Темы статей
Выбрать темы

Бронируем военнообязанных по новому порядку

Ушакова Лилия, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
КМУ постановлением от 27.01.2023 № 76 утвердил порядок бронирования военнообязанных по списку военнообязанных во время действия военного положения (далее — Порядок № 76). Он вступил в силу 31.01.2023. Поэтому рассмотрим, кто сможет воспользоваться Порядком № 76 и при каких условиях.

Начнем с того, что новый Порядок № 76 действует параллельно с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 04.02.2015 № 45 (далее — Порядок № 45). Поэтому если вы раньше использовали для бронирования Порядок № 45, то можете и в дальнейшем пользоваться им или же избрать Порядок № 76.

Отсрочки от призыва на военную службу во время мобилизации, которые были предоставлены военнообязанным решениями Минэкономики до вступления в силу Порядка № 76, действуют в течение срока, на который они предоставлены.

Перед тем как ознакомиться с Порядком № 76, отметим, что эта статья для обычных предприятий. Нюансы бронирования в госорганах, ОМС, спецучреждениях ООН, заграничных дипучреждениях в Украине, представительствах донорских учреждений, у исполнителей проектов международной технической помощи, представительств международных организаций, международных и украинских неправительственных организациях, которые реализуют гуманитарные проекты за средства международных партнеров, не рассматриваем.

Кого можно бронировать?

Для начала определимся, что такое бронирование военнообязанных. Это получение через работодателя отсрочки от призыва на военную службу во время мобилизации. Забронированные работники также не подлежат приему на службу в военном резерве (ч. 2 ст. 25 Закона № 3543*).

* Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 № 3543-XII.

Кто же может быть забронирован в соответствии с Порядком № 76? Военнообязанные, работающие на предприятиях, которые:

— имеют установленные мобилизационные задания (заказы), в случае, если это необходимо для выполнения установленных мобилизационных заданий (заказов). Срок отсрочки от призыва на военную службу во время мобилизации равен сроку проведения мобилизации;

— осуществляют производство товаров, выполнение работ и предоставление услуг, необходимых для обеспечения нужд ВСУ, других воинских формирований. Максимальный срок отсрочки — 6 месяцев;

— являются критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период (далее — критически важные).

Максимальный срок отсрочки для военнообязанных, которые работают на критически важных предприятиях, — 6 месяцев

Внимание! Не подлежат бронированию:

1) призывники (работники до 27 лет);

2) лица, которые не находятся в трудовых отношениях с предприятием. Что касается гиг-специалистов, то отвечая на вопрос на брифинге, который состоялся 01.02.2023, специалисты Минэкономики отметили, что гиг-специалисты могут быть забронированы. Но поскольку это прямо не предусмотрено Порядком № 76, то лучше обратиться к Минэкономики с письменным запросом о возможности бронирования гиг-специалистов;

3) лица, которые достигли предельного возраста пребывания в запасе; лица, которые по состоянию здоровья признаны непригодными к военной службе с исключением с воинского учета.

Также не советуем подавать на бронирования работников, которые имеют дефицитную для ВСУ военно-учетную специальность (далее — ВУС). Дело в том, что Главнокомандующим ВСУ принято решение в отношении запрета бронирования военнообязанных, которые имеют следующие дефицитные военно-учетные специальности (см. письмо Минобороны от 11.03.2022 № 220/1469):

— рядового, сержантского и старшинского состава: 003, 004, 008, 015, 016, 019, 021, 028, 029, 034, 035, 036, 037, 039, 047, 048, 054, 055, 058, 065, 069, 070, 071, 072, 110, 113, 117, 118, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 133, 134, 135, 136, 137, 139, 140, 143,144, 145, 146, 147, 153, 163, 178, 183, 184, 210, 216, 220, 221, 223, 225, 233, 234, 245, 248, 250, 251, 260, 261, 262, 265, 267, 307, 320, 323, 326, 333, 340, 379, 381, 382, 383, 403, 420, 460, 474, 500, 501, 502, 503, 507, 525, 527, 528, 530, 531, 538, 543, 544, 549, 550, 554, 569;

— офицерского состава по группам ВУС: 02, 03, 04, 06, 07, 08, 09, 10, 12, 14, 34, 44, 46, 47, 49, 50, 52, 53, 54, 70, 90.

Поэтому по этим ВУС можно получить отказ в бронировании.

Вместе с тем

военнообязанные руководитель предприятия и его заместители подлежат бронированию независимо от воинского звания, возраста и военно-учетной специальности

Интересный момент в отношении заместителей руководителя. Чтобы сработала указанная льгота, нужно, чтобы слово «заместитель» было указано в названии должности работника. На это обращали внимание специалисты Минэкономики на брифинге от 03.02.2023.

Кроме того, также независимо от воинского звания, возраста и военно-учетной специальности подлежат бронированию военнообязанные работники предприятий топливно-энергетического комплекса, перечень которых утверждается Минэнерго.

Поэтому возвращаемся к тем, кого можно забронировать. Бронированием работников будет заниматься их работодатель. В Порядке № 76 речь идет о предприятиях. Однако в устных разъяснениях специалисты Минэкономики указывают, что ФЛП также могут забронировать работников и себя, но на общих с предприятиями условиях.

Как уже отмечали выше, чтобы иметь возможность забронировать своих работников, работодатель должен иметь мобзадание (мобзаказ) или обеспечивать нужды ВСУ (других воинских формирований) или относиться к критически важным предприятиям. С первыми двумя категориями все понятно. Кто относится к критически важным предприятиям? Сейчас расскажем.

Критически важные

Критерии. Правительство определило 7 критериев, по которым происходит определение предприятия критически важным. Перечислим их.

1. Общая сумма налогов, сборов, платежей, начисленных/уплаченных в бюджет, кроме таможенных платежей, в течение отчетного налогового года превышает эквивалент 1,5 млн евро, определенный по средневзвешенному официальному курсу НБУ за тот же период. Подтверждаться этот факт должен справкой контролирующего органа, в котором на учете находится предприятие. Вместе с тем сегодня нет формы такой справки в электронном кабинете.

2. Сумма поступлений в иностранной валюте, кроме кредитов и займов, за отчетный налоговый год превышает эквивалент 32 млн евро, определенный по средневзвешенному официальному курсу НБУ за тот же период. Подтверждается справкой соответствующего обслуживающего банка.

3. Предприятие имеет стратегическое значение для экономики и безопасности государства в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением КМУ от 04.03.2015 № 83.

4. Предприятие имеет большое значение для отрасли национальной экономики или удовлетворения нужд территориальной громады. Критерии определяются центральными органами власти или областными военными администрациями с учетом нужд территориальной громады.

5. Отсутствие задолженности по уплате ЕСВ. Подтверждается справкой ГНС, или извлечением из информационной системы органов ГНС о статусе расчетов плательщика с бюджетом и целевыми фондами, заверенным руководителем предприятия.

6. Размер средней заработной платы застрахованных лиц — работников на предприятии за последний календарный квартал составляет не меньше размера средней заработной платы в регионе за IV квартал 2021 года (в соответствии с данными Госстата). Подтверждается справкой, предоставленной предприятием.

7. Предприятие является резидентом Дія Сіті.

Соответствие. Внимание! Для того чтобы быть критически важным, не обязательно отвечать всем семи критериям. В общем случае

чтобы предприятие было признано критически важным, оно должно отвечать по крайней мере трем из семи критериев

Например, предприятие может быть признано критически важным, если оно (1) является резидентом Дія Сіті, (2) не имеет задолженностей по ЕСВ, а (3) размер средней заработной платы застрахованных лиц — работников за последний календарный квартал составляет не меньше размера средней заработной платы в регионе за IV квартал 2021 года.

Исключения из приведенного правила о «трех из семи» установлены для предприятий:

— топливно-энергетического комплекса;

— которые осуществляет деятельность в сфере здравоохранения, соцзащиты, образования и науки, физической культуры и спорта и относятся к государственной или коммунальной форме собственности с включением в Реестр неприбыльных учреждений и организаций или содержатся за счет средств государственного или местного бюджета, или предоставляют населению безвозмездные услуги, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения, на постоянной основе;

— линейных аудиовизуальных медиа, которые осуществляют эфирное наземное многоканальное (цифровое) телевизионное вещание с использованием радиочастотного ресурса, с информационным и/или информационно-аналитическим контентом, или которые привлечены в систему оповещения, и их аффилированных лиц;

— государственных и коммунальных заведений культуры.

Такие «исключительные» предприятия должны отвечать минимум двум критериям из приведенных семи для того, чтобы в отношении них было принято решение о признании критически важным.

Обращение. Если предприятие понимает, что «попадает» по критериям, то, чтобы получить статус критически важного, оно обращается в центральный орган исполнительной власти, другой государственный орган, орган государственного управления, юрисдикция которого распространяется на всю территорию Украины (по сфере управления или отрасли национальной экономики), или в областную, Киевскую и Севастопольскую городские госадминистрации (военные/военно-гражданские администрации — в случае их образования)), на территории юрисдикции которых оно расположено.

Интересно, что, по мнению специалистов Минэкономики, предприятие должно самостоятельно определиться, к кому оно будет обращаться. Это может сыграть роль, если оно хочет воспользоваться таким критерием, как «важность для отрасли национальной экономики или удовлетворения нужд территориальной громады». Так, если вы «бьете» на важность для отрасли, то, возможно, есть смысл обращаться в профильное министерство, если же на важность для тергромады, то в соответствующую госадминистрацию. А они, в свою очередь, разработают дополнительные критерии, которые позволят им определить, на самом ли деле вы для них важны.

Если же предприятие не имеет профильного министерства, то оно может обратиться или напрямую в Минэкономики, или в соответствующую госадминистрацию.

К обращению (составляется в произвольной форме) следует приложить:

1) копии подтверждающих документов, что предприятие является критически важным (соответствие критериям см. выше);

2) информацию о поданной налоговой отчетности за последний календарный квартал. Она подтверждается:

— копией налоговой декларации с отметками (штампами) контролирующего органа, который получил налоговую декларацию, с указанием даты ее получения, или

— квитанцией о приеме налоговой декларации в случае ее подачи средствами электронной связи, или

— квитанцией контролирующего органа, на который возложены функции в отношении результатов проверки и приема пакета отчетных документов налогоплательщиков, или

— почтовым уведомлением с отметкой о вручении контролирующему органу в случае отправления налоговой декларации по почте.

Орган, в который пришло обращение предприятия, (1) принимает решение о (не)соответствии предприятия критериям и (не)определении его критически важным и (2) информирует о принятом решении предприятие. Кроме того, если предприятие определено критически важным, то копию такого решения этот орган посылает в Минэкономики и Генеральному штабу ВСУ (СБУ, Службы внешней разведки).

Предприятие подтверждает статус критически важного раз в году.

Процедура бронирования

Шаг 1. Составляем списки работников, которых желаем забронировать, по форме из приложения 1 к Порядку № 76. Их можно составить в бумажной и/или электронной форме.

При составлении учитываем категории, которые нельзя забронировать (см. выше). Кроме того, нет смысла подавать на бронирование работников, которые не подлежат призыву на военную службу во время мобилизации в соответствии со ст. 23 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 № 3543-XII (ср. ). Иначе они просто займут место тех, кто мог быть забронирован.

Внимание! По общему правилу

количество военнообязанных, которые подлежат бронированию, должно составлять 50 % количества военнообязанных предприятия на дату подачи списка

Однако в случае наличия обоснованной потребности количество военнообязанных, которые подлежат бронированию, может быть увеличено.

Кроме того, указанное ограничение не применяется к предприятиям топливно-энергетического комплекса, перечень которых утверждается Минэнерго.

Обратите внимание, что в списках есть графа «Військове звання, номер військово-облікової спеціальності (профіль)». Раньше (в период действия предыдущего Порядка бронирования, который был утвержден постановлением КМУ от 03.03.2022 № 194, далее — Порядок № 194) Минагрополитики информировало, что номера ВУС должны отвечать приказу Минобороны от 07.09.2020 № 317, Перечню, утвержденному приказом Минобороны от 20.06.2012 № 412/ДСК. Следствием невыполнения может быть отказ ТЦК и СП (бывший военкомат) в бронировании. Считаем, что с утратой силы Порядка № 194 в этом вопросе ничего не изменилось.

За соответствие учетных данных военнообязанных, указанных в списке, их военно-учетным документам отвечают руководители предприятий, ставя свою подпись под списком. Поэтому идеальным является вариант, когда перед формированием списка предприятие сверит имеющиеся у него данные с их военно-учетными документами военнообязанных. А еще лучше провести сверку с ТЦК и СП.

Шаг 2. Формируем справку о количестве военнообязанных по форме согласно приложению 2 к Порядку № 76.

Шаг 3. Составляем обоснование. Форма — произвольная. Вместе с тем есть требования в отногении того, что обязательно должно быть указано в обосновании.

Предприятия, которые имеют мобзадание (мобзаказ), в обосновании указывают:

— дату приема и номер акта КМУ, решения центрального или местного органа исполнительной власти, другого госоргана, ОМС об установлении (доведении) мобилизационного задания (заказа) предприятию, дата и номер заключенного договора (контракта) на выполнение предприятием мобилизационного задания (заказа);

— информацию о соответствии учетных данных военнообязанных, указанных в списке, их военно-учетным документам.

Предприятия, которые обеспечивают ВСУ и другие воинские формирования, в обосновании указывают информацию о:

— производстве товаров, выполнении работ и предоставлении услуг для обеспечения нужд ВСУ, других воинских формирований, дату и номер заключенного государственного контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ и предоставление услуг, необходимых для обеспечения нужд ВСУ, других воинских формирований;

— соответствии учетных данных военнообязанных, указанных в списке, их военно-учетным документам.

Критически важные предприятия в обосновании указывают:

— дату принятия и номер решения об определении предприятия критически важным;

— информацию о соответствии учетных данных военнообязанных, указанных в списке, их военно-учетным документам.

Что это за информация о соответствии, которую хотят видеть в обосновании? Это что-то где-то нужно заверять? Нет, просто в обосновании следует указать, что учетные данные военнообязанных, указанные в списке, отвечают их военно-учетным документам. Таким образом Минэкономики снимает с себя ответственность в случае отказа в бронировании из-за ошибок, которые были допущены работодателем.

Шаг 4. Подаем списки вместе со справкой и обоснованием в соответствующий орган, а именно предприятия, которые:

— имеют мобзадание (мобзаказ) — в госорган, который его установил (довел);

— обеспечивают ВСУ и другие воинские формирования — в центральный орган исполнительной власти, который осуществляет руководство ВСУ, другими воинскими формированиями, в интересах которых такие предприятия осуществляют производство товаров, выполняют работы, предоставляют услуги, или в Минстратегпром;

— являются критически важными — в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере соответствующей, или соответствующей областной, Киевской и Севастопольской городской госадминистрации, или соответствующей областной, Киевской и Севастопольской городской военной/военно-гражданской администрации (в случае ее образования), на территории юрисдикции которой они расположены.

Дальше часть работы проводится без участия предприятия. Так, орган, который получил документы от предприятия:

1) проводит проверку полноты заполнения списка, наличия предоставленного к нему обоснования, а также соблюдения предприятием требований в отношении количества военнообязанных, которые подлежат бронированию;

2) подает список со справкой и обоснованием на согласование Генштабу ВСУ (СБУ, Службе внешней разведки).

Согласованные списки Генштаб ВСУ (СБУ, Служба внешней разведки) подает Минэкономики, которое и принимает решение о бронировании военнообязанных.

В свою очередь, Минэкономики посылает решение о бронировании военнообязанных тем, кто подавал списки, а также Генштабу ВСУ (СБУ, Службе внешней разведки).

Генштаб ВСУ (СБУ, Служба внешней разведки) в трехдневный срок доводит указанное решение к сведению соответствующих ТЦК и СП (соответствующих подразделений СБУ, подразделений Службы внешней разведки).

Дальше в игру опять вступает предприятие.

Шаг 5. После получения приказа Минэкономики формируем и выдаем каждому забронированному работнику извлечение из приказа Минэкономики о бронировании военнообязанного. Форма извлечения приведена в приложении 3 к Порядку № 76.

Выдаем извлечение под подпись в ведомости выдачи бланков специального воинского учета. Составляется такая ведомость по форме согласно приложению 4 к Порядку № 76.

Извлечение, заверенное подписью руководителя и печатью (в случае ее наличия) предприятия, является документом, который подтверждает предоставление военнообязанному отсрочки

Шаг 6. В пятидневный срок со дня выдачи извлечения забронированному работнику посылаем в ТЦК и СП (СБУ, Службе внешней разведки), где этот работник находится на воинском учете, уведомление о бронировании военнообязанного. Форма уведомления в приложении 5 к Порядку № 76.

ТЦК и СП (СБУ, Служба внешней разведки) на основании полученного решения о бронировании военнообязанных зачисляет такого военнообязанного на специальный воинский учет.

Внимание! Предоставленная отсрочка от мобилизации может быть аннулированная до окончания срока ее действия. Случаи, когда это может произойти, приведены в п. 12 Порядка № 76. Это (1) завершение предприятием выполнения мобзадания (мобзаказа) или его отмена; (2) завершение предприятием обеспечения ВСУ, других воинских формирований; (3) лишение предприятия статуса критически важного; (4) увольнение военнообязанного с предприятия.

Аннулирование отсрочки осуществляется по решению Минэкономики на основании обоснованного представления предприятия.

В пятидневный срок со дня принятия решения предприятие изымает у военнообязанного извлечение из приказа о бронировании и посылает его в ТЦК и СП (СБУ, Службе внешней разведки), где военнообязанный находится на воинском учете.

Дата изъятия у военнообязанного извлечения из приказа о бронировании указывается в ведомости выдачи бланков специального воинского учета (приложение 4 к Порядку № 76).

Именно такой порядок аннулирования прописан в п. 12 Порядка № 76. Правда, в случае увольнения работника этих пяти дней может не быть. Поэтому нужны дополнительные разъяснения Минэкономики.

Отчетность

Она квартальная. О численности забронированных военнообязанных по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, предприятия составляют отчет по форме, которая приведена в приложении 6 к Порядку № 76.

Внимание! Если предприятие имеет структурные подразделения и/или филиалы (независимо от их местонахождения), то в отчет оно включает сводные показатели по предприятию и его подразделениям/филиалам.

Подают сформированный отчет до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предприятия, которые:

— имеют мобзадания (мобзаказы) — в тот госорган, ОМС, который привлекал их к выполнению таких заданий (заказов);

— обеспечивают ВСУ и другие воинские формирования — в центральный орган исполнительной власти, который осуществляет руководство ВСУ, другими воинскими формированиями, в интересах которых такие предприятия осуществляют производство товаров, выполняют работы, предоставляют услуги, или в Минстратегпром;

— являются критически важными — в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере соответствующей, соответствующей областной, Киевской и Севастопольской городской администрации, на территории юрисдикции которой они расположены, Секретариат КМУ. Скорее всего, имеется в виду, что отчет подают тому органу, через который осуществляли бронирование. Хорошо было бы получить по этому вопросу разъяснение Минэкономики.

Выводы

  • С 31.01.2023 действует новый порядок бронирования военнообязанных, которые находятся в запасе.
  • Забронировать своих работников могут предприятия, которые имеют мобзадание (мобзаказ) или осуществляют производство товаров/работ/услуг для нужд ВСУ, других военных формирований или являются критически важными.
  • По общему правилу, забронировать можно 50 % количества военнообязанных предприятия на дату подачи списка.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше