* i.factor.ua/ukr/journals/nibu/2023/october/issue-80/article-126575.html
** Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.
Уже во второй раз Минюст переносит вступление в силу приказа Минюста от 12.07.2023 № 2542/5 (далее — приказ № 2542). Сначала он должен был заработать с 01.10.2023, потом с 01.12.2023.
Теперь же предусматривается, что приказ № 2542 вступит в силу с 1 апреля 2024 года
Напомним: этот документ устанавливает правила, по которым субъекты первичного финмониторинга (в частности и бухгалтеры-ФЛП, аудиторы, предоставители консультаций по вопросам налогообложения, банки) должны были бы уведомлять Минюст о расхождениях между фактическими данными о бенефициарах и той информацией, которая содержится в ЕГР.
Почему расхождения в «бенефициарных» данных опасны для юрлиц?
Есть две глобальных проблемы:
1) штрафы;
2) запись в ЕГР о возможной недостоверности данных о бенефициарах.
Штрафы. Вообще-то за неподачу или несвоевременную подачу госрегистратору данных о бенефициарах санкции угрожают как должностным лицам юрлица (ч. 6 ст. 16611 КУоАП), так и юрлицу в целом (ч. 4 ст. 35 Закона № 755***).
Штрафы, откровенно говоря, большие: админ для должностных лиц юрлица — от 17000 до 51000 грн, а финсанкция для юрлица — от 17000 до 340000 грн.
Возможная недостоверность. Это относительно новый механизм, и пока в действии мы его не видели (и не удивительно, порядка проверок же нет). Он имеет следующий вид.
Когда выявляется какое-то расхождение в данных о бенефициарах, госрегистратор по команде Минюста обращается к юрлицу с требованием предоставить объяснение и подтверждающие документы. В этот период вносится запись о возможной недостоверности «бенефициарной» информации в ЕГР. Если юрлицо игнорирует обращение от госрегистратора, то последний может удалить данные о бенефициарах из реестра.
Если эти данные исключат, то у юрлиц будут проблемы. В частности, такие юрлица сразу будут попадать в категорию клиентов с высоким риском деловых отношений. Или финоперации без установки деловых отношений этих лиц будут считаться рисковыми (ч. 5 ст. 7 Закона № 361****).
Это значит, что банки и другие финучреждения вынуждены будут проводить усиленные мероприятия проверки клиента (ч. 1 ст. 12 Закона № 361). То есть они будут запрашивать у юрлица дополнительные документы, что может тормозить, в частности, перевод средств.
Не удивимся, если банки будут проявлять особое любопытство к операциям тех юрлиц, в отношении которых в ЕГР лишь внесена запись о возможной недостоверности. Потому что в конечном итоге есть еще критерии подозрительности финоперации (деятельности), которые банки и другие финучреждения устанавливают самостоятельно (ст. 21 Закона № 361). В них такая ситуация и может попасть.
Подробно о штрафах, в частности и для юрлиц, а также о записи в отношении возможной недостоверности «бенефициарных» данных читайте в «Налоги & бухучет», 2022, № 75.
Всем ли юрлицам стоит бояться «бенефициарных» санкций после 01.04.2024?
Кто может расслабиться? Выдохнуть могут юрлица, которые:
1) первично не подавали данных о бенефициарах и структуре собственности (то есть вы не успели этого сделать в свое время до 11.07.2022) + изменений в «бенефициарной» информации и структуре не произошло. Причина в том, что теперь существуют новые сроки для подачи данных о бенефициарах. В частности, данные нужно подать в течение 6 месяцев со дня вступления в силу нормативки, которая утверждает форму и содержание структуры собственности и методологию определения юрлицом бенефициара. Но не раньше истечения 90 дней со дня окончания военного положения.
Да, вся необходимая нормативка уже вступила в силу: и положение о форме и содержании структуры собственности, которое существовало еще до войны (см. приказ Минфина от 19.03.2021 № 163), и методология определения бенефициара (см. постановление КМУ от 19.09.2023 № 1011). Но теперь наш ориентир — 91-й день со дня окончания военного положения;
2) вообще не обязаны подавать информацию о бенефициарах. Об этих юрлицах-везунчиках читайте в «Налоги & бухучет», 2022, № 75.
Кому из юрлиц стоит задуматься? Юрлицам, у которых все же происходили «бенефициарные» изменения, стоит быть осторожными.
Напомним: кроме первичной подачи данных о бенефициарах, для юрлиц есть еще обязанность поддерживать эти данные в актуальном состоянии. То есть нужно в течение определенного срока сообщать госрегистратору об изменениях в данных о бенефициарах или структуре собственности. Юрлицо должно обратиться к госрегистратору или нотариусу (который имеет право проводить госрегистрационные действия в отношении юрлиц и ФЛП) в течение 30 рабочих дней со дня возникновения таких изменений.
Однако, по нашему мнению,
юрлицам, у которых состоялись «бенефициарно-структурные» изменения и которые ничего после 01.04.2024 не сделают с информацией в ЕГР, будет угрожать запись о возможной недостоверности данных о бенефициарах
А вот со штрафами не все так однозначно! Вот смотрите.
Берем админштраф для должностных лиц юрлица за пропуск 30-дневного срока. Минюст еще в письме от 09.06.2022 № 44816/55964-26-22/8.4.3 отмечал, что на процесс подачи документов о бенефициарах влияет Закон № 2115*****.
Напомним: данным Законом определено, что на период военного или чрезвычайного положения, в частности, юрлица освобождаются от административной и/или уголовной ответственности за несвоевременную подачу документов, подача которых требуется законом. Сделать это юрлица обязаны в течение 3 месяцев после окончания военного положения.
Следовательно, отсюда вывод: если Закон № 2115 не отменят и/или военное положение не закончится, то даже после 01.04.2024 за пропуск 30-дневного срока админштраф не угрожает.
С финсанкцией, которая налагается на юрлица в целом, сложнее. Она формально не попадает под действие Закона № 2115 (то есть освобождение не должно работать). Но вспомните: Верховный Суд в свое время уже приравнивал финсанкции к административным (см., например, постановление ВС от 22.12.2020 по делу № 260/1743/19 в контексте админ- и финответственности за трудовые нарушения у ФЛП). Поэтому, может, и в таком случае это произойдет, то есть освобождение заработает. Хотя стопроцентной гарантии здесь мы дать, к сожалению, не можем.
Выводы
- Порядок информирования Минюста о расхождениях между фактическими данными о бенефициарах и информацией, которая содержится о них в ЕГР, вступит в силу с 01.04.2024.
- Юрлица, которые первично не подавали данных о бенефициарах и структуре собственности (то есть не успели этого сделать в свое время до 11.07.2022) + изменений в «бенефициарной» информации и структуре не произошло, могут не волноваться. В отношении них негативных последствий после 01.04.2024 быть не должно.
- Юрлицам, у которых состоялись изменения в отношении информации о бенефициарах и/или структуре собственности и которые их не внесут после 01.04.2024, может угрожать запись о возможной недостоверности данных о бенефициарах.
- Запись о возможной недостоверности данных о бенефициарах, скорее всего, усложнит общение юрлица с банком.