04.05.2023

Не ответил на запрос налоговиков? Получишь штраф!

28 апреля вступил в силу Закон № 2970*, который вводит в НКУ положения о международном автоматическом обмене информацией о финансовых счетах (см. статью «Автоматический обмен информацией о счетах: как это будет» // «Налоги & бухучет», 2023, № 36). Но не обменом единым этот документ интересен. Кроме всего прочего, вносятся важные изменения в отношении запросов от налоговиков. В первую очередь штрафы за непредоставление информации на них. Но не будем спешить. Сейчас расскажем вам обо всем по порядку.

* Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины в отношении имплементации международного стандарта автоматического обмена информацией о финансовых счетах» от 20.03.2023 № 2970-IX.

Сначала поговорим о том...

...как было до изменений?

Общие правила. Требования к запросам налоговиков, а также основания их послания определены в ст. 73 НКУ. Запрос должен содержать:

— подпись руководителя (заместителя или уполномоченного лица) налоговой;

— печать контролирующего органа;

— основания для направления запроса в соответствии с п. 73.3 НКУ с указанием информации, которая это подтверждает;

— перечень запрашиваемой информации и перечень документов, которые должен предоставить плательщик.

Срок для предоставления ответа на запрос — 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Если речь идет о встречной сверке, то ответ нужно предоставить в течение 10 рабочих дней.

Непредоставление ответа на запрос в некоторых случаях может привести к внеплановой документальной проверке. В частности, если это проверки на основании п.п. 78.1.1 (наличие у налоговиков информации, которая свидетельствует о нарушении плательщиком налогового и другого подконтрольного фискалам законодательства), п.п. 78.1.4 (недостоверность данных в декларации), п.п. 78.1.19 (непредоставление ответа на запрос в пределах встречной сверки) НКУ.

При этом штрафов за непредоставление ответа законодательство не предусматривало.

Если запрос не отвечает требованиям, определенным в п. 73.3 НКУ, то плательщик имеет право не отвечать на него. Однако чаще на незаконный запрос лучше было бы давать отписку с указанием причин непредоставления запрашиваемой информации или документов.

Карантин & военное положение. На период карантина сроки предоставления ответов на запросы были приостановлены за некоторыми исключениями (см. п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

На период военного положения эти сроки так и не были запущены (п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ), хотя возник спорный момент с добавлением в «военно-останавливающую» норму формулировки «документы (уведомления)» с 24.11.2022. Подобная размытая формулировка дает возможность налоговикам говорить, что сроки по предоставлению ответов на запросы якобы возобновлены. Однако они прямо об этом не указывали да и относительно, например, сроков подачи ф. № 20-ОПП и ф. № 1-ОПП высказывались лояльно (хотя данная формулировка вполне могла охватить и эти формы).

Подробнее об этой проблеме можно почитать в статье «Возобновление сроков предоставления налоговикам документов (уведомлений) и Ко» // «Налоги & бухучет», 2022, № 89, а также в статье «Приостановленные сроки: что до сих пор попадает под заморозку!» // «Налоги & бухучет», 2023, № 29 (ср. ).

Так же в контексте военного положения не забываем о том, что не все внеплановые документальные проверки разрешены (в частности, и те, которые могут проводиться, если плательщик не предоставил ответ на запрос.

Подробно о разрешенных и запрещенных проверках читайте в статье «Что теперь с разрешенными и запрещенными проверками» // «Налоги & бухучет», 2022, № 98. О планах законодателей по отмене запрета на проверки можно почитать в статье «Приостановка сроков, мораторий на проверки и штрафы: к чему стоит готовиться с 1 июля 2023 года?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 29.

...как будет после изменений?

Новые нормы в отношении запросов. Кроме того, что Закон № 2970 добавит новые основания для послания запросов (они связаны с международным обменом информацией о финсчетах), есть еще один важный нюанс, который касается всех плательщиков. В частности, новым п. 121.2 НКУ будет предусматриваться штраф за неподачу или подачу не в полном объеме плательщиком документов или другой информации на запрос в случаях:

— когда запрос посылается на основании пп. 6 — 8 п.п. 73.3.1 НКУ (это та же информация и документы, связанные с международным обменом данными о финсчетах). Штраф в размере 5 минзарплат (по состоянию на 1 января налогового (отчетного) года) за каждый факт неподачи / подачи не в полном объеме. По состоянию на сегодня это — 33500 грн;

— когда запрос посылается в иных случаях, предусмотренных ст. 73 НКУ. Штраф будет составлять 1 минзарплату (по состоянию на 1 января налогового (отчетного) года) за каждый факт неподачи / подачи не в полном объеме. По состоянию на сегодня это — 6700 грн.

Конечно, уплата таких штрафов не освобождает плательщика от обязанности предоставить требуемую информацию.

Обратите внимание: неподача или подача не в полном объеме документов или информации в ответ на запрос может считаться нарушением, только когда истекут сроки для предоставления ответа, установленные в НКУ. По общему правилу — 15 рабочих дней, следующих за днем получения плательщиком запроса. Однако военное положение и карантин накладывают свои особенности на истечение этих сроков (об этом поговорим немного дальше).

Когда появится норма о штрафах? Норма в отношении штрафов появилась в НКУ со дня, следующего за днем опубликования Закона № 2970. Данный Закон опубликован 27.04.2023, следовательно, нормы вступили в силу 28.04.2023. Кстати, формы соответствующих налоговых уведомлений-решений пока отсутствуют.

О каких нюансах в отношении запросов все еще надо помнить? Речь идет о следующем.

1. У плательщика все еще

остается право не отвечать на запросы, которые составлены с нарушением требований п. 73.3 НКУ (с 28.04.2023 это п.п. 73.3.4 НКУ)

А значит, если запрос с нарушениями, то и штраф за непредоставление информации и документов плательщик не должен получить. Но это, к сожалению, в теории. На практике, скорее всего, случаев применения этих штрафов будет достаточно, потому что налоговики часто априори считают свои запросы полностью законными. Безопаснее, конечно, в случае с незаконным запросом предоставить отписку. Это в дальнейшем может помочь в решении спора с фискалами.

2. Отсутствие ответа на запрос все еще является основанием для проведения некоторых внеплановых документальных проверок. Но помните, не все внеплановые документальные проверки теперь разрешены. То есть не всегда отсутствие ответа на запрос сейчас может означать проверку, но, как видим, может в будущем стать основанием для штрафа ☹.

3. Есть нюанс с приостановкой сроков предоставления ответов на запросы налоговиков на период военного положения (см. п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). С одной стороны, на этот период такие сроки должны были бы быть приостановлены. Однако с другой стороны, как мы уже говорили выше, п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ содержит среди исключений, на которые не распространяется остановка сроков, формулировку «подача отчетности и/или документов (уведомлений)». Поскольку определение «документ» достаточно широкое (см. п.п. 14.1.1441 НКУ), то туда легко можно вместить и ответы на запросы.

Подытоживая ситуацию с приостановкой сроков предоставления ответов на запросы налоговиков, скажем так. Если вы осторожный плательщик и имеете возможность отреагировать на запрос, то лучше соблюдать сроки, определенные в НКУ (15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса).

Не забываем также о том, что до введения военного положения действовала остановка сроков предоставления ответов на запросы, определенная в п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Хотя и имела исключения. Кстати, перечень этих исключений был пополнен с 24.11.2022 (детали читайте в статье «Возобновление сроков предоставления налоговикам документов (уведомлений) и Ко» // «Налоги & бухучет», 2022, № 89). Заметим, что теперь приоритет имеют «военные» нормы.

4. Поскольку штраф будет предусматриваться еще и за подачу документов в ответ на запрос фискалов не в полном объеме, то важно во время предоставления документов их правильно оформить. В ответе перечень документов размещать в части «приложения» с количеством листов и экземпляров, а также с указанием, что это копии. Например, «копія договору №... від... на 10 арк. у 1 прим.». Копии документов (если они предоставляются в бумажном виде) лучше прошить и пронумеровать каждую страницу.

В целом, считаем, что штраф — дополнительный груз для плательщика, который будет создавать дополнительные проблемы в случае с незаконными запросами со стороны налоговиков. Однако надеемся, что судебная практика будет взвешенной.

Выводы

  • За непредоставление ответа на запрос налоговиков с 28.04.2023 могут применять штрафы к плательщикам. Но считаем, что нарушение возникнет только тогда, когда будут нарушены сроки предоставления этого ответа.
  • Плательщик все еще имеет право не отвечать на запрос от налоговиков, который не соответствует требованиям налогового законодательства. Однако к риску в части проведения внеплановой документальной проверки добавится еще и риск получить штраф.
  • В период военного положения риск проведения внеплановой документальной проверки в связи с непредоставлением ответа на запрос фискалов ощутимо мал, потому что основания для ее проведения значительно сужены мораторием.