Темы статей
Выбрать темы

Электронные деньги, «подотчетная революция»: первые разъяснения от налоговиков

Казанова Марина, налоговый эксперт
Налоговики проанализировали свежие изменения в НКУ, внесенные Законом № 2888*. Есть ли какие-то интересности в их письме (Информационное письмо ГНСУ № 2/2023**)? Давайте посмотрим.

* Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины в отношении платежных услуг» от 12.01.2023 № 2888-ІХ.

** tax.gov.ua/data/material/000/544/656891/InfoList2_2023.pdf

Начнем с того, что Закон № 2888 (в основном его нормы вступят в силу с 01.04.2023) является сателлитом Закона о платежных услугах*.

* Закон Украины «О платежных услугах» от 30.06.2021 № 1591-IX.

А Закон о платежных услугах, среди прочего, предусматривает два важных нововведения:

— первое — он «узаконивает» (предоставляет правовое регулирование) расчеты электронными деньгами;

— второе — предоставляет право пользователям (в т. ч. и субъектам хозяйствования ) открывать платежные счета у небанковских предоставителей платежных услуг. То есть расчеты могут проводиться не только через банковские счета, но и через платежные счета, открытые у небанковских предоставителей платежных услуг. В частности, такими небанковскими предоставителями платежных услуг (у которых могут открываться платежные счета) могут быть операторы почтовой связи.

Собственно Закон № 2888

направлен на то, чтобы урегулировать налоговые нормы, которые касаются расчетов электронными деньгами и расчетов через платежные счета, открытые у небанковских предоставителей платежных услуг

Расчеты электронными деньгами — это какие?

Налоговики в информписьме информируют плательщиков о том, что Законом № 2888 предусмотрена, в частности, возможность:

1) осуществлять уплату налогов электронными деньгами;

2) плательщикам единого налога — принимать оплату за товары/работы/услуги электронными деньгами. Кстати, эту норму мы уже подробно анализировали (см. статью «Единоналожникам позволили принимать электронные деньги: так ли все просто?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 14);

3) предоставлять под отчет/командировки электронные деньги.

Отметим, что Закон о платежных услугах позволяет осуществлять электронными деньгами не только эти расчеты.

Так, субъекты хозяйствования могут электронными деньгами принимать оплату от покупателей / рассчитываться со своими контрагентами. И Закон № 2888 регулирует налоговые вопросы таких «оплат». В частности, он устанавливает, когда в этом случае возникают налоговые обязательства и налоговый кредит по НДС (подробнее об этом будет сказано дальше).

Но здесь стоит обратить внимание на два важных момента.

Что имеется в виду под электронными деньгами. Налоговики в письме ограничились цитированием термина «электронные деньги» из Закона о платежных услугах. Но отметим, что если расчет в соответствии с законодательством должен осуществляться в гривне (а напомним, уплата налогов, расчеты между резидентами должны осуществляться исключительно в гривне), то он должен осуществляться

электронными деньгами, номинированными в гривне через электронные кошельки, открытые субъектом хозяйствования у эмитента электронных денег — резидента Украины, который имеет соответствующее разрешение от НБУ на осуществление операций с электронными деньгами

Кто может быть такими эмитентами, названо в ст. 57 Закона о платежных услугах. В частности, такими эмитентами могут быть:

банки, которые включены НБУ в Реестр эмитентов электронных денег;

небанковские учреждения — при условии, что они имеют соответствующие лицензии НБУ на право осуществления операции.

Поэтому расчеты электронными деньгами между резидентами Украины, уплата налогов должны осуществляться именно через электронные кошельки, открытые у эмитента электронных денег — резидента Украины, который имеет соответствующее разрешение от НБУ на такие операции.

Если оплату получаете от нерезидента, то возможно получение такой оплаты и на электронный кошелек в валюте, открытый у предоставителя платежных услуг — нерезидента. Но только при условии, что иностранное платежное учреждение-нерезидент (1) в соответствии с законодательством государства, в котором оно зарегистрировано, имеет право предоставлять платежные услуги и (2) обеспечивает погашение (выведение) этих электронных денег из электронного кошелька и одновременно осуществляет перечисление средств на текущий счет субъекта хозяйствования в банке Украины. При этом сумма операции не должна превышать размера (в эквиваленте по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному НБУ на дату осуществления операции), предусмотренного ст. 20 Закона о предотвращении*. То есть не должна превышать порога в 400 тыс. грн (разд. VIII Положения № 210**).

* Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 06.12.2019 № 361-IX.

** Положение о выпуске электронных денег и осуществлении платежных операций с ними, утвержденное постановлением правления НБУ от 29.09.2022 № 210.

Военное ограничение на расчеты электронными деньгами. Нормы Закона № 2888 в отношении расчетов электронными деньгами (в т. ч. возможности уплаты налогов электронными деньгами / приема оплаты за товары электронными деньгами плательщиками единого налога) вступают в силу с 01.04.2023. Однако теперь в соответствии с п. 16 постановления НБУ от 24.02.2022 № 18 на время военного положения временно приостановлены операции по выпуску, распространению электронных денег, пополнению электронных кошельков электронными деньгами банками-эмитентами электронных денег. Поэтому

расчеты электронными деньгами станут доступны, скорее всего, только после отмены военного положения

А вот на расчеты через платежные счета небанковских платежных учреждений подобные ограничения на время военного положения формально не установлены.

Электронные кошельки и платежные счета на учете у налоговиков

Как только налогоплательщик откроет электронный кошелек у резидента — эмитента электронных денег или откроет платежный счет у небанковского предоставителя платежных услуг,

об этом сразу (в тот же день) будут проинформированы налоговики

Это прямо прописано в обновленном п.п. 69.2 НКУ. И на это обращают внимание налоговики в информписьме. Расходные операции по электронным кошелькам или платежным счетам небанковских платежных учреждений могут осуществляться только после того, как эти счета «возьмет на учет» налоговая.

Есть переходные нормы в отношении того, в какой срок должны быть проинформированы налоговики об электронных кошельках / платежных счетах, которые были открыты до вступления в силу Закона № 2888 (то есть до 01.04.2023). О таких электронных кошельках/счетах предоставители платежных услуг / эмитенты электронных денег должны сообщить налоговикам в течение одного месяца со дня прекращения или отмены военного положения (п.п. 69.32 подразд. 10 разд. XX НКУ).

ФЛП должен проинформировать о своем предпринимательском статусе

Если предприниматель открывает электронный кошелек у эмитента электронных денег или открывает платежный счет у небанковского предоставителя платежных услуг для предпринимательских целей, то он

обязательно должен проинформировать о своем предпринимательском статусе эмитента электронных денег (который ему открывает электронный кошелек) или небанковского предоставителя платежных услуг (у которого он открывает платежный счет)

Если предприниматель не предоставит информацию о своем предпринимательском статусе — это угрожает ему штрафом в размере 680 грн (п. 118.3 НКУ).

Взыскание средств, которые содержатся на электронных кошельках / платежных счетах

Электронные кошельки, открытые субъектами хозяйствования у эмитентов электронных денег, и платежные счета небанковских платежных учреждений

приравниваются по сути к обычным банковским счетам

Поэтому, как предусмотрено нормами НКУ, к средствам, которые содержатся на электронных кошельках и платежных счетах, открытых в небанковских платежных учреждениях, могут применять те же средства взыскания, что и к средствам, которые содержатся на банковских счетах.

Возможность уплаты налогов и сборов электронным деньгами

Как мы упоминали в начале, Закон № 2888 предоставляет плательщикам возможность уплачивать налоги и сборы электронными деньгами (обновленный п. 35.2 НКУ). Средства с электронного кошелька будут сразу зачисляться на казначейские счета соответствующих налогов/сборов. При этом, учитывая ограничения НБУ на расчеты электронными деньгами, которые установлены на время военного положения, скорее всего, возможность уплачивать налоги электронными деньгами появится только после окончания военного положения.

Следует обратить внимание и на то, что

электронными деньгами не могут перечисляться средства на единый счет для уплаты налогов/сборов и не может уплачиваться ЕСВ

На это обращают внимание налоговики.

Отметим также, что налоги и сборы можно будет также уплачивать с платежных счетов, открытых в небанковских платежных учреждениях. Причем через такие счета можно будет уплачивать и ЕСВ (обновленная редакция ч. 7 ст. 9 Закона № 2464*).

* Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI.

Эмитенты электронных средств / небанковские предоставители платежных услуг будут нести ответственность за нарушение срока зачисления налогов и сборов, которое случилось по их вине.

Налогоплательщику пеня не начисляется, а начисленная подлежит аннулированию, если несвоевременное зачисление средств случилось по вине эмитента платежных услуг / небанковского предоставителя платежных услуг.

Возврат ошибочных и/или излишне уплаченных средств в бюджет

Предусмотрено, что такие средства могут возвращаться и на платежные счета небанковских платежных учреждений. Об электронных кошельках упоминания здесь нет.

Бюджетное возмещение НДС

Предусмотрено, что бюджетное возмещение НДС может зачисляться не только на банковские счета, но и на платежные счета, открытые в небанковских платежных учреждениях. При этом, как указывают налоговики в информационном письме, «впервые плательщик налога имеет право заявить сумму отрицательного значения НДС к бюджетному возмещению на счет у небанковского предоставителя платежных услуг за отчетный период апрель 2023 года».

НДС vs расчеты электронными деньгами / средствами на платежных счетах

В информационном письме налоговики обращают внимание на следующие моменты:

1) операции по выпуску, погашению электронных денег не являются объектом НДС. Следовательно, происходят без НДС (п.п. 196.1.5 НКУ);

2) при расчетах за товары/услуги электронными деньгами или с помощью платежных счетов, открытых в небанковских платежных учреждениях, если оплата является первым событием:

налоговые обязательства возникают на дату зачисления электронный денег на электронный кошелек / на дату зачисления средств на платежный счет. Это предусмотрено обновленным п. 187.1 НКУ. При этом налоговики в письме почему-то используют формулировку: «на дату перечисления электронных денег покупателем на электронный кошелек поставщика»;

налоговый кредит возникает на дату списания электронных денег с электронного кошелька / на дату списания средств с платежного счета (обновленный п. 198.2 НКУ);

3) если плательщик применяет кассовый метод — то этот же кассовый метод касается и получения оплаты электронными деньгами.

«Подотчетная революция»

В информационном письме налоговики проинформировали плательщиков и об изменениях, которые вступят в силу с 01.04.2023 (тоже предусмотрены Законом № 2888) в вопросах подтверждения командировочных расходов и подотчетных расходов. Мы этот вопрос уже анализировали в статье «Подотчетная революция» // «Налоги & бухучет», 2023, № 12 (ср. ).

Собственно, дополнительных «интересных» разъяснений по этому поводу письмо не содержит. Налоговики лишь акцентируют внимание на нововведениях. Коротко напомним суть новаций.

1. Количество дней пребывания работника в командировке с 01.04.2023 должно подтверждаться не только приказом. Дополнительно к приказу обязательно должен быть хотя бы один документ, который подтверждает факт пребывания работника в командировке. Дополнительных деталей в отношении этой нормы информационное письмо не содержит.

2. Есть обновления в перечне документов, которыми могут подтверждаться командировочные расходы (удостоверяется стоимость расходов). Новый перечень подтверждающих документов от нынешнего почти не отличается. Но некоторые отличия есть. В частности, теперь не упоминаются как обязательные посадочный талон и расчетные документы на приобретение транспортных билетов. В то же время определено, что операции по счету, к которому эмитированы платежные инструменты, следует подтверждать выписками и/или сведениями с этого счета (об этом еще скажем дальше).

При этом налоговики обращают внимание на то, что

без документального подтверждения расходы будут считаться доходом физлица, которое находится в командировке или которому выданы средства под отчет

Также должно быть документальное подтверждение связи командировки с хозяйственной деятельностью работодателя / командирующей стороны (в частности, но не исключительно, нужны следующие документы: приглашение принимающей стороны, деятельность которой совпадает с деятельностью работодателя / командирующей стороны; заключенный договор или контракт; другие документы, которые устанавливают или удостоверяют желание установить гражданско-правовые отношения; документы, удостоверяющие участие командированного лица в переговорах, конференциях или симпозиумах, других мероприятиях, которые проводятся по тематике, совпадающей с хозяйственной деятельностью работодателя / командирующей стороны). Иначе расходы будут считаться налогооблагаемых доходом физлица.

3. Если расходы были оплачены с помощью платежного инструмента (корпоративной или личной картой) или его реквизитов — то нужно также подтвердить факт списания средств. А именно стоимость расходов должна быть удостоверена

выпиской и/или сведениями со счета в электронной или бумажной форме, которая содержит определенную законом информацию о выполненных платежных операциях по счету, к которому эмитирован такой платежный инструмент

4. Увеличены сроки подачи подтверждающих документов в случае, если расходы оплачивались с помощью платежных инструментов (корпоративных или личных).

5. Определены случаи, когда должен подаваться Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, а когда он не подается. Так, Отчет с 01.04.2023 надо подавать только при:

а) наличии налогооблагаемого дохода с целью расчета суммы налога (то есть когда появляются основания удержать НДФЛ и ВС с таких сумм);

б) использование плательщиком налога наличности сверх суммы суточных расходов (включая наличность, полученную с применением платежных инструментов).

6. За счет электронных денег могут проводиться (но не будут относиться к налогооблагаемым) документально подтвержденные расходы на организацию и проведение приемов, презентаций, праздников, развлечений и отдыха, приобретение и распространение подарков, в установленных пределах, которые осуществлены таким плательщиком и/или другими лицами с рекламными целями.

Повторим, что более подробно об этих нововведениях читайте в статье «Подотчетная революция» // «Налоги & бухучет», 2023, № 12.

Налог на прибыль: «Дія Сіті» и страховщики

Также налоговики обратили внимание на изменения, которые касаются налога на прибыль. Но они затрагивают узкий круг плательщиков. Так,

для резидентов «Дія Сіті», которые избрали особый режим обложения налогом на прибыль, установлено, что с 01.04.2023 к событиям, которые происходят по операциям, являющимся объектами налогообложения, будет относиться уплата средств наличностью или со счетов не только в украинских банках, но и небанковских предоставителях платежных услуг / электронных кошельков, открытых в эмитентах электронных денег;

для страховщиков — внесены некоторые изменения в корректирующую налоговую разницу по страховым резервам (п.п. 141.1.3 НКУ). Финрезультат до налогообложения страховщика корректируется на разницу между приростом (убылью) сформированных в соответствующем отчетном периоде в соответствии с МСФО страховых резервов и приростом (убылью) соответствующих резервов, рассчитанных по методике, определенной НБУ (а не уполномоченным органом, который осуществляет государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг).

Выводы

  • С 01.04.2023 вступят в силу изменения в НКУ в отношении электронных денег, а также изменения касательно подотчета.
  • В частности, станет возможной уплата налогов и сборов электронными деньгами. Плательщикам единого налога можно будет электронными деньгами принимать оплату за товары/работы/услуги.
  • Однако теперь (на время военного положения) в отношении электронных денег установлены определенные ограничения. Также следует отличать «настоящие» электронные деньги от инструментов, которые ими не являются (в соответствии с действующим законодательством).
  • В НКУ будут прописаны даты возникновения налогового кредита и налоговых обязательств по НДС при расчетах за товары/услуги электронными деньгами.
  • Вопросы подтверждения командировочных расходов и подотчетных расходов будет регулировать обновленный п. 170.9 НКУ.
  • Если расходы были оплачены корпоративной или личной картой (платежным инструментом) или с помощью их реквизитов, то нужно будет также подтвердить факт списания средств со счета, к которому эмитирована карта (платежный инструмент). При этом будут установлены новые (увеличенные) сроки подачи работодателю соответствующих подтверждающих документов.
  • Также по-новому будут определены случаи, когда должен подаваться Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше