорили о запрещенных проверках (например, плановых), то этот срок оставался остановленным.