* tax.gov.ua/media-tsentr/novini/702192.html
ФЛП на ЕН, неплательщикам НДС, которые не осуществляют продажу рисковых товаров (подакцизки, ТСБТ, лекарственных средств, медизделий и ювелирки), законодатель недавно позволил в расчетном документе указывать название товара (услуги) в менее детализированном (упрощенном) виде. Но при соблюдении двух требований к такому названию: оно должно отражать (1) потребительские признаки товара (услуги) и (2) идентифицировать принадлежность такого товара (услуги) к товарной группе или услуге.
Как только эта норма появилась в абзаце втором п. 2 ст. 3 Закона об РРО, как сразу вызвала огромное количество вопросов (см. статью «Законопроект № 8401 принят: что изменили в последний момент» // «Налоги & бухучет», 2023, № 54). Едва ли не самый главный из них: что значит требование (2) о принадлежности товара/услуги к товарной группе или услуге? Не имеются ли здесь в виду группы по УКТ ВЭД или по Государственному классификатору продукции и услуг (ГКПУ)?
Налоговики частично подтвердили это предположение.
Вывод документа
При указании названия товара (услуги) в случае возникновения сомнений о правильности отнесения определенных товаров к определенным группам ГНСУ рекомендует использовать ГКПУ и указывать товар (услугу), который классифицируется по названию «Группы» вместо отражения конкретной позиции
Что говорили налоговики раньше. Еще давным-давно они признали (см. письмо ГНАУ от 21.01.2003 № 478/6/23-2119), что однородные товары разных наименований по одной цене могут программироваться в одной товарной позиции (под одним кодом). Название товаров может быть обобщенным и должно отражать потребительские признаки группы (!!!) товаров и отличаться от других запрограммированных наименований. Например: карамель фруктовая (яблочная, сливовая, абрикосовая), напиток сладкий (персиковый, апельсиновый) и т. п.
Упоминание об однородной (одной родовой) группе находим и в свежих письмах ГНСУ от 22.06.2023 № 1469/ІПК/99-00-07-04-01-06, от 02.05.2022 № 458/ІПК/99-00-07-05-01-06, от 17.02.2022 № 355/ІПК/99-00-07-05-01-06, которые писались уже после того, как требование о предварительном программировании неподакцизных товаров было исключено из Закона об РРО.
Однако и при таких условиях фискалы подчеркивали (см. письмо ГНСУ от 04.11.2022 № 1866/ІПК/99-00-07-04-01-06), что в случае объединения наименований однородных товаров и присвоения им общего названия в учетных и расчетных документах
такое название должно содержать качественные и потребительские характеристики, которые позволяют однозначно идентифицировать такие товары
Это полностью отвечало определению, приведенному в Положении № 13*, согласно которому название товара (услуги) — это слово, сочетание слов или слова и цифрового кода, которые отражают потребительские признаки товара (услуги) и однозначно идентифицируют товар или услугу в документообороте субъекта хозяйствования.
В частности, в примере 1 из последнего письма указывалось, что лимонад «Росинка» с наименованиями «напиток газированный «Росинка» с лимоном 1 литр»; «напиток газированный «Росинка» с апельсином 1 литр» и другими аналогичными могут быть объединены под одним названием — «напиток «Росинка» 1 л» и иметь одинаковую цену.
Этот пример остается актуальным и сейчас для всех РРОшников, кроме ФЛП на ЕН, неплательщиков НДС, которые не осуществляют продажу рисковых товаров. Для последних предназначены новые рекомендации из комментируемого разъяснения. Но можно ли воспользоваться ими, не нарушив требования абзаца второго п. 2 ст. 3 Закона об РРО? К сожалению, нет.
Группа по ГКПУ — ошибочный ориентир! Чтобы подтвердить сделанный нами вывод, вспомним структуру ГКПУ. Общая структура цифровых кодов для образования классификационных группировок в ГКПУ отвечает следующей схеме:
ХХ — раздел;
ХХ.Х — группа;
ХХ.ХХ — класс;
ХХ.ХХ.Х — категория;
ХХ.ХХ.ХХ — подкатегория;
ХХ.ХХ.ХХ-ХХ — позиция;
ХХ.ХХ.ХХ-ХХ.Х — тип;
ХХ.ХХ.ХХ-ХХ.ХХ — подтип.
Например, в секции С «Продукция перерабатывающей промышленности»:
11 — раздел «Напитки»;
11.0 — группа «Напитки» с тем же названием, что и раздел;
11.07 — класс «Напитки безалкогольные; минеральные воды и другие воды в бутылках»;
11.07.1 — категория «Воды минеральные и безалкогольные напитки»;
11.07.19 — подкатегория «Напитки безалкогольные, прочие»;
11.07.19-50 — позиция «Напитки безалкогольные без содержания молочного жира (кроме подслащенных или неподслащенных минеральных, газированных или ароматизированных вод)»;
И уже в этой позиции выделено несколько подтипов:
11.07.19-30.00 — подтип «Воды с добавлением сахара, других подсластителей или ароматизированные (в частности минеральные и газированные)»;
11.07.19-50.10 — подтип «Квас» и
11.07.19-50.20 — подтип «Пиво безалкогольное (с содержанием спирта до 0,5 об. %)».
Как видите, чтобы найти конкретный товар в ГКПУ, следует опуститься не до названия позиции, а до названия подтипа. Но главная ошибка налоговиков не в этом.
Буквально прочитав требование Закона об РРО об отражении в чеке принадлежности товара к товарной группе, они пришли к заключению, что ориентироваться надо на название группы в ГКПУ. И один из приведенных ими примеров — указывать в чеке «напитки» вместо «лимонад», «ситро», «дюшес», «тархун» и т. п. — действительно находится в русле их рекомендаций. Ведь товары из подтипа 11.07.19-30.00 «Воды с добавлением сахара, других подсластителей или ароматизированные (в частности минеральные и газированные)», к которым относится «лимонад», «ситро», «дюшес», «тархун», а также вышеупомянутый напиток «Росинка», входят в группу 11.0 «Напитки».
Однако если копнуть немного глубже, то увидим, что к этой же группе в ГКПУ относятся такие классы, как 11.01 «Напитки алкогольные, дистиллированные», 11.02 «Вина виноградные», 11.03 «Сидр и другие плодовые вина», 11.04 «Напитки, полученные брожением, недистиллированные, прочие», 11.05 «Пиво» и 11.06 «Солод». Поэтому
указание названия группы по ГКПУ как упрощенного названия товара/услуги не отражает потребительские признаки товара (услуги)
А это требование (1) из абзаца второго п. 2 ст. 3 Закона об РРО (см. выше), которое должно выполняться одновременно с требованием (2) о принадлежности товара/услуги к товарной группе или услуге.
Но даже если игнорировать вышесказанное, все равно рекомендации фискалов выглядят, скорее, волюнтаристскими, чем логично продуманными. Потому что приведенные ими остальные примеры противоречат требованию (2), не говоря уже о требовании (1).
Смотрите, они советуют указывать:
— «постельное белье» вместо «наволочка», «простыня», «одеяло» и т. п. Однако «Белье постельное» — это название подкатегории 13.92.12, которая входит в значительно более широкую по содержанию группу 13.9 «Изделия текстильные, прочие». И если придерживаться их логики с напитками, то и здесь надо было «наволочку», «простыню», «одеяло» обобщать именно как «Изделия текстильные» (иначе зачем вообще этот разговор о группе?);
— «выпечка» вместо «пирожок с маковой начинкой», «пирожок с вишней», «пирожок с повидлом» и т. п. Однако о выпечке в ГКПУ нет ни одного упоминания. Зато там есть группа 10.7 «Продукция хлебопекарская, макаронная, кондитерская и кулинарная, мучная» с классом 10.72 «Изделия хлебобулочные, сниженной влажности, и кондитерские, мучные, длительного хранения», к которому, в свою очередь, относится подтип 10.72.19-90.00 «Изделия хлебобулочные (в частности блины, пироги, запеканки, пицца)».
По нашему мнению,
куда более логично было бы ориентироваться не на название группы, цепляясь за это слово из абзаца второго п. 2 ст. 3 Закона об РРО, а хотя бы на название класса или даже подкатегории из ГКПУ
Одним словом, первые рекомендации фискалов об упрощенном названии товара оказались как та выпечка у небрежной домохозяйки. ☺ Ну что же, подождем следующей порции.
А вот чего точно не стоит ожидать, так это изменений в Положение № 13 в отношении формы фискального кассового чека и содержания его обязательных реквизитов. Об этом прямо написано в комментируемом разъяснении. Поэтому те РРО-обязанные, которые не названы в абзаце втором п. 2 ст. 3 Закона об РРО, должны и в дальнейшем четко соблюдать нормы Положения № 13 (подробности ищите в статье «Название товара в чеке РРО: каковы требования?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 58).
В свою очередь, ФЛП на ЕН, неплательщики НДС, которые не осуществляют продажу рисковых товаров, при указании названия товара должны пользоваться не подзаконкой, а соответствующей нормой Закона об РРО. К сожалению, адекватного ответа на вопрос, как именно следует это делать, от фискалов мы пока что не получили. Радует лишь то, что эта норма не обязывает, а предоставляет право указывать в чеке упрощенное название товара. Поэтому лучше подождать, делая все по-старому, чем наломать дров, пытаясь спешно продраться сквозь дебри нашего законотворчества.