Темы статей
Выбрать темы

Лицензии на торговлю алкоголем/табаком: до и после 01.08.2023

Децюра Сергей, налоговый эксперт
С начала августа 2023 года законодатели урезали немало военных послаблений. Учитывая это, у торговцев алкоголем/табаком возникли вопросы по поводу того, как все это повлияло на лицензирование продажи таких товаров. О лицензионных правилах, которые начали действовать с 01.08.2023, мы и поговорим дальше.

Срок действия лицензий

На послабление в отношении определения срока действия лицензий на торговлю алкоголем/табаком дата 01.08.2023 не повлияла никоим образом. Ведь послабление, введенное ст. 18 Закона № 481*, с этой даты осталось неизменным.

* Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» от 19.12.95 № 481/95-BP.

То есть до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины или при наличии обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) считаются действующими лицензии, по которым не уплачен очередной платеж за лицензию и/или закончился срок действия лицензии, в частности, на право оптовой и розничной торговли табачными изделиями и ЖЭС, алкогольными напитками.

Поэтому все лицензии на торговлю алкоголем/табаком, которые действовали на начало ВП, во время действия военного положения считаются действующими.

Условие только одно!

Обязанности по уплате очередных платежей и/или продления действия лицензии необходимо будет исполнить в течение 30 дней, следующих за днем прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения в Украине

То есть если:

1) субъект хозяйствования в период ВП имел действующую лицензию на соответствующий вид деятельности, то он должен уплатить все очередные платежи за лицензию, которые не были уплачены во время действия ВП, в течение 30 дней, следующих за днем прекращения или отмены ВП;

2) у субъекта хозяйствования закончился срок действия соответствующей лицензии во время действия ВП, то он должен после прекращения или отмены ВП подать заявление о продлении срока действия соответствующей лицензии и уплатить очередные платежи за соответствующую лицензию за весь срок продления действия такой лицензии в течение 30 дней, следующих за днем прекращения или отмены ВП.

Если в это время субъект хозяйствования не уплатит очередной платеж за лицензию, налоговики просто аннулируют такую лицензию.

Достаточно хорошее послабление для тех субъектов хозяйствования, у которых в период действия ВП нет средств уплатить очередной платеж за действие лицензии или времени продлить ее действие, а работать нужно.

Размер годовой платы за лицензию на розничную торговлю алкоголем и табаком — в таблице ниже.

Размер ежегодной платы за лицензию

Вид лицензии

Размер платы

Лицензия на розничную торговлю алкогольными напитками, кроме сидра и перри

(без добавления спирта),

— в пределах территории городов

8000 грн на каждый отдельный, указанный в лицензии РРО/ПРРО, который находится в месте торговли

за пределами территории городов областного подчинения и городов Киева и Севастополя на расстоянии до 50 км и которые имеют торговые залы площадью свыше 500 м2

— на территории сел и поселков, за исключением тех, которые находятся в пределах территории городов

500 грн на каждый отдельный, указанный в лицензии РРО/ПРРО, который находится в месте торговли

Лицензия на розничную торговлю сидром и перри (без добавления спирта) независимо от территориального расположения места торговли

780 грн на каждое место торговли

Лицензия на розничную торговлю табачными изделиями

— в пределах территории городов

2000 грн — на каждое место торговли

за пределами территории городов областного подчинения и городов Киева и Севастополя на расстоянии до 50 км и которые имеют торговые залы площадью свыше 500 м2

— на территории сел и поселков, за исключением тех, которые находятся в пределах территории городов

250 грн — на каждое место торговли

Деятельность не вели, а платить следует?

На сегодня есть достаточно большое количество субъектов хозяйствования с неуплаченными очередными платежами за лицензию или с просроченными лицензиями, которые из-за войны прекратили осуществлять торговлю алкоголем/табаком. Вот у них возникает вопрос:

нужно ли им уплачивать в течение 30 дней после прекращения ВП платежи за лицензию?

Ответ на этот вопрос дали фискалы в БЗ 113.04. Вообще-то, они считают, что платить нужно. По идее, их вывод справедлив. Ведь если читать НКУ буквально, то ни для кого нет исключения в отношении обязанности уплаты после ВП.

В то же время максимум, что угрожает за неуплату торговцу, — так это аннулирование лицензии.

Но если торговец и так деятельность не осуществлял, то, по сути, невелика и потеря. Когда он возобновит деятельность, тогда получит новую лицензию и у него не будет проблем.

В то же время если торговец осуществлял деятельность во время ВП, а после ВП решит в 30-дневный срок не платить очередной лицензионный платеж, то здесь все будет зависеть от того, какой датой ему аннулируют лицензию.

Считаем, что фискалы на местах будут пытаться аннулировать действие лицензии тем периодом, за который не уплачен в 30-дневный срок очередной платеж, или на который приходится окончание действия лицензии. И тогда торговцу светит штраф согласно ст. 17 Закона № 481 — в размере 200 % стоимости полученной партии товара, но не менее 17000 грн.

Хотя если исходить из норм ст. 18 Закона № 481, то действие лицензии автоматически продлевается до конца ВП. С этим соглашаются и главные фискалы в БЗ 113.04. А потому если и аннулировать из-за неуплаты очередных платежей лицензию, то, на наш взгляд, делать это следует именно после завершения ВП, а не задним числом. А тогда никакая ответственность торговцу не грозит, если сразу после аннулирования военной лицензии он получит новую.

Получение лицензии во время ВП

Недействительные послабления. Субъекты хозяйствования, которые решили во время войны начать розничную торговлю алкоголем (кроме столовых вин) или табаком, должны иметь лицензию на розничную продажу таких товаров (ст. 15 Закона № 481).

Учитывая это, у субъектов хозяйствования возникал вопрос: есть ли какие-то особенности в получении такой лицензии во время ВП?

В начале ВП такие особенности были: постановлением КМУ от 18.03.2022 № 314 (далее — постановление № 314) на период военного положения было несколько упрощено получение новых разрешительных документов (в том числе лицензий).

Суть упрощения сводилось к тому, что вместо подачи полного пакета документов, субъекту хозяйствования достаточно предоставить специальную декларацию. А уже впоследствии в течение 3 месяцев после прекращения или отмены военного положения всем, кто подал декларацию, нужно будет получить соответствующую лицензию.

И тогда, и сейчас право на подачу декларации, вместо получения лицензий, распространялось далеко не на все сферы. Перечень сфер деятельности, на которые не распространяется такое упрощение, на сегодня содержится в приложении 2 к постановлению № 314.

В первой редакции этого перечня мы не находили упоминания об алкогольной и табачной лицензиях. А потому считали, что этим послаблением торговцы алкоголем и табаком имели право воспользоваться. В то же время впоследствии (а именно с 15.09.2022) перечень сфер деятельности, на которые не распространяются льготные правила получения лицензии, был дополнен деятельностью по реализации алкоголя и табака.

А потому с осени 2022 года воспользоваться льготными правилами получения лицензии на торговлю алкоголем и табаком формально уже нельзя. Хотя и до этой даты налоговики были против того, чтобы такие лицензии получались по упрощенной процедуре (см. «Лицензии и разрешительные документы во время войны: итоги-2022» // «Налоги & бухучет», 2022, № 98.

С того времени в этом вопросе ничего не изменилось. Следовательно,

если во время действия ВП кто-то пожелает заниматься торговлей алкоголем или табаком, то он должен будет получить лицензию на осуществление такой деятельности в обычном порядке

Срок получения лицензии. На этом на сегодня акцентируют и налоговики в БЗ 113.04. При этом они отмечают, что сам алгоритм получения лицензии (то есть перечень документов, которые следует подать фискалам) не изменился. А вот срок получения этой лицензии, если документы на получение были поданы до 25.08.2023, может быть больше стандартного (напомним, что стандартный срок — 10 календарных дней со дня получения документов фискалами от заявителя).

Ведь на время военного положения в Украине постановлением Кабмина от 28.02.2022 № 165 были остановлены сроки предоставления административных услуг субъектами их предоставления и сроки выдачи разрешительными органами документов разрешительного характера. Хотя Госрегуляторслужба (специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности) считала, что по возможности лицензии следует выдавать в сроки, установленные законом.

Поэтому налоговики, учитывая указанные рекомендации, клялись, что они будут соблюдать сроки выдачи лицензии, когда это позволяет безопасностная ситуация в соответствующем регионе.

С 25.08.2023 согласно постановлению Кабмина от 08.08.2023 № 828 будут возобновлены сроки предоставления админуслуг и выдачи документов разрешительного характера, которые были остановлены вышеупомянутым постановлением Кабмина от 28.02.2022 № 165 (читайте об этом в статье «Обновлены сроки предоставления админуслуг и выдачи разрешительных документов» // «Налоги & бухучет», 2023, № 66).

Итак, с 25 августа 2023 года лицензию на торговлю алкоголем должны выдавать без задержек в общие сроки, то есть в течение 10 календарных дней со дня получения документов фискалами на выдачу лицензии.

Получение лицензии. Перечень документов, которые подают во время действия ВП для получения лицензии на розничную торговлю алкоголем и табаком, не изменился по сравнению с мирным временем.

А именно торговцу для получения такой лицензии следует подать нарочно, по почте или в электронном виде налоговикам (БЗ 113.01):

1) заявление (оформленное в произвольной форме), в котором указать:

— вид хозяйственной деятельности, на осуществление которой должен получить лицензию, в частности это розничная торговля алкогольными напитками или табачными изделиями;

адрес места торговли и перечень РРО, ПРРО, которые находятся в месте торговли;

— информацию о кассовых аппаратах: модель, модификацию, заводской номер, производителя, дату изготовления; регистрационные номера удостоверений РРО, фискальные номера ПРРО, которые находятся в месте торговли, и дату начала их учета в контролирующих органах;

2) документ, который подтверждает внесение платы за лицензию (подтверждает уплату квартальной суммы за такую лицензию с отметкой банка). Если лицензионный платеж осуществлен безналично, то подают фискалам копию платежной инструкции на перечисление очередного платежа за лицензию с отметкой банка /небанковского предоставителя платежных услуг о дате ее выполнения (БЗ 113.03).

После этого фискалы должны выдать торговцу лицензию. В приложении к ней будут указаны адрес места торговли и перечень РРО и информация о них: модель, модификацию, заводской номер, производителя, дату изготовления; регистрационные номера КУРО, которые находятся в месте торговли, фискальные номера ПРРО.

Резервный РРО и лицензия

Все торговцы алкоголем и табаком знают, что для избежания штрафов проводить расчетные операции при торговле алкоголем и табаком следует через РРО, внесенный в лицензию на розничную торговлю алкоголем и табачными изделиями.

Если провести продажу алкоголя или табачных изделий через не внесенный в лицензию РРО/ПРРО, можно очень пострадать. Например, размер штрафа за розничную торговлю алкогольными напитками через РРО/ПРРО, не указанный в лицензии, составляет 200 % стоимости реализованной через такой кассовый аппарат продукции, но не менее 10000 грн (ст. 17 Закона № 481).

Учитывая это, у торговцев возникает закономерный вопрос:

можно ли без последствий торговать через резервный РРО в случае выхода из строя основного РРО (который внесен в лицензию на розничную продажу)?

Ответ на этот вопрос дали фискалы в БЗ 109.06. В этом разъяснении они указали, что позволяют в случае выхода из строя основного РРО использовать резервный РРО.

Но в то же время замечают, что резервный РРО надо внести в приложение к лицензии. Чтобы это сделать, торговец должен подать заявление налоговикам на переоформление соответствующей лицензии с указанием реквизитов резервного РРО (модель, модификация, заводской номер, производитель, дата изготовления).

На первый взгляд, все просто. В то же время есть один нюанс при торговле алкоголем. Размер платы за розничную торговлю алкоголем опирается на количество РРО, указанных в лицензии (за один РРО размер платы составляет 8000 грн в год). Так вот, если торговец будет просто добавлять в лицензию резервный РРО, то за это он должен внести лицензионную плату. Чтобы избежать такой платы, следует не добавлять резервный РРО в лицензию, а основной заменить на резервный. А потом, после окончания ремонта, откатить все назад. То есть опять переоформить лицензию и вместо резервного РРО вписать в нее отремонтированный основной РРО.

Но здесь может возникнуть проблема. Дело в том, что в течение периода, когда фискалы будут вносить данные о резервном РРО в лицензию и исключать основной из нее, а потом (после ремонта) будут менять все назад, торговать алкоголем не удастся. Для кого этот период критичен, тем, возможно, будет дешевле уплатить лицензионный платеж за резервный РРО, чем играться с заменой одного РРО на другой.

Выводы

  • Как до 1 августа 2023 года, так и после этой даты срок действия лицензии на розничную торговлю алкоголем/табаком продлен до конца действия ВП. Главное, уплатить лицензионный платеж в течение 30 дней после отмены ВП.
  • Если торговец не осуществлял деятельность во время действия ВП, и потому не будет вносить в определенный 30-дневный срок плату за лицензию, то его лицензия будет аннулирована.
  • Кто начинает торговать алкоголем в военное время, должен получить лицензию на розничную торговлю по общим правилам.
  • Чтобы торговать через резервный РРО алкоголем в случае выхода из строя основного, данные о таком РРО стоит внести в лицензию на розничную продажу.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше