Сразу договоримся, что о погашении налоговых обязательств по НДС таким способом здесь говорить не будем, поскольку оно происходит по реестрам Казначейства с электронного НДС-счета. Поэтому пополнять надо именно его, а не текущий счет. Однако фискалы отрицают возможность такого пополнение наличностью через кассу банка или через терминал самообслуживания (БЗ 101.17).
Уплата налогов третьим лицом. Если у предприятия недостает средств или его банковские счета арестованы, директор может заплатить за предприятие налоги, в том числе и собственными средствами с дальнейшим их возмещением. Но при этом желательно, чтобы оплата осуществлялась директором путем внесения в кассу банка наличности, а не, например, путем списания с его личной платежной карты в терминале самообслуживания. Иначе есть опасность, что поступившую сумму фискалы не учтут в интегрированной карточке плательщика (ИКП), то есть вашего предприятия, а отнесут в состав невыясненных (см., например, здесь).
А вот возможно ли будет осуществить на практике уплату налогов третьим лицом в ближайшем будущем? Над этим вопросом поразмышляем в конце, после того как ответим на вопрос читателя.
Итак,
законодательство допускает возможность уплаты налогов, в частности, представителем налогоплательщика (п. 38.2 НКУ)
Директор, в свою очередь, уплачивая налоги за предприятие, действует от имени такого предприятия и является его законным представителем (п. 19.2 НКУ).
Конечно, обязать директора уплатить налоги за счет собственных средств нельзя — это запрещает ст. 9 КЗоТ. Поэтому для обоснования законности таких действий следует привлечь нормы ст. 1158 — 1160 ГКУ. То есть представить это так, что директор действует без предварительного поручения в имущественных интересах предприятия (ст. 1158 ГКУ). Тогда если его действия будут одобрены работодателем (что, в принципе, очевидно), то он может рассчитывать на компенсацию таких расходов. Кстати, не имеют ничего против уплаты налогов третьим лицом и налоговики (см. 129.04 БЗ). Они утверждают, что
денежное обязательство (кроме ЕСВ) или налоговый долг налогоплательщика по налогам и сборам может погасить другой субъект хозяйствования или физическое лицо (в том числе учредитель, директор и т. п.) при условии, что такой субъект хозяйствования или физлицо является, в частности, представителем плательщика налога
Правда, при этом фискалы заявляют, что сумма уплаченного денежного обязательства или налогового долга плательщика включается в состав его налогооблагаемого дохода. Считаем, это касается исключительно ситуации, когда уплата налога представителем (в нашем случае директором) имеет безвозмездный характер или после окончания срока исковой давности задолженность перед ним не будет погашена.
Подача авансового отчета. Как раньше, так и сегодня в п. 170.9 НКУ речь идет только о тех случаях, когда физическое лицо получило от субъекта хозяйствования денежные средства под отчет на командировку или для выполнения отдельных гражданско-правовых действий. Иные случаи, в том числе и использование собственных средств на нужды предприятия, п. 170.9 НКУ не регулирует.
Вместе с тем фискалы продолжают утверждать (см. БЗ 109.14), что в случае приобретения работником товаров для нужд предприятия, использования средств (в том числе собственных) в командировке авансовый отчет подается в определенные законодательством сроки вместе с подтверждающими документами, которые удостоверяют сумму таких расходов. Причем он должен быть составлен по форме, утвержденной приказом Минфина от 28.09.2015 № 841. И именно в соответствии с поданным авансовым отчетом субъект хозяйствования должен возместить расходы, понесенные работником.
Собственно говоря, лишним он не будет хотя бы потому, что лицо (директор), которое действовало без предварительного поручения в интересах другого лица (работодателя), должно немедленно после окончания этих действий предоставить отчет об этих действиях (ст. 1159 ГКУ). Им вполне может быть авансовый отчет по установленной форме, если это удобно для обеих сторон.
Хотя должны заметить, что по новым правилам авансовый отчет составляется и подается далеко не всегда даже в случае получения подотчетным лицом наличного аванса (подробности см. в статье «Авансовый отчет: когда он нужен?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 65).
Заполнение платежки. В свое время при оформлении платежного поручения на уплату налога в пользу предприятия третьим лицом нужно было ориентироваться на пример 2 заполнения реквизита «Призначення платежу», который содержался в п. 3 Порядка № 666.
Там речь шла о том, что
в поле № 3 реквизита «Призначення платежу» следовало указывать код по ЕГРПОУ плательщика, за которого (!) осуществляется уплата
В случае некорректного заполнения этого поля уплаченная сумма налогового обязательства учитывалась как невыясненная, а в ИКП у предприятия мог возникнуть налоговый долг.
Впоследствии этот пример из Порядка № 666 был исключен, хотя и в дальнейшем бюджетные платежи от третьего лица, заполненные так, как описано выше, на практике находили своего адресата.
На сегодня вместо понятия «платежное поручение» действующее законодательство оперирует термином «платежная инструкция». При этом с 01.04.2023 Минфин приказом от 22.03.2023 № 148 изменил правила заполнения реквизита «Призначення платежу» в платежных инструкциях на уплату налогов/сборов/ЕСВ и других бюджетных платежей (подробности см. в статье «Заполнение «бюджетных» платежек по-новому» // «Налоги & бухучет», 2023, № 30).
По новым правилам в реквизите «Призначення платежу» заполняют только два поля:
1) «Код виду сплати», причем основной код на уплату налогов/сборов/ЕСВ остался неизменным («101»);
2) «Додаткова інформація запису» — заполняется в произвольном формате.
То есть отдельного места для указания кода по ЕГРПОУ плательщика, за которого осуществляется уплата налога, новыми правилами не предусмотрено. А это может привести к тому, что платеж по сугубо техническим причинам не попадет в ИКП предприятия, за которое третье лицо будет уплачивать налог.
Пока что радует то, что
при заполнении реквизита по новым правилам в переходном периоде (с 01.04.2023 по 30.06.2023) налоговики все же рекомендовали в поле «Додаткова інформація запису» также обязательно указывать код ЕГРПОУ плательщика
А с учетом того, что сроки переходного периода были продлены до 01.12.2023 (см. статьи «Призначення платежу» при уплате налогов/ЕСВ: что происходит?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 54 и «Призначення платежу» при уплате налогов/ЕСВ: разъяснение НБУ» // «Налоги & бухучет», 2023, № 54), до этой даты остается возможность корректно уплатить налоги за предприятие третьим лицом.
Будет ли такая возможность после 01.12.2023, покажет время. Собственно говоря, нормативная почва для этого есть уже сейчас. Так, в пп. 17 и 18 п. 1 Инструкции № 163* термины «плательщик» и «плательщик фактический» отделены один от другого. При этом плательщиком является лицо, со счета которого инициируется платежная операция на основании платежной инструкции. В свою очередь,
плательщик фактический — лицо, которое в платежной инструкции плательщика указано фактическим плательщиком и денежные обязательства которого выполняет плательщик путем инициирования платежной операции со своего счета
А в п. 40 Инструкции № 163* прописано, что плательщик имеет право инициировать платежную операцию за фактического плательщика путем предоставления платежной инструкции предоставителю платежных услуг плательщика. Кроме того, среди реквизитов платежки есть такие поля, как «Код платника/фактичного платника» и «Платник/фактичний платник».
Однако теперь еще не известно, как будет реализована такая возможность тем или иным предоставителем платежных услуг, ведь утвержденной формы платежки не существует. В соответствии с п. 9 Инструкции № 163 форма и порядок предоставления платежной инструкции определяются условиями договора между пользователем и предоставителем платежной услуги. То есть у каждого банка она может быть разная. Кроме того, многое будет зависеть от настроек программного обеспечения налоговиков, которое будет разносить бюджетные платежи в ИКП.