Темы статей
Выбрать темы

Нормы расхода горючего для особой и специальной техники: где их взять?

Вишневский Михаил, налоговый эксперт
В своей деятельности субъекты хозяйствования используют не только легковые и грузовые автомобили, но и разнообразную технику, при эксплуатации которой расходуется разное горючее. Речь идет о сельхозтехнике (тракторах, комбайнах и т. п.), о малой технике для хозяйственных нужд (бензопилах, газонокосилках, генераторах и т. п.), строительной технике (кранах, погрузчиках и т. п.). Чтобы без проблем списывать горючее на работу такой техники, следует иметь для нее нормы расхода горючего. Где брать такие нормы? Как перевести горючее из кг в литры? Давайте выясним.

Зачем нужны нормы?

Вообще-то под нормированием расхода горючего понимают установление допустимого предела его использования в определенных условиях эксплуатации для конкретной модели транспортного средства, технологической машины или механизма.

Нормирование расхода, в том числе горючего, в первую очередь нужно для управленческого учета — для контроля за использованием, поскольку препятствует возможным злоупотреблениям, в частности, разворовыванию или использованию на нехозяйственные цели (см. письмо Мининфраструктуры от 21.02.2017 № 1441/18/10-17).

Что касается налогового учета, то сверхнормативное использование горючего теперь не мешает даже высокодоходнику отражать расход в полном объеме по правилам бухгалтерского учета — без корректировок финрезультата (см. письма ГНСУ от 04.03.2021 № 828/ІПК/99-00-21-02-02-06 и от 13.10.2020 № 4262/ІПК/99-00-05-05-02-06). Зато

в НДС-учете сверхнормативный расход горючего налоговики расценивают как использование в нехозяйственной деятельности

А следовательно, требуют начислять компенсирующие налоговые обязательства в соответствии с п. 198.5 НКУ (см. письмо ГФСУ от 08.12.2017 № 2912/6/99-99-15-01-01-15/ІПК).

Где взять нормы расхода горючего на работу техники, которая используется на предприятии?

Нормы официально утверждены

Для некоторых видов техники нормы расхода горючего официально разработаны и утверждены соответствующими компетентными органами (см. письмо Мининфраструктуры от 29.01.2018 № 900/25/10-18). Так, например, нормы расхода горючего для:

автотранспорта (легковых и грузовых автомобилей) утверждены приказом Минтранспорта от 10.02.98 № 43Нормы № 43. Впрочем такие Нормы имеют исключительно рекомендательный характер (см. постановление ВС от 03.04.2018 по делу № 817/1429/16);

техники в строительстве (автопогрузчики, трактора, тягачи и другие спецмашины) содержатся в ГСН В.2.8-12-2000, которые утверждены приказом Госкомстроя от 12.01.2000 № 9;

— на работу дорожных машин и механизмов — в СОУ 42.1-37641918-094: 2017, утвержденном приказом Госавтодора от 22.09.2017 № 365.

В этих утвержденных нормативах можно отыскать нормы расхода горючего для большого количества техники. Однако существует множество техники, которая работает на горючем, но для нее нормы расход официально не установлен. Например, для тракторов и сельхозтехники, бензопил, газонокосилок, генераторов и т. п.

Где же брать нормы расхода горючего для техники, машин и оборудования, для которых они официально не разработаны? В таком случае вы имеете право самостоятельно разработать и утвердить собственные нормы.

Самостоятельно разработанные нормы

Нормы расхода горючего, которые утверждены определенным органом власти, не являются последней инстанцией при определении норм расхода конкретным агрегатом.

Даже Нормам № 43 расходы на списание горючего должны отвечать не обязательно. А такие расходы должны признаваться на основании первичных документов (см. постановление ВС от 28.07.2020 по делу № 826/13368/15). Ведь непосредственным назначением утвержденных Норм № 43 является планирование расхода горючего с целью его рационального использования. А потому

нормы списания топлива могут быть урегулированы внутренними приказами и подтверждены соответствующими расчетами, с учетом технических характеристик, эксплуатационных норм и других факторов

(см. постановление Шестого апелляционного админсуда от 03.02.2020 по делу № 320/5188/18).

Налоговики также признают, что предприятие имеет право самостоятельно (см. письмо ГНСУ от 26.05.2021 № 2026/ІПК/99-00-21-02-02-06):

разработать формы документов, которые будут устанавливать нормы расхода горючего с учетом всех технических характеристик автомобиля, эксплуатационных норм и других факторов, а также

утвердить приказом условия и порядок применения корректирующих коэффициентов.

Конечно, такие формы документов обязательно должны отвечать требованиям первичного документа — содержать обязательные его реквизиты, которые определены ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете* и п. 2.4 Положения № 88**. Следовательно,

* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.

** Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 № 88.

предприятие имеет полное право самостоятельно разработать и утвердить собственные нормы расхода горючего, которые будут учитывать техническое состояние агрегата, условия его эксплуатации и другие факторы

Какого-то установленного алгоритма разработки норм не существует. Каждый субъект должен сам разработать методику расчета таких норм. Ориентироваться при этом целесообразно на техдокументацию производителя той или иной техники в отношении использования горючего. Но не все производители приводят такие нормы и не всегда они являются достоверными — производитель техники обычно приводит или среднюю норму расхода или при базовых условиях использования, которые очень отличаются от реальности.

Поэтому если у вас нет данных о нормах расхода горючего в техдокументации или их нельзя применить к условиям использования конкретного агрегата, тогда вам следует разработать и утвердить свои реальные нормы. Для этого можно провести контрольные замеры. Для их фиксации следует создать специальную комиссию, которая будет проводить исследование (замеры) расхода горючего и хронометраж работы машин и механизмов.

Проводить такие замеры можно как самостоятельно, так и с привлечением сторонней организации. Так, например, налоговики (см. письмо ГНСУ от 26.05.2021 № 2026/ІПК/99-00-21-02-02-06) и Мининфраструктуры (см. письмо от 14.09.2017 № 9080/25/10-17) советуют для разработки норм расхода горючего обращаться к ГП «ГосавтотрансНИИпроект». Хотя, на наш взгляд, это может быть и другой субъект, который компетентен в разработке таких норм. Конечно, это дело не бесплатное.

Еще одним из источников норм расхода горючего для спецтехники могут быть справочники, разработанные разными научными учреждениями.

После определения норм расхода горючего и оформления этого процесса соответствующим образом (если нормы разрабатывали самостоятельно, спецкомиссия должна составить акт о проведенной работе, а если привлекали стороннюю организацию — акт предоставления услуг), следует утвердить разработанные нормы приказом руководителя предприятия. И тогда можно списывать горючее, опираясь на разработанные вами нормы.

Итак, если нормы будут утверждены, а расход горючего в пределах норм подтвержден первичными документами, то считается, что оно использовано в хозяйственной деятельности. Следовательно, вы избежите лишнего начисления НДС.

Единицы учета горючего: из кг в литры

Как осуществить перевод, когда учет горючего предприятие ведет в кг, а норма расхода установлена в литрах?

Напомним, что по требованиям п.п. 4.2.1 Инструкции № 281* учет нефти и нефтепродуктов на НПЗ, предприятиях по обеспечению нефтепродуктами, наливных пунктах ведется в единицах массы, а на АЗС — в единицах объема (об АЗС см. также п. 10.1 Инструкции № 281). В то же время

* Инструкция о порядке приема, транспортировки, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на предприятиях и организациях Украины от 20.05.2008 № 281/171/578/155.

учет горючего для акцизных целей ведется не на вес, а на объем

Ведь п. 232.1 НКУ единицей учета объемов для горючего в СЭАРГ установлены литры, приведенные к температуре 15° C (см. БЗ 114.02). При этом отпущенные литры в местах розничной торговли горючим для целей разд. VІ НКУ считаются как литры, которые приведены к температуре 15° C. Но оптовых торговцев это не касается. Такие единицы учета для горючего должны использоваться в первичных бухгалтерских документах, акцизных накладных (АН) / расчетах корректировки (РК) к АН, декларации по акцизному налогу.

Впрочем, это вовсе не значит, что и бухучет операций с горючим оптовикам тоже необходимо вести по такой же единице (как литры, приведенные к температуре 15° C) или в литрах по фактической температуре. Напротив, исходя из п.п. 4.2.1 Инструкции № 281 оптовый торговец горючим должен вести бухучет нефтепродуктов в единицах массы (обычно его ведут в кг).

Перевод массы горючего в литры, а также приведение этих литров к температуре 15° C осуществляется с учетом норм Инструкции № 281 и ДСТУ EN ISO 8973:2013 «Газы нефтяные сжиженные. Расчетный метод определения плотности и давления пара» и ДСТУ ГОСТ 8.599:2016 (ГОСТ 8.599-2010, IDT) «Метрология. Плотность светлых нефтепродуктов. Таблицы пересчета плотности к 15° C и 20° C и к условиям измерения объема» (п. 46 Порядка № 408*, см. БЗ 114.11.03).

* Порядок электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового, утвержденный постановлением Кабмина от 24.04.2019 № 408.

Когда перевод массы в объем рассчитан корректно, то объем на входе (при приобретении) и на выходе (при реализации горючего покупателям и списании израсходованного) должен быть одинаковый. Ведь он не зависит от температуры воздуха — приведен к усредненной температуре 15° C.

Есть ли выход, когда при импорте таможенники искусственно завышают коэффициенты перевода массы горючего в 15-градусный объем, в результате чего возникают несуществующие остатки в СЭАРГ, читайте в статье «Воздушные» остатки горючего» // «Налоги & бухучет», 2021, № 71.

Выводы

  • В НДС-учете на сверхнормативный расход горючего налоговики требуют начислять компенсирующие налоговые обязательства в соответствии с п. 198.5 НКУ.
  • Если нормы расхода горючего официально не разработаны и не утверждены, вы имеете право самостоятельно разработать и утвердить собственные нормы, которые будут учитывать техническое состояние агрегата, условия его эксплуатации и другие факторы.
  • Перевод массы горючего в литры, а также приведение этих литров к температуре 15° C осуществляется с учетом норм Инструкции № 281 и ДСТУ EN ISO 8973:2013 и ДСТУ ГОСТ 8.599:2016 (ГОСТ 8.599-2010, IDT).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше