Темы статей
Выбрать темы

Перечень территорий, освобожденных от налогов: как пользоваться

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Еще в начале весны 2022 года законодатели из-за войны с рашистами ввели немало послаблений в уплате имущественных налогов, а именно освободили многих субъектов от уплаты платы за землю и налога на недвижимость. Чтобы можно было воспользоваться этим освобождением, Кабмин должен был утвердить соответствующий Перечень территорий. Такой Перечень появился только в последние дни 2022 года и был утвержден не Кабмином, а Минреинтеграции. Можно ли пользоваться этим Перечнем для получения освобождения и как именно им пользоваться, обсудим дальше.

Имущественные освобождения

Основы. Как только было введено ВП, законотворцы сразу освободили многих субъектов хозяйствования от уплаты определенной части налога на имущество, а именно от уплаты:

платы за землю, как в части земналога, так и в части арендной платы;

налога на недвижимость.

При этом сроки и порядок освобождения для этих налогов разные. Поэтому дальше коротко вспомним общие правила освобождения, предоставленные юрлицам.

Плата за землю. Всем собственникам земель, а также пользователям государственных и коммунальных земель законодатели дали право не начислять и не уплачивать плату за землю (как в части земельного налога, так и в части арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности) на период с 01.03.2022 по 31 декабря года, следующего за годом, в котором прекращено или отменено ВП (п.п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Учитывая это, а также тот факт, что на сегодня ВП будет продолжаться, как минимум, до 19.02.2023, можно говорить, что собственники земучастков и пользователи государственной и коммунальной земли:

могли не уплачивать плату за землю за 10 месяцев 2022 (с марта по декабрь);

— могут не уплачивать ее в 2023 году в течение всего года;

имеют право не уплачивать плату за землю в 2024 году также в течение всего года.

К сведению! Именно так на сегодня позволяет делать п.п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. В то же время никто не гарантирует, что это освобождение от уплаты платы за землю законодатели могут урезать. Но об этих возможностях здесь говорить не будем. Пока что освобождение есть и действует оно именно так.

Под это военное освобождение попадают не любые земли (земельные доли (паи)), а только те, которые:

расположены на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или временно оккупированы. При этом перечень таких освобожденных территорий определяет Кабмин. О нем читайте дальше;

определены областными военными администрациями (ОВА) как загрязненные взрывоопасными предметами и/или на которых имеются фортификационные сооружения. Чтобы понять, отнесены ли ваши земли к землям, которые освобождены от платы за землю по этим основаниям, следует получить справку ОВА с информацией о загрязнении или о наличии фортификационных сооружений.

Налог на недвижимость. Собственники недвижимости имеют право на освобождение от уплаты налога на недвижимость за (п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ):

1) жилую недвижимость за период с 1 марта 2022 по 31 декабря 2022.

При этом под освобождение попадали объекты жилой недвижимости, в том числе их части, которые:

расположены на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или временно оккупированы;

— стали нежилыми в связи с военной агрессией рф.

Поскольку освобождение было дано только на 2022 год, то

в 2023 году рассчитывать на освобождение от налога на недвижимость в отношении жилой недвижимости не следует

Впрочем, если жилая недвижимость стала не пригодной для проживания после 01.03.2022, то формально из этой нормы следует, что налог можно не платить начиная именно с 01.03.2022, а не с того момента, когда она стала нежилой.

В то же время освобождение от уплаты налога на недвижимость, которое предоставлено для нежилых объектов, не ограничено только 2022 годом. Дело в том, что по правилам п.п. «ґ» п.п. 266.2.2 НКУ и в мирное время от уплаты этого налога освобождались объекты жилой недвижимости, в том числе в связи с аварийным состоянием, признанные нежилыми согласно решению сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной громады. То есть если ваша жилая недвижимость стала не пригодна для проживания, то освобождение действует постоянно, без привязки к 31.12.2022;

2) нежилой недвижимости — за период с 01.03.2022 по 31 декабря года, в котором прекращено или отменено ВП.

Опираясь на это, а также учитывая, что ВП будет продолжаться как минимум до 19.02.2023, можно смело говорить, что освобождаются от налога на недвижимость собственники нежилой недвижимости:

в 2022 за 10 месяцев года;

— в течение всего 2023 года.

В то же время под это освобождение попадают не все объекты нежилой недвижимости, а только те, которые расположены на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или временно оккупированы. Дальше поговорим о Перечне таких территорий.

Немножко истории

Чтобы воспользоваться вышеупомянутыми военными освобождениями (как от платы за землю, так и от налога на недвижимость), Кабмин должен был утвердить Перечень территорий, которые попадают под освобождение, а именно Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия, и территорий, временно оккупированных рашистами.

Было бы идеально, если бы Кабмин это сделал еще в начале вторжения. Но он этого не сделал ни сразу, ни через месяц от этой даты, ни через квартал, ни через полгода, ни через 9 месяцев. Поэтому у субъектов хозяйствования, которые владели землей и недвижимостью и/или пользовались землей, возникал практически в течение всего 2022 года вопрос:

попадают ли их объекты недвижимости и земучастки под военные освобождения?

Без утвержденного Кабмином Перечня дать точный ответ на этот вопрос было невозможно.

Конечно, все плательщики самостоятельно могли определить, оккупирована ли территория, где находятся их земли и/или недвижимость, и велись (ведутся) ли на ней боевые действия. Но этот факт не гарантировал им 100 % уверенность в том, что они правильно определили, попадает ли их земля или недвижимость под освобождение.

Масла в огонь подливали и налоговики. Они говорили, что можно откорректировать свои налоговые обязательства (те, которые были начислены на 2022 год при подаче годовой декларации на 2022) путем подачи уточняющей декларации только после утверждения Кабмином перечня территорий, которые попадают под освобождение (БЗ 106.07 утратила силу 01.01.2023 и БЗ 111.05 утратила силу 27.05.2022).

Конечно, такие требования фискалов можно было игнорировать. Ведь плательщик налога имеет право в любой момент провести уточнение, если считает, что он в декларации допустил ошибку (начислил больше налога, чем нужно). Но встречались и очень назойливые налоговики, которые звонили по телефону и очень настойчиво рекомендовали не уточняться до появления освобожденного Перечня или требовали восстановить уже уменьшенные обязательства, говоря о том, что права уточнить субъект не имел, или даже говорили, что уточненные декларации признают недействительными (хотя такого права у них нет, если отчетность подана по действующей форме).

Так продолжалось вплоть до конца 2022 года. До тех пор, пока Кабмин таки не решил утвердить Перечень территорий, которые попадают под освобождение. Кажется, что здесь могло пойти не так? Кабмин формирует и утверждает Перечень, и все живут долго и счастливо. Но нет. Кабмин реши быть оригинальным.

Он решил, что у него нет времени выполнять указание НКУ, и потому постановлением от 06.12.2022 № 1364 перевел эту обязанность на Минреинтеграции. При этом, чтобы Минреинтеграции исполнило возложенную на него обязанность, оно должно было утвердить такой перечень по форме согласно приложению к постановлению № 1364 и перед утверждением согласовать такой перечень с Минобороны. Об этом читайте в «Перечня оккупированных территорий до сих пор нет! И льгот, получается, тоже. Пока что…» // «Налоги & бухучет», 2022, № 95.

Как бы то ни было,

сами налоговики отмечали, что в делегировании Минреинтеграции права утвердить Перечень территорий, которые попадают под освобождение, нет ничего противозаконного

Так, в БЗ 111.05 (не действует с 01.01.2023) они заявили, что поскольку Правительством полномочия по разработке Перечня делегированы Минреинтеграции, то после утверждения и официального обнародования нового Перечня, составленного с соблюдением требований постановления № 1364, налогоплательщики смогут откорректировать свои налоговые обязательства.

Другое дело, что на сегодняшний день налоговики в своих устных разъяснениях начинают отказываться от своих слов. Сегодня все чаще звучит от них мнение, что сейчас есть юридическая коллизия между нормами НКУ и постановлением КМУ, которым делегировано право определять Перечень территорий, которые попадают под освобождение Мининтеграции. И до тех пор, пока она не будет решена, а именно не будут внесены дополнительные изменения в НКУ или в постановление КМУ, воспользоваться военными освобождением от уплаты платы за землю и налога на недвижимость плательщики налога не смогут. Хотя по большому счету это просто отговорки и не желание предоставить увольнение предприятиям, которые и так сильно пострадали от войны.

Минреинтеграции, в отличие от Кабмина, решило не тянуть «кота за хвост» и практически сразу приказом от 22.12.2022 № 309 утвердило соответствующий перечень. См. «Перечень оккупированных территорий есть! Как им воспользоваться?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 99.

Как пользоваться Перечнем

Тем налогоплательщикам, которые откроют Перечень освобожденных территорий, может показаться, что в нем есть очень много данных, которые не нужные для получения освобождения от уплаты платы за землю и налога на недвижимость. Так, в частности, в этом Перечне можно увидеть два раздела, а именно:

«Раздел І. Территории, на которых ведутся (велись) боевые действия». В этот раздел попали два подраздела:

«1. Территории возможных боевых действий». В отношении каждой такой территории в нем определена дата возникновения возможности боевых действий. А вот дата прекращения возможности боевых действий теперь не проставлена;

«2. Территории активных боевых действий». В отношении каждой такой территории Перечень определяет дату начала боевых действий. При этом дата завершения боевых действий проставлена лишь для некоторых территорий. Это значит, что на остальных территориях боевые действия на момент утверждения Перечня еще продолжаются»

«Раздел ІІ. Временно оккупированные территории Украины». Здесь, как и в предыдущем подразделе, дата начала временной оккупации есть для всех территорий, а дата завершения — нет. То есть такие территории на момент утверждения Перечня остаются оккупированными.

Такая структура Перечня освобожденных земель, а особенно наличие в нем отдельно выделенных территорий возможных боевых действий, может вызывать у налогоплательщиков обеспокоенность по поводу того, что наличие таких уточнений может побуждать налоговиков к выдумкам.

Они могут, например, начать говорить, что те территории, которые указаны в подразделе возможных боевых действий, вообще не имеют права на освобождение, потому что возможные — это же не реальные боевые действия. Или, например, начнут говорить, что те территории, которые включены в подраздел активных боевых действий, имеют право на льготу только в течение срока, когда там велись боевые действия, а в другие периоды времени ВП такого освобождения они не имеют.

На наш взгляд, такой произвол фискалов вряд ли возможен, а если кто-то и будет так делать, то такие их действия будут незаконными. Дело в том, что Кабмин в постановлении № 1364, которым он делегировал Минреинтеграции право утвердить Перечень, позаботился, чтобы такого не случилось. Так, в п. 1 постановления № 1364 прямо сказано, что:

во-первых, к территориям, на которых ведутся (велись) боевые действия, включаются территории возможных боевых действий и территории активных боевых действий. То есть Кабмин считает, что

все территории, которые будут содержаться в разделе І Перечня, утвержденного Минреинтеграции, независимо, попадут они в подраздел возможных или активных боевых действий, будут считать такими, на которых ведутся (велись) боевые действия

во-вторых, территории, для которых не определена дата завершения боевых действий (дата прекращения возможности боевых действий) или временной оккупации, считаются такими, на которых ведутся боевые действия, или временно оккупированными. То есть Кабмин уточняет, что территории, которые попадут в подразд. 1 разд. І, будут считать такими, на которых ведутся боевые действия, а те, которые попали в подразд. 2 разд. І, это территории, где велись боевые действия. Из этого следует, что указанная в Перечне дата окончания боевых действий не влияет на возможность применения этого освобождения. Освобождение по НКУ получают и те территории, где указана дата окончания активных боевых действий, и к тому же в течение всего периода, указанного в НКУ.

Учитывая все это, считаем, что выделение в вышеупомянутом освобожденном Перечне территорий возможных и активных боевых действий не имеет никакого влияния на возможность или невозможность получения освобождения от платы за землю и налога на недвижимость.

То есть, на наш взгляд,

если территория попала в вышеупомянутый Перечень, то работает военное освобождение от уплаты платы за землю и налога на недвижимость

Это подтверждает и сам НКУ. В частности, пп. 69.14 и 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ дают освобождение за сам факт расположения на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или на временно оккупированных территориях. А тот факт, что Перечень идентифицирует освобожденные территории как-то по-особому, на возможность не платить плату за землю и налог на недвижимость не влияет.

Все остальные показатели, которые указаны в этом Перечне, нужны для других целей, а не для налоговых. А именно для выплаты помощи на проживание внутренне перемещенным лицам. Такая помощь выплачивается жителям всех территорий, включенных в Перечень, если для них не определена дата завершения боевых действий (дата прекращения возможности боевых действий) или временной оккупации. На этом акцентирует внимание и Кабмин.

Выводы

  • Плату за землю, а также налог на недвижимость, но только за нежилую недвижимость, можно не платить и в 2023-м, если земля и/или недвижимость находятся на освобожденной территории.
  • Перечень освобожденных территорий утвердило Минреинтеграции после того, как такую обязанность на него возложил Кабмин.
  • Освобождение от платы за землю и налога на недвижимость получают объекты, упомянутые в Перечне территорий, на которых велись (ведутся) боевые действия (то есть территорий активных и возможных боевых действий) или которые временно оккупированы, утвержденном Минреинтеграции.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше