Темы статей
Выбрать темы

Перечень территорий права на военные льготы не дает: вердикт ГНСУ

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Письмо ГНСУ от 14.02.2023 № 2809/7/99-00-04-01-02-07

Вывод документа:

Перечень территорий, разработанный Минреинтеграции во исполнение постановления № 1364*, непригоден для целей налогообложения. Для применения налоговых льгот необходим перечень, определенный именно КМУ

* Постановление КМУ «Некоторые вопросы формирования перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией» от 06.12.2022 № 1364.

В свое время в печатных СМИ была такая неписаная традиция: если правительство должным образом не реагировало на ожидание общества, невзирая на то что газета упоминала о них чуть ли не каждый день, она выходила с пустыми страницами.

Собственно, так же сегодня могли сделать и мы, приведя только вывод из комментируемого письма. Потому что если в поиске на нашем сайте задать слово «перечень», чуть ли не в каждой второй статье вы натолкнетесь именно на тот перечень, о котором будем говорить и сейчас. Поэтому нашему, как, наверное, и вашему, возмущению нет пределов!..

Речь идет, конечно, о перечне территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных рф, обязанность по утверждению которого была возложена на Кабмин. И которого уже почти год ждет вся страна. И о котором мы сразу, как только загорелась надежда на его утверждение, сказали: ТАК ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ! А тем более нельзя делать так, как это сделали сейчас ГНСУ с Минфином.

Впрочем, и оставлять наших читателей без слов поддержки тоже не хорошо. Поэтому продолжим.

Для чего нужен Перечень. От него зависит, по сути, практическая реализация нескольких налоговых льгот, а именно по:

плате за землю в форме как земельного налога, так и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (п.п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ);

налога на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка (п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Этим налогам посвящен тематический номер «Налоги & бухучет», 2023, № 9;

экологическому налогу (п.п. 69.16 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). О нем см. статью «Эконалог: без льгот, но с военным освобождением» // «Налоги & бухучет», 2022, № 84;

— уплате общего минимального налогового обязательства (п.п. 69.15 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Об этом читайте в статьях «Минимальное налоговое обязательство: основы» // «Налоги & бухучет», 2022, № 94, «Минимальное налоговое обязательство считает ФЛП» // «Налоги & бухучет», 2023, № 1-2 и «Минимальное налоговое обязательство и сельхозЕН» // «Налоги & бухучет», 2023, № 7.

Кроме того, он необходим плательщикам с целью:

— определения статуса физических лиц, которые получают благотворительную помощь в соответствии с п.п. «в» п.п. 165.1.54 НКУ (с учетом п. 25 подразд. 1 разд. XX НКУ);

— применения специальных правил подтверждения данных, определенных в налоговой отчетности (п.п. 69.28 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

А еще законодатели хотят освободить аграриев от уплаты сельхозЕН за земельные участки, расположенные на территориях, включенных в такой перечень.

Но хотел ли всего этого КМУ? Вопрос, к сожалению, совсем не риторический.

Что сотворил Кабмин. Своим постановлением № 1364 он перевел формирование такого перечня на Минреинтеграции, чего в НКУ вообще не предусмотрено. При этом в тексте постановления № 1364 не оказалось ни одной ссылки на соответствующие льготные нормы НКУ, которые мы привели выше.

Что побуждало КМУ к этому, сказать трудно. Однако именно это и дало основания предприимчивым фискалам поставить под сомнение как право КМУ перепоручать возложенную на него обязанность, так и собственно Перечень № 309*, утвержденный во исполнение постановления № 1364. К сожалению, как видно из комментируемого письма ГНСУ, Минфин тоже не на стороне плательщиков. Если кому-то интересно, их общие аргументы в обоснование своей позиции приведены здесь.

* Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденный приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309.

Поэтому думаем, что при таких обстоятельствах напрасно надеяться на появление обобщающей налоговой консультации от Минфина с каким-то другим выводом. Как и на позитивный результат админобжалования в ГНСУ будущих доначислений налогов тем плательщикам, которые не воспримут такую фискальную позицию контролеров.

На чьей же стороне правда. Юридическая коллизия между нормами НКУ и постановлением № 1364, которым Минреинтеграции делегировано право определять упомянутый перечень, действительно существует. И мы об этом предупреждали своих читателей (см. статью «Перечень территорий, освобожденных от налогов: как пользоваться» // «Налоги & бухучет», 2023, № 9). Поэтому пока эта коллизия не решена, а именно не внесены дополнительные изменения в НКУ или в постановление № 1364, плательщики налога, которые воспользовались военными освобождениями от налогообложения, несут определенные риски.

Другое дело, что ГНСУ сразу после выхода постановления № 1364 согласилась с возможностью для плательщиков откорректировать свои налоговые обязательства после официального обнародования перечня. Хотя на сегодня этого информсообщения на ее сайте уже нет. Как нет, кстати, среди действующих и тех консультаций в БЗ, которыми она предоставляла такое согласие в отношении некоторых налогов (например, этой, этой или этой). Как говорят, «невдобно получилось». Но фискалов это не остановило.

Как быть дальше. Здесь все зависит от вашего темперамента. ☺

1. Те, кто, ориентируясь на Перечень № 309 и здравый смысл, подал уточненки за прошлый год, могут, конечно, уточнить их сейчас в сторону увеличения. Причем без самоштрафа. Такую возможность предоставляет плательщикам п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ (см. статью «Уточнение военных периодов без штрафов и пени» // «Налоги & бухучет», 2023, № 4). Так же можно уточнить отчетность по эконалогу за IV квартал 2022 года, предельный срок подачи которой уже истек. А в отношении земельной и недвижимой отчетности на текущий год проблем вообще нет — до 20 февраля включительно вы еще успеете подать новые отчетные декларации.

Однако этот вариант, на наш взгляд, так себе. Потому что уточнять уточненки — неблагодарное дело. Равно как и корректировать текущую отчетность. Непременно где-то ошибетесь — и начинай все сначала. Поэтому мы бы советовали набраться немного выдержки и дождаться окончания этого трагикомического спектакля. И только когда упадет занавес, начинать шевелиться. Потому что почему-то нам кажется, что этим все не закончится — будет еще и второе действие...

2. Те, кто все делает в последний момент, как всегда — в выигрыше. Теперь вы по крайней мере знаете, что с уточнением прошлогодних налоговых обязательств можно и не спешить. А нынешние декларации лучше заполнить без военных льгот и уточнить их уже тогда, когда все уляжется окончательно.

3. Отчаянным же наши советы ни к чему. Они все равно сделают по-своему и будут потом судиться до последнего. И все же предупредим и их, что перспективы судебных баталий о применимости Перечня № 309 для налоговых вопросов достаточно призрачные. А диапазон возможных решений очень широк: начиная с того, что отсутствие какого-либо перечня не может ограничивать права на военное освобождение, и заканчивая тем, что пропагандируют фискалы в сегодняшнем письме. Поэтому трижды подумайте перед тем, как идти в бой.

В завершение скажем несколько слов о благотворительной помощи, которая выплачивается в соответствии с п.п. «в» п.п. 165.1.54 НКУ. Здесь непригодность Перечня № 309 не только не устроила трагедию, а, наоборот, предоставила больше свободы предоставителям помощи. Почему? Потому что в таком случае до принятия КМУ перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия и который удовлетворит налоговиков, статус физлиц — плательщиков налога, которые получают благотворительную помощь в соответствии с п.п. «в» п.п. 165.1.54 НКУ, определяется такими предоставителями благотворительной помощи самостоятельно. Это прямо указано в п. 25 подразд. 1 разд. XX НКУ.

А мы, как всегда, продолжаем держать руку на пульсе событий.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше