Темы статей
Выбрать темы

Расчет больничных: количество уважительных причин увеличено

Ушакова Лилия, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
КМУ постановлением от 02.06.2023 № 561 (далее — постановление № 561) внес изменения в Порядок исчисления средней зарплаты для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию и расширил перечень уважительных причин. Рассмотрим, что изменилось.

Нужны ли были изменения, о которых сегодня говорим? Да! Более того, они опоздали почти на год. Рассказываем.

19.07.2022 вступил в силу Закон Украины от 01.07.2022 № 2352-ІХ, который урезал перечень гарантий, установленных ч. 3 ст. 119 КЗоТ для работников, призванных/принятых на военную службу. Так, до указанной даты за период освобождения от работы в связи с призывом/приемом на военную службу по таким работникам сохраняли место работы, должность и средний заработок. С 19.07.2022 за работниками, которые проходят военную службу, начали сохранять только должность и место работы, а среднюю зарплату уже нет.

Допустим, что кого-то из этих работников увольняют с военной службы. Он возвращается на работу к своему работодателю, и ему открывают впоследствии больничный лист.

Что будем иметь в расчетном периоде для определения среднедневной зарплаты? Период прохождения военной службы, который начиная с 19.07.2022 работодатель не обязан оплачивать. Можно ли было этот неоплаченный период выбросить из расчета? До анализируемых сегодня изменений, внесенных постановлением № 561 в Порядок № 1266*, нет. Дело в том, что Порядок № 1266 не определял такой период как уважительную причину неработы.

* Порядок исчисления средней зарплаты для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 № 1266.

Против исключения из расчетного периода периода, в течение которого работник не работал в связи с призывом/приемом на военную службу и за который не сохранялся средний заработок, в свое время выступал и ПФУ (см. письмо Пенсионного фонда от 06.03.2023 № 7765-6270/У-03/8-2800/23 // «Налоги & бухучет», 2023, № 20).

К чему это приводило? К уменьшению суммы среднедневной зарплаты и общей суммы больничных.

Что изменилось?

Перечень уважительных причин, который приведен в п. 3 Порядка № 1266, был дополнен постановлением № 561. С 07.06.2023 (с даты вступления в силу постановления № 561) уважительными причинами, период действия которых исключаем из общего количества дней в расчетном периоде, являются:

— временная нетрудоспособность;

— отпуск в связи с беременностью и родами;

— отпуск для ухода за ребенком до 3 (6 — по медпоказаниям) лет;

— отпуск без сохранения заработной платы;

— приостановка действия трудового договора в связи с военной агрессией рф против Украины;

(новое!) период, в течение которого работник проходил военную службу (срочную, по призыву лиц офицерского состава, по призыву во время мобилизации, на особый период, по призыву лиц из числа резервистов в особый период или по контракту) во время действия особого периода сроком до его окончания или до дня фактического увольнения, и за ним не сохранялся работодателем средний заработок за такой период.

Таким образом, если начало страхового случая пришлось на 07.06.2023 или позже, из расчетного периода исключаете также период, в течение которого работник проходил военную службу и за ним не сохранялся средний заработок.

Аналогично действуете, если рассчитываете среднедневную сумму зарплаты работнику резидента Дія Сіті.

Ключевые вопросы

Вопрос первый.

Следует ли перерассчитывать среднедневную зарплату по страховым случаям, которые начались до 07.06.2023?

Нет. Это не предусмотрено изменениями в Порядок № 1266. То есть старые больничные не трогаете. По новым — смотрите на дату начала страхового случая.

Пример 1. Работник болеет с 06.06.2023. В расчетном периоде (июнь 2022 года — май 2023 года, 365 к. дн.) он проходил военную службу с 01.06.2022 по 05.05.2023. Общая сумма зарплаты за расчетный период: 30214,08 грн, в том числе сохраненная средняя «военная» зарплата за период с 01.06.2022 по 18.07.2022 — 15814,08 грн, заработок за май 2023 года после увольнения с военной службы — 14400 грн. За период прохождения военной службы с 19.07.2022 по 05.05.2023 средняя зарплата не сохранялась, добровольные выплаты не проводились.

Временная нетрудоспособность работника началась до вступления в силу постановления № 561. Поэтому оснований исключать из расчетного периода период военной службы работника, за который работодателем средняя не сохранялась, нет.

Среднедневная зарплата составит:

30214,08 грн : 365 к. дн. = 82,78 грн.

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что при применении обновленного перечня уважительных причин обращаете внимание именно на дату начала страхового случая. Дата получения листка нетрудоспособности или дата назначения больничных/пособия по беременности и родам здесь не имеют значения. На таком подходе в применении изменений в Порядок № 1266 настаивал ПФУ в письме от 27.03.2023 № 2800-030401-8/16053 (ср. ).

Пример 2. Используя условия примера 1, допустим, что начало временной нетрудоспособности работника пришлось на 07.06.2023.

В этом случае следует уменьшить общее количество календарных дней в расчетном периоде (365 к. дн.) на количество календарных дней, в течение которых работник проходил военную службу и за ним не сохранялся средний заработок (с 19.07.2022 по 05.05.2023, 291 к. дн.).

Среднедневная зарплата составит:

30214,08 грн : (365 к. дн. - 291 к. дн.) = 408,30 (грн).

Как видите, разница в размере среднедневной зарплаты в примере 1 и примере 2 существенная.

Переходим к следующему вопросу.

Начиная с 19.07.2022 работодатель начислял добровольные выплаты работникам, которые проходят военную службу. Исключать ли этот период из общего количества дней в расчетном периоде?

На наш взгляд, здесь все зависит от того, как такая добровольная выплата была классифицирована работодателем в его внутренних документах. Здесь возможны следующие варианты (см. статью «Добровольные выплаты солдатам предприятия: последствия» // «Налоги & бухучет», 2022, № 59).

Вариант 1. Работодатель с 19.07.2022 продолжил добровольно сохранять среднюю зарплату за работниками, призванными/принятыми на военную службу. Такую выплату он отнес в фонд оплаты труда на основании п.п. 2.2.12 Инструкции № 5* — оплата за неотработанное время работникам, которые привлекаются к выполнению государственных или общественных обязанностей.

* Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.2004 № 5.

В таком случае считаем, что период, за который эта выплата начислена, не нужно исключать из расчетного периода. Дело в том, что п. 3 Порядка № 1266 относит к уважительным причинам время, в течение которого работник проходил военную службу и за ним не сохранялся работодателем средний заработок. В рассматриваемом случае средний заработок сохранен.

Вариант 2. Работодатель определил добровольную выплату как материальную помощь, которая имеет систематический характер (п.п. 2.3.3 Инструкции № 5), или как выплату социального характера в денежной форме (п.п. 2.3.4 Инструкции № 5).

При таком развитии событий, на наш взгляд, следует выполнить требования п. 3 Порядка № 1266 и уменьшить общее количество дней в расчетном периоде на количество дней действия уважительной причины — времени, в течение которого работник проходил военную службу и за ним не сохранялся работодателем средний заработок.

Хорошо, общее количество дней уменьшили на дни действия уважительной причины. А как быть с добровольными выплатами, например, с матпомощью, которая начислена за этот период?

Если формально читать Порядок № 1266, то такие добровольные выплаты должны остаться в расчете. Смотрите сами. В п. 3 Порядка № 1266 указано, что среднедневная зарплата исчисляется путем деления начисленной за расчетный период зарплаты, на которую начислен ЕСВ, на количество календарных дней пребывания в трудовых отношениях в расчетном периоде без учета календарных дней, не отработанных по уважительным причинам. О необходимости исключать из расчета выплаты, начисленные за период действия уважительных причин, нет ни слова.

Однако теперь имеем письмо ПФУ от 07.04.2023 № 13488-15877/Р-03/8-2800/23, в котором пенсионщики настаивают, что если месяц не был отработан полностью по уважительным причинам, то и дни такого месяца, и выплаты, которые в нем начислены, исключаем из расчета нетрудоспособной средней.

Остается вопрос в отношении «переходящих» месяцев, в которые наряду с добровольными выплатами могли начисляться другие выплаты, которые попадают в расчет. Пример — июль 2022 года, когда работник мог получить среднюю за время военной службы, которая начислена за период с 1 по 18 июля 2022 года, и добровольную матпомощь за период с 19 июля. Скорее всего, пенсионщики будут настаивать на исключении добровольной выплаты, которая начислена за период действия уважительной причины. Но, конечно, получить разъяснение от ПФУ будет не лишним.

Выводы

  • КМУ дополнил перечень уважительных причин, которые приведены в п. 3 Порядка № 1266.
  • При применении обновленного перечня уважительных причин обращайте внимание именно на дату начала страхового случая.
  • Если начало страхового случая пришлось на 07.06.2023 или позже, из расчетного периода исключаете также период, в течение которого работник проходил военную службу и за ним не сохранялся средний заработок.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше