Сначала напомним, что законопроект № 8401 был принят Верховной Радой (ВР) 30.06.2023 во втором чтении и в целом. Им предусмотрено, что изменения вступят в силу с 01.08.2023. Теперь есть несколько проектов постановлений ВР, которые блокируют дальнейшее продвижение принятого документа. Но, скорее всего, они существенную роль уже не играют. И изменения, как и планировалось, вступят в силу с 01.08.2023. Об этих изменениях мы уже неоднократно рассказывали. См., например, «Законопроект № 8401 принят: что изменили в последний момент» // «Налоги & бухучет», 2023, № 54, «Законопроект № 8401: обзор налоговых изменений» // «Налоги & бухучет», 2023, № 52. Сегодня продолжаем анализировать некоторые переходные вопросы.
«Вновь созданный» плательщик спецЕН не желает автоматически становиться плательщиком ЕН 5 %
Вновь созданный субъект хозяйствования (СХ) перешел на спецЕН с даты госрегистрации. Законопроект № 8401 предусматривает автоматический перевод таких плательщиков с 01.08.2023 со спецЕН на «обычный» ЕН с безНДСной ставкой 5 %. Но СХ не желает работать на обычном ЕН. Есть ли варианты, чтобы с 01.08.2023 перейти на общую систему налогообложения?
Если СХ, который стал плательщиком спецЕН с даты госрегистрации, не хочет, чтобы его автоматически перевели на обычный ЕН 5 %, то ему нужно успеть не позже 31.07.2023 подать заявление об отказе от спецЕН. Тогда с 01.08.2023 он перейдет на общую систему налогообложения.
Теперь разберемся с этим подробнее.
Законопроектом № 8401 предусмотрено, что вновь созданные субъекты хозяйствования, которые со дня государственной регистрации избрали спецЕН, после отмены спецЕН с 01.08.2023 автоматически считаются плательщиками ЕН группы 3 с безНДСной ставкой 5 % (абз. 2 нового п.п. 91.1 подразд. 8 разд. XX НКУ).
В этой норме речь идет именно об автоматическом (то есть без заявления плательщика) возвращении со спецЕН.
В то же время такие плательщики могут воспользоваться другой «общей» нормой (п.п. 9.9 подразд. 8 разд. XX НКУ), в которой сказано, что плательщик имеет право самостоятельно (путем подачи заявления) отказаться от спецЕН с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором принято такое решение. В таком случае налогоплательщик считается применяющим систему налогообложения, на которой он находился до избрания спецЕН, кроме случая, если в заявлении об отказе от спецЕН плательщик указал о переходе на уплату прочих налогов и сборов.
Следовательно, эта норма
позволяет плательщику, который подлежит автоматическому возвращению на «классический» ЕН, подав заявление, перейти со спецЕН сразу на общую систему налогообложения
Заявление необходимо подать не позже окончания месяца, который будет предшествовать месяцу отмены спецЕН. То есть не позже 31.07.2023.
При этом используем форму заявления о применении упрощенной системы налогообложения, которая утверждена приказом Минфина от 16.07.2019 № 308. Она единая для всех случаев: и для «захода» на ЕН/спецЕН, и для «соскока» со ЕН/спецЕН, и для внесения изменений в Реестр плательщиков ЕН.
Как отмечают налоговики (БЗ 107.01.08, правда, для ФЛП, но подход универсален для всех СХ), заявление в этом случае надо подать с отметкой «Відмова» и заполнить в нем поля 1 — 4 и 5.5. При этом в поле 5.5 «Відмова від спрощеної системи оподаткування» заполняется:
— дата (период) отказа от ЕН (это будет дата — 01.08.2023);
— причины отказа от упрощенной системы налогообложения. Как причину отказа следует избрать «самостійна відмова у зв’язку з переходом на сплату інших податків та зборів».
Плательщик переходит на общую систему налогообложение с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление.
Можно ли «задним числом» перейти на ставку ЕН 5 % плательщику, который был до спецЕН плательщиком НДС
До перехода на спецЕН СХ был плательщиком НДС на общей системе налогообложения. С 01.08.2023 в связи с отменой спецЕН СХ будет автоматически возвращен на общую систему. При этом законопроект № 8401 предусматривает спецнорму, что если СХ до 01.09.2023 подает заявление о переходе на «обычный» ЕН, то будет считаться плательщиком ЕН уже с 01.08.2023. Можно ли плательщику НДС в этом случае в заявлении избрать безНДСную ставку ЕН 5 %. Будет ли СХ в таком случае плательщиком НДС в августе 2023 года?
Считаем, что такой переход «задним числом» с 01.08.2023 на ЕН 5 % будет невозможен — налоговики на это не согласятся. Потому что, собственно, и сейчас они не видят возможной ситуацию, когда плательщик НДС после спецЕН сразу переходит на ставу ЕН 5 %. То есть не допускают ситуацию «общесистемщик с НДС / плательщик ЕН 3 % с НДС → спецЕН → плательщик ЕН 5 % без НДС». А мы фактически будем иметь аналог этой ситуации.
Теперь разберемся с этим подробнее.
Смотрите. Действительно, принятым законопроектом № 8401 закреплена переходная специальная норма (п.п. 91.4.4 подразд. 8 разд. XX НКУ), позволяющая плательщикам, которые в 2023 году были на спецЕН, после отмены спецЕН или добровольного отказа от него
повторно перейти в 2023 году на «обычный» ЕН
При этом на «обычный» ЕН можно перейти:
1) как по общим правилам — с IV квартала 2023 года (подав заявление о переходе на ЕН не позже чем за 15 календарных дней до начала квартала);
2) так и воспользовавшись спецнормой, которая предусматривает, что
если СХ подаст заявление о переходе на ЕН до 1 сентября 2023 года, то он будет считаться плательщиком ЕН «задним числом» — с 01.08.2023
Именно этот второй вариант нас и интересует.
Спецнорма содержит условие: если на 01.08.2023 СХ не был плательщиком НДС, то, чтобы быть плательщиком ЕН с 01.08.2023, он может перейти лишь на безНДСную ставку ЕН 5 %.
А вот об обратном случае, который нас и интересует, — когда плательщик на 01.08.2023 был плательщиком НДС, а теперь «задним числом» (с 01.08.2023) желает перейти на безНДСную ставку 5 % ЕН, прямо ничего не сказано.
Но считаем, что такой переход будет невозможным. И связано это именно с тем моментом, что плательщик по спецнорме считается плательщиком ЕН «задним числом» (с 01.08.2023).
Налоговики вряд ли примут от СХ заявление о переходе на безНДСную ставку с 01.08.2023, если по состоянию на 01.08.2023 СХ является зарегистрированным плательщиком НДС.
Да, с одной стороны и нормами НКУ (п.п. «в» п. 184.1 НКУ), и Положением № 1130* (п. 5.6 разд. V) предусмотрено, что если плательщик включен в Реестр плательщиков ЕН с безНДСной ставкой — это является основанием для аннулирования его НДС-регистрации.
Но здесь следует обратить внимание на другую сторону этой ситуации.
Если теоретически представить, что заявление о переходе на ЕН 5 % с 01.08.2023 будет принято, то тогда регистрация плательщика НДС должна быть аннулированная последним днем июля 2023 года. Автоматическая отмена спецЕН происходит с 01.08.2023. То есть если СХ не отказывался от спецЕН, то на 31.07.2023 он еще является плательщиком спецЕН. А во время пребывания плательщика на спецЕН его НДС-регистрация не может быть аннулированной. То есть у налоговиков нет физической возможности аннулировать НДС-регистрацию 31.07.2023. А это уже является преградой для того, чтобы плательщик мог считаться с 01.08.2023 плательщиком ЕН с безНДСной ставкой 5 %.
Кроме того, если регистрация плательщика НДС аннулируется, то плательщику нужно подать декларацию за последний отчетный период (в т. ч. с начисленными «компенсирующими» НО, как по «аннулирующему» п. 184.7, так и по спецЕН-норме). Если теоретически представить, что НДС-регистрация аннулирована 31.07.2023, то получается, что последним отчетным периодом является период июль 2023 года. Но этот период опять приходится на время пребывания на спецЕН, и декларация за этот период плательщиком подаваться не может. То есть это вновь подтверждает, что период аннулирования НДС может приходиться только на период после возвращения со спецЕН. В нашем случае — не раньше 01.08.2023, что несовместимо с применением с этой же даты безНДСной ставки ЕН 5 %.
Учитывая все это,
можно практически с уверенностью сказать, что у плательщика не примут заявление о переходе «задним числом» (с 01.08.2023) на ЕН с безНДСной ставкой 5 %, если по состоянию на 01.08.2023 плательщик является зарегистрированным плательщиком НДС
А если его и примут и включат в Реестр плательщиков ЕН, то это повлечет проблемы, связанные с подачей последней декларации по НДС, или даже может привести к аннулированию статуса плательщика ЕН.
Выводы
- Вероятнее всего, новые нормы из законопроекта № 8401 таки заработают с 01.08.2023.
- Если «вновь созданный» плательщик спецЕН не желает автоматически переходить на ЕН 5 % с 01.08.2023, а хочет перейти на общую систему, то ему следует не позже 31.07.2023 подать заявление об отказе от спецЕН.
- Если до перехода на спецЕН субъект хозяйствования был плательщиком НДС на общей системе налогообложения, то ему вряд ли удастся перейти с 01.08.2023 (то есть «задним числом») на ЕН 5 %, подав заявление о переходе на ЕН до 1 сентября 2023 года. Налоговики, считаем, на это не согласятся.