Темы статей
Выбрать темы

Аванс получили, товар еще не купили: когда начислять «минбазный» НДС?

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
По материалам категории 101.16 Базы знаний*

* zir.tax.gov.ua/main/bz/view/?src=ques&id=40388

Вывод документа

По мнению налоговиков, если после получения предоплаты за товар (который еще не приобретен) установлено, что его цена покупки превышает фактическую цену поставки, то «минбазную» налоговую накладную (НН) с типом причины «15» составляют на дату первого события операции по приобретению

По правилам п. 188.1 НКУ налоговые обязательства (НО) по НДС начисляют исходя из договорной стоимости поставляемых товаров/услуг и с учетом правила минбазы. Поэтому база налогообложения не может быть ниже минимального порога (и, в частности, для покупных товаров (услуг) — не ниже их цены приобретения).

Но что если предоплата поступила, а товар еще не приобретен и цена покупки пока что не известна. Когда начислять «минбазные» НО?

В таком случае НО по НДС начисляют поэтапно:

— сперва по первому событию (авансу) начисляют обычные (поставочные) НО — исходя из договорной стоимости товаров (и составляют обычную НН на покупателя), а вот

«минбазные» НО налоговики предлагают начислять (и «минбазную» НН с типом причины «15» составлять) уже при покупке товара (т. е. по первому событию операции по приобретению: получению (оприходованию) товара или перечислению оплаты за него поставщику). Мол, так как уже на эту дату становится известна стоимость приобретения, а значит, и сумма превышения минбазы над договорной ценой. Заметим, что раньше на этот счет у налоговиков была неопределенность и в отмененных БЗ (см. БЗ 101.16) их выводы были не до конца понятны. Но в этой новой комментируемой БЗ фискалы однозначно уже сформулировали свою позицию.

Однако считаем, что правильно начислять «минбазные» НО на дату отгрузки (поставки) товара покупателю (а не при его приобретении). Ведь основанием для возникновения НО по НДС является именно поставка, а не покупка товара. А дата приобретения товаров ни первым, ни вторым событием для операции поставки не является. Хотя, по версии налоговиков, в таком случае возможно занижение НО в периоде приобретения. А вот штраф за нерегистрацию «минбазной» НН (при наличии зарегистрированной НН с другой датой, нежели хотят налоговики) в таком случае неприменим (подробнее см. «Ошибки в самовыписанных НН при правильном заполнении декларации: могут ли быть последствия?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 56).

Впрочем, заметим, что по правилам п. 15 Порядка заполнения НН, утвержденного приказом Минфина от 31.12.2015 № 1307, плательщику разрешено не позднее последнего дня месяца составлять сводную «минбазную» НН (т. е. по выбору плательщика «минбазную» НН можно составить или индивидуальную, или сводную). Поэтому если приобретение и дальнейшая отгрузка товара покупателю произошли в одном и том же месяце, то при составлении сводной НН это принципиальной роли не сыграет, поскольку «минбазные» НО в любом случае попадут в сводную «минбазную» НН по итогам месяца.

Если же события (приобретение и отгрузка товара покупателю) приходятся на разные периоды, то аргументировать начисление «минбазных» НО именно на дату отгрузки, к примеру, можно тем, что изначально товар приобретали не для данной операции поставки, а отгрузить именно его в счет поступившей предоплаты решили только на дату отгрузки. А потому именно на дату отгрузки и было установлено превышение цены приобретения над договорной ценой.

Подробнее об определении «минбазных» НО в разных ситуациях см. «Минбаза НДС: как определить?» // «Налоги & бухучет», 2021, № 85, а о составлении «минбазной» налоговой накладной — «НН на минбазу» // «Налоги & бухучет», 2022, № 48.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше