27.04.2023

Благотворительная помощь в связи с войной: изменения

Для предоставления отдельных видов необлагаемой благотворительной «военной» помощи важен статус ее получателя. В частности, речь идет о лицах с территорий, на которых ведутся/велись боевые действия. Давайте поговорим об особенностях определения статуса таких лиц в свете принятых недавно изменений в НКУ.

Верховная Рада приняла Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об освобождении от уплаты экологического налога, платы за землю и налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за уничтоженное или поврежденное недвижимое имущество» от 11.04.2023 № 3050-ІХ (далее — Закон № 3050). На дату публикации этой статьи (24.04.2023) он еще не подписан Президентом, не обнародован и пока не вступил в силу.

Несмотря на название этого документа, изменения, вносимые им в НКУ, затронули и порядок налогообложения доходов граждан. В частности, мы уже писали о нововведениях в декларировании заграничной помощи беженцами (см. статью «Необлагаемая иностранная помощь — не повод для декларирования» // «Налоги & бухучет», 2023, № 30). Сегодня же поговорим о том, как Закон № 3050 повлияет на предоставление необлагаемой благотворительной помощи лицам, которые проживают (проживали) на территории проведения боевых действий. Кратко напомним, о какой помощи речь.

Помощь пострадавшим от боевых действий

О том, какие виды необлагаемой «военной» помощи могут быть предоставлены лицам, проживающим (проживавшим) на территориях проведения боевых действий, см. в таблице ниже.

Необлагаемая благотворительная помощь пострадавшим от боевых действий

Получатели благотворительной помощи

Цель и необлагаемая сумма помощи

Физические лица, которые проживают (проживали) на территории населенных пунктов, где проводятся (проводились) боевые действия, и/или которые вынужденно покинули место проживания в связи с проведением боевых действий в таких населенных пунктах (абзац четвертый п.п. «в» п.п. 165.1.54 НКУ)

Любая сумма (стоимость), которая предоставляется как помощь на лечение и медицинское обслуживание (обследование, диагностику), в том числе для оплаты (компенсации) стоимости лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, платных услуг по лечению, обеспечению изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления

(абзац третий п.п. «а» п.п. 170.7.8 НКУ)

Сумма, которая совокупно в течение отчетного (налогового) года не превышает 500 размеров минимальной заработной платы*, установленной законом на 1 января отчетного года (в 2023 году — 3350000 грн), выплаченная (предоставленная) на восстановление утраченного имущества, на жилищные, социальные и бытовые нужды и на другие нужды по Перечню, утвержденному КМУ**

(п.п. «б» п.п. 170.7.8 НКУ)

* Если общая сумма полученной благотворительной помощи в течение отчетного (налогового) года превышает указанный предельный размер, сумма превышения облагается НДФЛ (18 %) и ВС (1,5 %). При этом физлицо-получатель обязано подать годовую налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах с указанием сумм благотворительной помощи.

** В настоящее время действует перечень, утвержденный постановлением КМУ от 26.11.2014 № 653.

Такая благотворительная помощь не включается в налогооблагаемый доход ее получателя до 31 декабря (включительно) года, следующего за годом, в котором:

— прекращено либо отменено военное, чрезвычайное положение в Украине и/или

— завершено осуществление мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отражению и сдерживанию вооруженной агрессии РФ.

Предоставить указанную в таблице необлагаемую помощь может практически любое дееспособное физическое лицо или юридическое лицо частного права, а не только благотворительная организация. Подробнее об этом см. в статье «Предоставляем благотворительную помощь в связи с войной» // «Налоги & бухучет», 2022, № 71. И только неприбыльщикам следует быть осторожными! Об ограничениях, предусмотренных для них, вы можете прочитать в статье «Материальная помощь у неприбыльщика» // «Налоги & бухучет», 2023, № 13.

Статус получателя

«Военная» помощь не включается в состав налогооблагаемого дохода, если получатель проживает (проживал) на территории населенных пунктов, в которых проводятся (проводились) боевые действия, и/или вынужденно покинул место проживания в связи с проведением боевых действий в таких населенных пунктах. Таким образом, для ответа на вопрос о налогообложении «военной» помощи нужно знать, на территории каких населенных пунктов проводятся/проводились боевые действия.

Согласно п. 25 подразд. 1 разд. ХХ НКУ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона № 3050) перечень таких территорий должен был утвердить КМУ. До появления перечня статус физлиц, получающих благотворительную помощь, благотворителям следовало определять самостоятельно.

При этом КМУ вместо того чтобы утвердить перечень территорий, на которых ведутся/велись боевые действия, передал обязанность по его формированию Минреинтеграции. Поскольку такой вариант НКУ не предусматривал, налоговики отказались учитывать утвержденный Минреинтеграции Перечень № 309* для целей налогообложения. Подробно об этом см. статью «Перечень территорий права на военные льготы не дает: вердикт ГНСУ» // «Налоги & бухучет», 2023, № 14 (ср. ).

* Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденный приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309.

С момента вступления в силу Закона № 3050 формулировка п. 25 подразд. 1 разд. ХХ НКУ несколько меняется. Согласно новой редакции этой нормы благотворители должны определять статус получателя помощи самостоятельно до утверждения в установленном КМУ порядке перечня территорий, на которых ведутся/велись боевые действия или временно оккупированных РФ. То есть

от КМУ требуется утвердить не сам перечень, а порядок его формирования

Постановление № 1364*, принятое еще в конце 2022 года, как раз определяет порядок формирования такого перечня. Из этого следует, что Перечень № 309, утвержденный Минреинтеграции на основании упомянутого постановления, становится легитимным со дня вступления в силу Закона № 3050.

* Постановление КМУ «Некоторые вопросы формирования перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией» от 06.12.2022 № 1364.

Что с этим счастьем делать и какие подводные камни нас могут ожидать?

Во-первых, хочется верить, что налоговики не откажутся в очередной раз применять Перечень № 309 для целей налогообложения по причине того, что постановление № 1364 было принято до внесения в НКУ соответствующих изменений.

Во-вторых, Перечень № 309 не может применяться к помощи, предоставленной до даты вступления в силу Закона № 3050, т. е. задним числом. Этого нормы НКУ не предусматривают. Кроме того, статус получателя, который благотворитель ранее определил самостоятельно, может не совпасть со статусом, установленным на основании Перечня № 309.

В-третьих, при применении Перечня № 309 возникает вопрос с предоставлением необлагаемой «военной» помощи лицам с территорий возможных боевых действий. Напомним: разд. І «Территории, на которых ведутся (велись) боевые действия» упомянутого Перечня состоит из двух подразделов:

1. Территории возможных боевых действий;

2. Территории активных боевых действий.

По нашему мнению, поскольку НКУ не устанавливает, что необлагаемая благотворительная помощь может предоставляться только лицам с территорий, на которых ведутся активные боевые действия, для целей льготного налогообложения можно применять весь разд. І Перечня № 309.

То есть препятствий для получения необлагаемой помощи лицами с территорий возможных боевых действий быть не должно. Надеемся, налоговики не будут против. А вот лицам с оккупированных территорий (см. разд. ІІ Перечня № 309) предоставить необлагаемую благотворительную помощь на основании п.п. «в» п.п. 165.1.54 и п.п. 170.7.8 НКУ не получится.

В заключение обращаем внимание на то, что на дату публикации этой статьи Закон № 3050 еще не подписан Президентом, не обнародован и не вступил в силу. Поэтому следите за новостями. Ведь сразу после его вступления в силу самодеятельность при определении статуса получателя необлагаемой «военной» помощи закончится.

Выводы

  • Физическим лицам, которые проживают (проживали) на территории населенных пунктов, где проводятся (проводились) боевые действия, может быть предоставлена необлагаемая «военная» благотворительная помощь.
  • Со дня вступления в силу Закона № 3050 для целей налогообложения должен применяться Перечень № 309.
  • Лицам с оккупированных территорий предоставление необлагаемой благотворительной помощи на основании п.п. «в» п.п. 165.1.54 и п.п. 170.7.8 НКУ не предусмотрено.