Темы статей
Выбрать темы

Приобретение/поставка товаров за счет средств международной технической помощи: как работает НДС-льгота

Казанова Марина, налоговый эксперт
Есть немало вопросов о применении НДС-льготы из п. 197.11 НКУ, если закупка/поставка товара осуществляется за счет средств международной технической помощи. Для кого и при каких условиях работает эта льгота? Какими документами подтверждается право на применение льготы? Кто должен подавать информационное подтверждение налоговикам для реализации права на льготу? Разберемся с этими вопросами.

Кратко о самой льготе

Итак, речь идет о льготе из п. 197.11 НКУ. В соответствии с нормами этого пункта от обложения НДС освобождаются, в частности, операции по:

«поставке товаров и услуг на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины товаров в качестве международной технической помощи, которая предоставляется в соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено в установленном законодательством порядке;

поставке товаров и услуг на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины товаров, которые финансируются за счет международной технической помощи, предоставляемой в соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено в установленном законодательством порядке».

Нас интересует именно второй абзац этой нормы — когда поставка товаров/услуг финансируется за счет международной технической помощи (МТП). То есть когда донор (партнер по развитию) предоставляет средства и за счет этих средств уже исполнителем проекта осуществляется приобретение (закупка) товаров/услуг у поставщиков, а потом их передача реципиентам.

Порядок получения права на освобождение от налогообложения операций, которые осуществляются в рамках проектов МТП, регламентируется Порядком № 153*.

* Порядок привлечения, использования и мониторинга международной технической помощи, утвержденный постановлением КМУ от 15.02.2002 № 153.

Фактически участниками проекта МТП являются:

1) донор (партнер по развитию) — иностранное государство, правительство и уполномоченные правительством иностранного государства органы или организации, иностранный муниципальный орган или международная организация, предоставляющие МТП;

2) исполнитель проекта/субподрядчик — это лица, которые обеспечивают реализацию проекта и осуществляют закупки товаров/услуг у поставщиков;

3) реципиент — непосредственный получатель МТП;

4) поставщики товаров/услуг, у которых исполнители/субподрядчики осуществляют закупку товаров/услуг для реализации проекта.

Стоит отметить, что льгота из п. 197.11 НКУ касается операций, а не лиц. Поэтому

если выполняются условия для применения льготы, то она будет работать как для исполнителя (при закупке товаров/услуг и передаче их реципиентам), так и для поставщика товаров/услуг

При каких условиях будет работать льгота?

Есть два основных условия для применения льготы из п. 197.11 НКУ:

1) проект (программа) МТП прошел госрегистрацию. В п. 12 Порядка № 153 указано, что

основанием для реализации права на получение налоговых льгот является государственная регистрация проектов (программ) МТП

Государственная регистрация проектов МТП проводится Секретариатом КМУ. Подтверждением его госрегистрации является регистрационная карточка по форме приложения 1 к Порядку № 153, в которой обязательно указывается ссылка на пункт международного договора, который дает право на применение налоговых льгот. Одновременно с выдачей регистрационной карточки проекта (программы) делается запись в Реестре проектов (программ) международной технической помощи;

2) товары/услуги указаны в Плане закупки (по форме приложения 5 к Порядку № 153), который подается в составе документов для госрегистрации проекта (программы) МТП.

Для товаров/услуг, которые не указаны в этом Плане (или если объемы закупки не отвечают Плану), льготы не будет, и такая поставка должна облагаться налогом на общих основаниях

Как работает льгота для поставщиков товаров/услуг

Как отмечают налоговики (см., в частности, 101.12 БЗ, письмо ГНСУ от 02.02.2022 № 275/ІПК/99-00-21-03-02-06), подтверждать право поставщика товаров, работ, услуг на применение льготы будут следующие документы (поставщик должен их получить от исполнителя проекта и хранить):

копия регистрационной карточки проекта, в рамках которого осуществлена закупка товаров, работ, услуг, удостоверенная печатью партнеров по развитию или исполнителя проекта;

— копия Плана закупки, удостоверенная печатью партнеров по развитию или исполнителя проекта. Опять же акцентируем внимание на то, что для применения льготы важно, чтобы товар/услуга были указаны в этом Плане закупки;

копия контракта на поставку товаров, выполнение работ и предоставление услуг, удостоверенная подписью и печатью исполнителя проекта. При этом

в контракте указывается, что закупка товаров, работ и услуг осуществляется за средства проекта МТП и отвечает категории (типу) товаров, работ и услуг, указанных в Плане закупки

В контракте (договоре) на такую поставку цена товаров/услуг должна быть указана «Без ПДВ».

Если перечисленные документы, которые подтверждают право на применении льготы, есть, поставщик при поставке исполнителю проекта товаров/услуг применяет НДС-льготу из п. 197.11 НКУ. Соответственно:

1) на такую поставку (по первому событию) поставщик составляет (и регистрирует в ЕРНН) «на исполнителя»

НН как на освобожденную операцию

В графе «Складені на операції, звільнені від оподаткування» такой НН делается отметка «Без ПДВ». А в графе 9 «Код пільги» табличной части НН указывается код льготы согласно Справочникам налоговых льгот, которые утверждены ГНСУ по состоянию на дату составления НН.

В соответствии со Справочником № 114/2 других налоговых льгот по состоянию на 01.04.2023 операциям по поставке товаров/услуг на таможенной территории Украины, которые финансируются за счет МТП, присвоен код льготы «14060524».

Подробнее о составлении НН на «льготные» поставки смотрите в статье «НН на льготированные поставки» // «Налоги & бухучет», 2022, № 48;

2) невзирая на то что поставка является «льготной»,

входящий НДС со стоимости товаров/услуг, которые использованы для «льготной» поставки, «компенсировать» не нужно

Как сказано в п. 198.5 и п. 199.1 НКУ, «компенсирующие» НО не начисляются, если приобретения используются в операциях, освобожденных от налогообложения по п. 197.11 НКУ. То, что «компенсирующие» НО в этом случае не начисляются, подтверждают и налоговики (см., в частности, письмо ГНСУ от 02.02.2022 № 275/ІПК/99-00-21-03-02-06);

3) операции по поставке таких товаров/услуг отражаются в строке 5 декларации по НДС и «расшифровываются» в таблице 2 приложения Д5. Данные о наименовании (гр. 2) и коде (гр. 3) льготы заполняем в соответствии со Справочником налоговых льгот. Как мы отметили выше, это будет льгота по коду «14060524».

Что касается Информационного подтверждения приобретения товаров/услуг в льготном режиме за средства международной технической помощи (по форме приложения 8 к Порядку № 153), то оно

поставщиками товаров/услуг не подается

Подают такое подтверждение исполнители и субподрядчики (абз. 5 п. 23 Порядка № 153). А следовательно, подача его поставщиками товаров/услуг не предусмотрена. Это подтверждали и налоговики в письме ГНСУ от 02.12.2020 № 4949/ІПК/99-00-05-06-02-06:

«контрагентам — поставщикам товаров/услуг, которые поставляют такие товары/услуги исполнителю МТП, не нужно подавать информационное подтверждение и другие документы для подтверждения в отношении освобождения от налогообложения на основании пункта 197.11 статьи 197 раздела V Кодекса в орган государственной налоговой службы».

Льгота у исполнителя

Исполнители и субподрядчики для подтверждения права на применение НДС-льготы по п. 197.11 (для того, чтобы осуществлять закупку товаров без НДС и соответственно без НДС осуществлять передачу таких товаров реципиентам)

должны подавать налоговикам Информационное подтверждение приобретения товаров, работ и услуг в льготном режиме за средства международной технической помощи по проекту (программе) по форме согласно приложению 8 к Порядку № 153

Подавать его нужно ежемесячно до 20-го числа (в письменном и электронном виде) органу ГНС, в котором находится на учете налогоплательщик.

В заполнении этого информационного подтверждения, в принципе, нет ничего сложного. Как его заполнять, разъясняют налоговики в категории 101.12 БЗ (ср. ).

В заглавной части приложения 8 указывается данные о проекте. Сметная стоимость проекта МТП указывается в валюте, которая указана в проекте МТП.

В табличной части приложения 8 нужно указать информацию о продавцах товаров, работ и услуг, которые получены в льготном режиме за средства МТП.

При этом, судя по всему:

— в табличной части нужно показывать тех продавцов, которые пользовались льготой из п. 197.11 НКУ при поставке исполнителю товаров/услуг. То есть продавцовплательщиков НДС. На это указывает само название формы информационного подтверждения — «подтверждение приобретения товаров/работ и услуг в льготном режиме»;

— в каждом таком информационном подтверждении нужно указывать продавцов, у которых по проекту товары/услуги покупались «с льготой» по п. 197.11 НКУ в месяце, за который подается Информационное подтверждение. Хотя здесь довольно странная ситуация. Потому что, в действительности, утвержденная форма Информационного подтверждения не содержит информацию о периоде, за который оно подается. Так же и норма Порядка № 153 не содержит информацию о каком-то отчетном периоде. Поэтому формально можно вообще прийти к заключению, что в Информационном подтверждении следует каждый раз показывать всех продавцов с начала реализации проекта. Впрочем если откроем электронную форму Информационного подтверждения (J0299102), которую, кстати, налоговики почему-то не обновляют, то там они добавили поле, где указывается, за какой месяц подтверждения подается. Хотя все равно вопрос достаточно неоднозначный.

Выводы

  • Льгота из п. 197.11 НКУ, которая освобождает от налогообложения операции по поставке/ввоза товаров/услуг, которые финансируются за счет МТП, касается операций, а не лиц. Поэтому если условия льготы выполняются, ее применяет как исполнитель/субподрядчик проекта, так и поставщики товаров/услуг.
  • Льгота будет работать при условии, что проект МТП прошел госрегистрацию. Льгота распространяется только на те товары/услуги (и в тех объемах), которые указаны в утвержденном Плане закупки, который подается во время госрегистрации проекта МТП.
  • Поставщик товаров/услуг для применения льготы должен получить от исполнителя/субподрядчика пакет документов, который будет подтверждать, что оплата товаров/услуг будет осуществляться за счет средств МТП. На поставку товаров/услуг составляется «льготная» НН. Особенностью является то, что невзирая на льготность поставки, «компенсирующие» налоговые обязательства ни по п. 198.5 НКУ, ни по п. 199.1 НКУ по приобретениям для таких поставок не насчитываются.
  • Исполнителю проекта / субподрядчику для подтверждения права на применение льготы ежемесячно нужно подавать налоговикам Информационное подтверждение приобретения товаров, работ и услуг в льготном режиме за средства МТП. Поставщиками товаров/услуг такое Информационное подтверждение не подается.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше