Темы статей
Выбрать темы

Как уточнить эконалог в связи с военным освобождением

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
По материалам категории 117.04 Базы знаний*

* zir.tax.gov.ua/main/bz/view/?src=ques&id=40934

Налоговики не спеша продолжают разъяснять, как уточнить налоговые обязательства по тем налогам, которые охвачены военным освобождением. Наконец очередь дошла и до экологического налога.

Комментируемая консультация предназначена для плательщиков эконалога, зарегистрированных (поставленных на учет) по месту размещения стационарных источников загрязнения, за образование / временное хранение радиоактивных отходов на территориях активных боевых действий (АБД) или временно оккупированных территориях. Определение статуса территорий, напомним, должно происходить по Перечню № 309*.

* Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденный приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309.

Военное освобождение от экологического налога, предусмотренное п.п. 69.16 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, распространяется на налогоплательщиков, которые осуществляют:

1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения (п.п. 242.1.1 НКУ);

2) сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты (п.п. 242.1.2 НКУ);

3) размещение отходов, кроме размещения отходов как вторичного сырья на собственных территориях (п.п. 242.1.3 НКУ);

4) образование радиоактивных отходов и/или временное хранение их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока (п.п. 242.1.5 НКУ).

Такое видение ГНСУ изложила в БЗ 117.04.

Если вышеперечисленные плательщики в течение 2022 — 2023 лет задекларировали налоговые обязательства за объекты, связанные с налогообложением, которые расположены на территориях АБД или временно оккупированных территориях, они могут откорректировать начисленные суммы в сторону уменьшения путем подачи уточняющих деклараций (УД).

В общих чертах мы рассказывали об этом в статье «Отчетность по эконалогу за І квартал 2023 года: учитываем военное освобождение» // «Налоги & бухучет», 2023, № 32. Однако в отношении того, как заполнить такие УД, точнее, соответствующие приложения к ним, где рассчитывается та или иная составляющая эконалога, налоговики на то время не высказались.

И вот наконец такое разъяснение появилось.

Сосредоточимся на приложении 1, в котором осуществляется расчет за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения. Порядок заполнения приложения 2 (за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты) и приложения 3 (за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах) аналогичный. Об уточнении радиоактивной составляющей эконалога налоговики в комментируемой консультации промолчали, поэтому и мы туда не будем лезть.

Вывод документа

Приложение 1 с типом «уточняющее» к декларации с типом «уточняющая» заполняется так:

— в колонки 2 и 4 приложения 1 переносят показатели соответствующих строк приложения 1, период которых уточняется;

— в колонках 3 и 5 приложения 1 проставляется «нуль»

Что предлагают фискалы? Чтобы разобраться с этим, вспомним сначала, как исправить ошибки, допущенные в декларации экологического налога и приложении(ях) к ней, если такое исправление происходит путем подачи УД. В таком случае в УД и приложении(ях) необходимо указать правильные показатели с учетом уточнений (БЗ 107.05).

Общие правила заполнения приложения 1 находим в БЗ 117.05. Там сказано, в частности, что в строке 4 «податкове зобов’язання за звітний (податковий) період» приводят общую сумму налогового обязательства по стационарному источнику загрязнения за отчетный период. А в строках 4.1, 4.2, 4.n определяют налоговое обязательство в отношении каждого отдельного кода загрязняющего вещества, которое выбрасывается стационарным источником загрязнения. При этом:

в колонке 2 «код забруднюючої речовини» строк 4.1, 4.2, 4.n — код загрязняющего вещества в соответствии с приложением 7 к декларации;

в колонке 3 «фактичний обсяг викидів» строк 4.1, 4.2, 4.n — фактические объемы выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарным источником загрязнения;

в колонке 4 «ставка податку» строк 4.1, 4.2, 4.n — ставки, определенные ст. 243 НКУ;

в колонке 5 «величина (к. 3 х к. 4)» строк 4.1, 4.2, 4.n — сумму налога, рассчитанную по приведенной в тексте формуле.

В комментируемой консультации сказано вроде бы то же. И если пойти по такому пути, то уточняющее приложение 1 к УД за освобожденный от эконалога отчетный квартал 2022 или в 2023 года будет выглядеть приблизительно так, как показано ниже на рисунке.

img 1

Однако если немного задуматься, возникает вопрос, а зачем вообще так делать? Не проще ли будет в строке 4 проставить нуль один-единственный раз, а строки 4.1, 4.2, 4.n оставить пустыми во всех колонках, без никаких нулей и другой никому не нужной текстовой информации?

По нашему мнению, такой способ заполнения уточняющего приложения 1 к УД вполне приемлем. В таком случае вам останется только перенести в строку 5 «податкове зобов’язання, що уточнюється» показатель строки 4 приложения 1 за тот период, который уточняется, причем одной суммой, а не в развернутом виде. Тогда в строке 5.2 «зобов’язання, що зменшується» будет определен результат уточнения как разница между завышенными ранее налоговыми обязательствами (строка 5) и нулевыми обязательствами, которые стали такими в результате применения военного освобождения (строка 4). Остальные строки приложения 1 заполнять не надо.

Согласитесь, что такой вариант заполнения куда более простой и понятный, чем тот, который предложили фискалы. А чтобы это стало понятнее и им, можете подать приложение к УД с объяснением об уточнении суммы налогового обязательства.

Обратите внимание! Предложенным нами способом можно воспользоваться в случае уточнения любых отчетных периодов 2022 года. Ведь

за период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года военное освобождение применяется независимо от начала/окончания АБД / временной оккупации

То есть не нужно делить ни 2022 год на период до и после начала войны, ни определенный квартал 2022 года на периоды до и после начала АБД или временной оккупации.

Если же вы будете уточнять эконалог за 2023 год, то в таком случае военное освобождение срабатывает за период с первого числа месяца по последнее число месяца, в течение которых на территориях, где расположены ваши стационарные источники загрязнения, продолжались АБД и/или их оккупация.

Пример. Территория Мировской сельской территориальной громады (ТГ) Никопольского района Днепропетровской области (код по КАТЕТТГ UA12080030000022466) определена как территория АБД с 02.08.2022 по 22.05.2023 (см. п. 2.1 подразд. 2 разд. І Перечня № 309). Начиная с 22.05.2023 эта ТГ приобрела статус территории возможных боевых действий с открытой датой их окончания (см. п. 1.1 подразд. 1 разд. І Перечня № 309).

Это значит, что плательщики эконалога, стационарные источники загрязнения которых расположены на территории этой ТГ, имеют право на военное освобождение от эконалога за весь 2022 год, а также за январь — май 2022 года.

Поэтому чтобы обнулить налоговые обязательства по эконалогу за 2022 год и І квартал 2023 года, такие плательщики могут заполнить все УД по нашим рекомендациям.

А вот если отчетную декларацию за ІІ квартал 2023 года подали с начислениями за весь квартал, теперь следует учитывать, что военное освобождение работало лишь два месяца этого квартала — апрель и май. Эконалог за июнь, получается, начислить надо. Из-за этого строки 4, 4.1, 4.2, 4.n следует будет заполнить развернуто по рекомендациям налоговиков из комментируемой консультации.

И в конце отметим, что с 10.11.2023 вступил в силу приказ Минфина от 07.09.2023 № 488, которым внесены очередные изменения в форму декларации экологического налога, утвержденную приказом Минфина от 17.08.2015 № 715. Это значит, что при самостоятельном исправлении ошибок, допущенных за прошлые налоговые (отчетные) периоды, начиная с указанной даты должна применяться именно эта отчетная форма. Существенных изменений в ней не произошло — просто из нее убрали все упоминания о самостоятельном начислении плательщиком пени. Поэтому все вышесказанное можно смело применять при уточнении эконалога по новой форме.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше