Вывод документа
Страхователь принимает решение о назначении (отказе в назначении) страховых выплат в форме распорядительных документов. Форму документа, который издает уполномоченное лицо, страхователь определяет самостоятельно
Комментируемое письмо является ответом Пенсионного фонда на наш запрос. Объясним, почему он появился.
С 1 января 2023 года задачи и функции ФСС были переданы Пенсионному фонду (ПФУ). Это повлекло за собой обновление/изменение нормативки. Среди прочего, был изложен в новой редакции Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 № 1105-XIV (далее — Закон № 1105).
Из прогрессивных изменений — законодатель отказался от обязательной комиссии (уполномоченного) по соцстрахованию. Упоминания о ней убрали из Закона № 1105. Зато в ч. 3 ст. 22 Закона № 1105 указали, что решение о назначении страховой выплаты или об отказе в назначении или о прекращении страховых выплат (полностью или частично) принимает страхователь или уполномоченные им лица.
Понятно, что принятое решение должно быть должным образом оформлено. В статье «Назначаем уполномоченных по социальному страхованию» // «Налоги & бухучет», 2023, № 4 мы рекомендовали в вопросах документального оформления принятого решения об оплате больничного листка отталкиваться от того, кто это решение принимал. Если руководитель предприятия, то можно издать приказ (или распоряжение). Если речь идет о группе уполномоченных лиц, оформляем протокол, об одном уполномоченном — решение.
За многообразие и ФСС, в отношении которого продолжается процесс реорганизации путем присоединения к ПФУ. Так, в разъяснении от 09.01.2023 ФСС отмечал, что решение о назначении пособия по временной потере трудоспособности, декретного пособия, пособия на погребение необходимо оформлять соответствующим распорядительным документом — это может быть приказ, постановление, распоряжение, решение и т. п.
Однако в последнее время начали распространяться слухи, что страхователь или уполномоченные им лица принятое решение о назначении (отказе в назначении) больничных должны оформлять исключительно решением. Почему так? Объясняют тем, что в Законе № 1105 сказано, что страхователь / уполномоченные лица принимают решение.
Хорошо. Пусть принимают. Кстати, и в предыдущей редакции Закона № 1105 также шла речь о принятии решения. То есть здесь ничего не изменилось. Но принятое решение нужно документально оформить! И вот о документе, которым оно оформляется, в Законе № 1105 нет ни слова. То есть фактически эту часть процесса назначения больничных отдали на откуп страхователям.
Однако, согласитесь, знать мнение Пенсионного фонда здесь будет не лишним. Поэтому мы задали ПФУ следующие вопросы: «Выдвигаются ли Пенсионным фондом требования к тому, в какой форме решение при назначении (отказе в назначении) больничных будет оформлено страхователем или уполномоченными им лицами: протоколом, приказом, постановлением и т. п.? Достаточным ли для назначения выплат по месту работы по совместительству будет предоставление работником оригинала уведомления об отказе в назначении пособия по основному месту работы?».
Ответ ПФУ приведен в начале комментария. Как видите, страхователь имеет право самостоятельно определить, каким именно документом он или уполномоченные им лица будут оформлять принятое решение при назначении (отказе в назначении) больничных. Это может быть приказ, распоряжение, протокол ну или решение. Все на ваш вкус. Главное — зафиксировать этот момент во внутренних документах работодателя.
Текст комментируемого письма ПФУ приведен ниже.
А вот о том, как документально оформить назначение уполномоченных по социальному страхованию и какими документами эти лица должны руководствоваться в своей работе, читайте в статье «Назначаем уполномоченных по социальному страхованию» // «Налоги & бухучет», 2023, № 4.
Письмо Пенсионного фонда от 16.03.2023 № 9562-11050/У-03/8-2800/23