Темы статей
Выбрать темы

Выполнение старых налоговых обязанностей после ухода со спецЕН: позиция налоговой

Децюра Сергей, налоговый эксперт
По материалам категории 111.07 Базы знаний*

* zir.tax.gov.ua/main/bz/view/?src=ques&id=40291

Вывод документа

Плательщик спецЕН имеет право без штрафов уплатить налоговые обязательства по плате за землю за январь 2022 года и следующие отчетные месяцы 2022 — 2023 лет, которые предшествуют переходу на спецЕН, в течение 60 календарных дней со дня перехода на старую систему налогообложения

Хотя эта консультация касается платы за землю, но ее вывод очень важен для спецЕНщиков и в отношении прочих налогов, особенно для НДС. Дальше объясним, почему именно.

Послабление по срокам для спецЕН. Законодатели еще в начале введения спецЕН установили специфические правила выполнения налоговых обязательств именно для плательщиков спецЕН (в том числе и специфические сроки для регистрации НН/РК и подачи отчетности по НДС и т. п.).

А именно в абзаце тринадцатом п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ сказано, что плательщикам, которые перешли на спецЕН, дано право исполнить налоговую обязанность, предельный срок выполнения которой приходится на период начиная с 24 февраля 2022 года и до дня их перехода на спецЕН, без штрафов в течение 60 календарных дней со дня перехода на систему налогообложения, на которой они находились до избрания спецЕН.

При этом, как видно из этих формулировок, плательщикам спецЕН дано право воспользоваться бесштрафным 60-дневным сроком только в отношении тех обязанностей, срок выполнения которых истек до перехода на спецЕН.

В случае, когда до даты перехода на спецЕН предельный срок выполнения налоговых обязанностей не истек, рассчитывать на применение бесштрафного 60-дневного срока выполнения налоговых обязанностей после отказа от спецЕН сугубо формально не следует. По крайней мере об этой ситуации в НКУ никаких щадящих норм не предусмотрено.

Есть ли здесь логика? Логику введения этого подхода понять было сложно. Ведь при буквальном прочтении вышеупомянутых правил лицо, которое стало плательщиком спецЕН:

— избегало ответственности за фактически допущенные нарушения до перехода на спецЕН;

формально попадало под штраф, если перейдя на спецЕН, не могло исполнить налоговую обязанность за период до перехода на спецЕН. Речь, например, идет о случаях регистрации НН/РК, подачи отчетности по НДС, уплаты НДС-обязательств и т. п. Ведь как только лицо стало плательщиком спецЕН, его НДС-статус замораживается и выполнение НДС-обязанности за период до перехода на спецЕН становится невозможным. Хотя если разобраться, то в этом случае ответственности быть не должно. Ведь нельзя штрафовать субъекта, когда он физически не мог исполнить определенную обязанность. В этом случае будут отсутствовать вина плательщика и умысел (см. «Как работает вина и умысел в налоговых штрафах» // «Налоги & бухучет», 2022, № 82).

Поэтому, на наш взгляд, было бы логично, чтобы вышеописанные сроки касались

обязанностей, срок выполнения которых наступил не до перехода на спецЕН, а после перехода

Исключение из этого правила касается только:

— НДС-обязанности у налогоплательщиков, которые избрали спецЕН в начале полномасштабного вторжения (например, с 01.04.2022 и по 27.05.2022) и из-за приостановки работы ЕРНН в этот период (с 24.02.2022 до 27.05.2022) не могли исполнять налоговые обязанности по НДС военного периода (например, регистрировать военные НН/РК, подавать НДС-отчетность);

— случая, когда лицо перешло на спецЕН до даты окончания перенесенного на июль п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ предельного срока выполнения НДС-обязанности февраля — мая 2022.

Вот в этих двух случаях вполне логично обязанности выполнить уже после возвращения со спецЕН (в течение 60 календарных дней после возвращения со спецЕН) — когда к плательщику вернутся права и возможность плательщика НДС.

Подробно об этом читайте в «Спецсроки выполнения налоговых обязанностей для тех, кто перешел на спецЕН» // «Налоги & бухучет», 2023, № 29.

Что думают фискалы. В комментируемом разъяснении налоговики наконец четко высказались о применении спецсрока, установленного в абзаце тринадцатом п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Причем подход фискалов, честно говоря, удивил в позитивном смысле этого слова.

Дело в том, что они заявили: 60-дневный спецсрок касается выполнения военных обязанностей, предельный срок выполнения которых окончился до перехода на спецЕН, а также приходится уже на период работы на спецЕН.

Этот вывод касается выполнения обязанностей по уплате платы за землю. Но, по идее, такой вывод должен распространяться на любой налог, в том числе НДС.

Кроме того, тот факт, когда субъект хозяйствования перешел на спецЕН (до 27.05.2022, до даты введения +60-дневного спецсрока или после этой даты), во внимание принимать не следует. Их вывод касается всех, кто был на спецЕН.

Как видим, налоговики решили не опираться на буквальное прочтение действия нормы о спецсроке, а исходить из возможности исполнить налоговые обязанности.

А именно налоговики считают, что под действие 60-дневного срока попадают обязанности:

предельный срок выполнения которых приходится на период от введения в действие ВП. Так, например, плата за землю осуществляется ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца (п. 287.3 НКУ). Поэтому не удивительно, что, по мнению фискалов, под действие 60-дневного срока подпадают обязанности по плате за землю, которые возникли начиная с обязанностей за январь 2022 года. Ведь срок их уплаты 02.03.2022, то есть он приходится на период после начала ВП. Хотя, по логике, эти обязанности (то есть обязанности, предельный срок исполнения которых окончился до перехода на спецЕН) под 60-дневный спецсрок попадать не должны;

предельный срок выполнения которых приходится на период после перехода на спецЕН. При этом касается это отчетных периодов, которые предшествуют дате перехода на спецЕН. Так, например, если субъект стал плательщиком спецЕН с 20 июня 2022, то под действие 60-дневного срока попадают как налоговые обязанности последнего отчетного периода, которые идут перед периодом перехода на спецЕН, то есть налоговые обязанности по плате за землю за май, так и налоговые обязанности отчетного периода, в котором лицо стало плательщиком спецЕН, то есть налоговые обязанности по плате за землю за июнь 2022-го.

Тот факт, что срок уплаты обязательств по плате за июнь приходится на период, когда лицо уже работало на спецЕН, налоговиков не смущает. В разъяснении они отмечают:

под этот 60-дневный срок подпадают также обязанности, срок уплаты которых приходится на 30-й календарный день после отчетного месяца, который предшествует переходу на спецЕН и входит в период пребывания на спецЕН

Следовательно, если считать, что лицо избрало спецЕН, например, 15 августа 2022 года, то под 60-дневный срок выполнения налоговых обязанностей подпадает период январь — август 2022-го. А учитывая то, что спецЕН намереваются отменить с 1 августа 2023-го, то исполнить вышеупомянутую обязанность без штрафа нужно будет не позже 30.09.2023.

Конечно, такой подход фискалов немножко нарушает нормы абзаца тринадцатого п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, которыми установлено действие спецсрока. Но вряд ли кто-то будет обжаловать такой подход.

В то же время, чтобы быть уверенным в том, обязанности каких периодов подпадают под действие 60-дневного спецсрока, советуем получить в свой адрес такое разъяснение.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше