По-видимому, всем поставщикам программной продукции уже известно, что начиная с 01.01.2023 прекратила свое действие НДС-льгота, предусмотренная п. 261 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. Следовательно, поставщики программной продукции столкнулись со стандартным НДС-правилом для переходных операций. А именно: если первое событие произошло до 01.01.2023 — льгота работает, а если после этой даты — не работает.
Однако при оплате бюджетными средствами (с казначейского счета) правило первого события (п. 187.1 НКУ) не работает. Зато, налоговые обязательства начисляются исходя из специального правила — на дату поступления средств на банковский счет поставщика (п. 187.7 НКУ). Именно это обстоятельство и предопределяет особые правила НДС-учета переходных операций.
При этом возможны три варианта развития событий. Рассмотрим их все!
Вариант 1. Бюджетные средства поступили авансом до 01.01.2023, а поставка состоялась после этой даты. Это, по-видимому, самая простая ситуация. В таком случае дата налоговых обязательств — до 01.01.2023. Значит, НДС-льгота работает.
Следовательно, на дату поступления средств поставщик составляет льготную НН (с отметкой «Без ПДВ» и кодом ставки «903»). В таком случае фактическая поставка программной продукции в 2023 году на НДС-учете никак не отразится.
Вариант 2. Бюджетные средства поступили после 01.01.2023, а поставка состоялась до этой даты. Эта ситуация намного более неоднозначна, чем предыдущая. Ведь расходная накладная составлена без НДС, договор тоже подписан без НДС да и бюджетные средства распорядителем согласованы в сумме без НДС. Однако фактически средства поступили уже в 2023 году.
Поэтому в соответствии с п. 187.7 НКУ налоговые обязательства начисляются на всю сумму оплаты, и на дату поступления средств составляется обычная НН (с кодом ставки «20»). В этом случае, вопреки расходной накладной, придется составлять НН на сумму с НДС. Собственно, НДС при этом в соответствии с п. 188.1 НКУ следует начислить на договорную стоимость «извне». Этот вывод основывается в том числе на позиции Верховного Суда, который отметил, что при изменении ставки НДС база остается неизменной (постановление от 09.06.2022 по делу № 912/1052/21). Наш комментарий к этому постановлению читайте в статье «При изменении ставки НДС — база налогообложения остается неизменной!».
Иначе говоря, сумму договора следует увеличить на сумму НДС, объяснив такую необходимость тем, что изменились правила налогообложения. При этом бюджетной организации придется просить о выделении дополнительных средств из-за увеличения договорной стоимости на сумму НДС. Кстати, изменение ставок налогов и изменение условий в отношении предоставления налоговых льгот — это прямые основания для изменения условий договора закупки за бюджетные средства (п.п. 6 ч. 5 ст. 41 Закона № 922*). Если же изменить договор не удается, ничего не останется, как платить НДС за собственный счет ☹.
* Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922-VIII.
Вариант 3. Бюджетные средства частично поступили до 01.01.2023, частично — после этой даты. В таком случае на часть оплаты, которая поступила до 2023 года, составляется льготная НН, а на остальную оплату — обычная НН с НДС. При этом цена договора увеличивается лишь на сумму НДС, которая приходится на часть оплаты, поступившую после 01.01.2023.
Как видите, переходные операции с бюджетниками — не такая уже и сложная вещь. Но в любом случае не забудьте «уговорить» вашего контрагента-бюджетника внести изменения в договор в связи с отменой программной льготы. Знаем, что именно это иногда бывает самым сложным...