Вывод документа
КМУ утвердил Порядок проведения Пенсионным фондом проверок обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности
Сразу снимаем градус напряжения. Порядок проведения Пенсионным фондом проверок обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности, утвержденный комментируемым постановлением КМУ (далее — Порядок № 185), не регулирует вопросы проверок страхователей в отношении правомерности назначения и правильности расчета ими нетрудоспособных пособий по больничным листам. Однако знать об этом Порядке страхователям будет не лишним. Почему? Рассказываем.
Не часто, но случались на практике ситуации, когда у страхователя с листками нетрудоспособности происходит чехарда. Например, электронные больничные дублируются бумажными листками нетрудоспособности или больничный открыт на работника, который не обращался к врачу, или поступил листок нетрудоспособности на лицо, которое никогда не работало у этого страхователя. Что в таком случае делать? Ответ на этот вопрос дает Порядок № 185, который вступил в силу с 07.03.2023.
Страхователь (работодатель) или само застрахованное лицо может обратиться к ПФУ с просьбой проверить обоснованность выдачи больничного листа.
Такое обращение является основанием для принятия территориальным органом Пенсионного фонда решения о проведении проверки сомнительных листков нетрудоспособности (см. пп. 3 и 4 п. 5 Порядка № 185).
Целью проверки листков нетрудоспособности является осуществление контроля обоснованности формирования (выдачи):
— листков нетрудоспособности. Их проверяют уполномоченные должностные лица тероргана ПФУ и/или уполномоченные врачи;
— медицинских заключений о временной нетрудоспособности. Их проверяют исключительно уполномоченные врачи.
Интересно, что в электронной системе здравоохранения выбор уполномоченного врача проводится автоматизировано с учетом принципа экстерриториальности. То есть обработка и проверка медзаключений будет проводиться уполномоченным врачом, который осуществляет деятельность исключительно в регионе, другом нежели тот, в котором расположено заведение здравоохранения, или ФЛП, врачи которых сформировали медицинские заключения.
Срок проведения проверки — до 10 календарных дней.
Справка о проведенной проверке посылается субъекту обращения заказным письмом с уведомлением о вручении и/или с помощью электронной связи (в частности, через электронный кабинет) в течение 3 рабочих дней с даты формирования справки.
А как быть, если о том, что с листком нетрудоспособности не все в порядке, страхователь (работодатель) узнал уже после его оплаты? Здесь все внимание на ст. 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 № 1105-XIV. Она содержит нормы об ответственности заведений здравоохранения и ФЛП, которые занимаются медицинской практикой. Именно эти субъекты хозяйствования обязаны компенсировать суммы страховой выплаты, если их врачи допустили необоснованное создание медицинских заключений, на основании которых были созданы и оплаченные больничные листы.
А как же врач-нарушитель? Заведения здравоохранения и физлица-предприниматели, которые занимаются медпрактикой, имеют право обратного требования (регресса) к врачу, который создал необоснованное медицинское заключение о временной нетрудоспособности. То есть именно виновный в итоге компенсирует сумму страховых выплат по листку нетрудоспособности и сумму начисленной пени (при ее наличии).