Похоже, после выхода тематического номера «Налоги & бухучет», 2023, № 39, посвященного генераторной льготе, Кабмин скумекал, что кое-кто еще может распутать законодательные хитросплетения ее применения. Поэтому правительственные чиновники решили не останавливаться на достигнутом. ☺ Последний шаг на этом пути — возобновление действия постановления КМУ от 29.11.2022 № 1340 (далее — постановление № 1340). Но не для всех и не в полном объеме. Посмотрим вместе, что из этого получилось.
Но перед этим заметим: предположения, которые приходилось слышать и от плательщиков, и от независимых специалистов, будто Перечень № 224 с 1 апреля отменен полностью, а вместе с ним отменена и генераторная льгота, оказались ошибочными. Как видим, утратило силу только постановление № 1340 в отношении тех товаров, которые в нем указаны. А какова их дальнейшая судьба, читайте дальше.
Выводы документа
1. Ряд товаров энергетического профиля, которые с 01.04.2023 были исключены из Перечня № 224*, продолжают льготироваться при ввозе до последнего дня месяца, в котором завершается действие антиковидного карантина.
2. Льгота по импортному НДС и ввозной пошлине распространяется на субъектов хозяйствования, которые до 01.04.2023 полностью или частично осуществили предварительную оплату согласно заключенным ВЭД-договорам, по которым ввозятся такие товары, при условии документального подтверждения от банка осуществления предварительной оплаты
Чтобы постигнуть последствия комментируемого постановления (далее — постановление № 501), напомним метаморфозы генераторной льготы в части импортного НДС и ввозной пошлины. Внутренние поставки оставим вне поля зрения, поскольку постановление № 501 их не затрагивает. Они продолжают освобождаться от НДС на тех же условиях, что и раньше.
Как действовала импортная генераторная льгота до постановления № 501? Так вот:
— до 01.04.2023 освобождение от импортного НДС и ввозной пошлины ряда товаров энергетического профиля было одновременно предусмотрено как п. 71 подразд. 2 разд. ХХ НКУ (далее — п. 71) в паре с Перечнем № 224, так и п. 87 подразд. 2 разд. ХХ НКУ (далее — п. 87) вместе с п. 921 разд. XXI ТКУ (далее — п. 921). Однако на практике таможенники отдавали предпочтение п. 87/п. 921, учитывая более прозрачные правила их применения;
— с 01.04.2023 по 01.05.2023 Перечень № 224 сократился из-за окончания срока действия постановления № 1340 (см. статью «Генераторная НДС-льгота после 1 апреля» // «Налоги & бухучет», 2023, № 28). Невзирая на это, прекращение действия постановления № 1340 на освобождение от импортного НДС и ввозной пошлины почти не повлияло — оно происходило по предыдущим правилам, то есть по п. 87/п. 921. Последний в целом включал и товары, перечисленные в постановлении № 1340;
— с 01.05.2023 исчерпался срок действия п. 87/п. 921. Поэтому до 30.06.2023 (утвержденной на сегодня даты окончания антиковидного карантина) должен был работать лишь п. 71 вместе с урезанным Перечнем № 224. Таких товаров, импорт которых по -прежнему освобождался от НДС и ввозной пошлины в этот период, осталось в Перечне № 224 не больше десяти позиций. Их мы приводили в таблице в статье «Метаморфозы генераторной льготы» // «Налоги & бухучет», 2023, № 39.
Что предусматривает постановление № 501? Ход конем, к которому прибег Кабмин, — возобновление действия постановления № 1340. Вследствие этого Перечень № 224 обогатился четырьмя десятками позиций, которые были в нем до 01.04.2023. Среди них
опять будут освобождаться от НДС / ввозной пошлины фитинги, шплинты, провод и фольга алюминиевые, запчасти и комплектующие для изготовления электрогенераторов и устройств очистки воды, двигатели внутреннего сгорания, генераторы переменного тока, оборудование для спутникового доступа к Интернету и т. п.
Полный перечень таких товаров см. в тексте самого постановления № 1340.
Однако условия такого освобождения теперь несколько иные, чем те, которые были предусмотрены раньше.
Во-первых, сорок позиций, которые вдруг воскресли, НЕ освобождаются от НДС при внутренних поставках согласно п. 71. При самостоятельном применении плательщиком НДС внутренней генераторной льготы к таким товарам следует и дальше исходить из того, что их в Перечне № 224 вроде бы и нет. Их должны учитывать только таможенники при ввозе таких товаров в Украину.
Во-вторых, даже таможенники будут освобождать от уплаты импортного НДС и ввозной пошлины ввоз указанных товаров только теми субъектами хозяйствования, которые:
— до 01.04.2023 полностью или частично осуществили предварительную оплату согласно заключенным ВЭД-договорам, по которым ввозятся такие товары;
— документально подтвердили осуществление предварительной оплаты соответствующими банковскими документами.
В-третьих, основным условием освобождения этих товаров как от импортного НДС, так и от ввозной пошлины остается соответствие таких товаров названию товара, указанному в Перечне № 224. При этом в примечании 1 к Перечню № 224 прописано, что коды УКТ ВЭД приводятся в нем справочно.
Поэтому только в том случае, когда таможенников удовлетворит название товара, можно надеяться на то, что они будут рассматривать банковские документы, которые подтверждают предоплату за них. О подходе таможенных органов к решению вопроса в отношении соответствия названия товара читайте в статье «Код или название? Что имеет значение для генераторной льготы?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 39.
С когда и как будет работать постановление № 501? Ответ на первую часть этого вопроса (с когда) прописан в п. 2 постановления № 501. Оно вступает в силу со дня его опубликования, которое состоялось 20.05.2023.
Сложнее спрогнозировать, как оно будет работать. Имеем в виду, согласятся ли таможенники с тем, что на льготу по НДС и ввозной пошлине имеют право не только те импортеры, которые заплатили за товар до 01.04.2023, а ввезли его со вступлением в силу постановления № 501, но и те, которые ввезли его в промежутке между этими двумя датами. Иначе говоря, вопрос стоит так:
распространяется ли постановление № 501 на операции по ввозу таких товаров, которые произошли после 1 апреля и до 20 мая с уплатой НДС / ввозной пошлины?
По нашему мнению, да. Поскольку в нем речь идет о возобновлении действия постановления № 1340. А это должно было бы означать, что постановление № 1340 действовало все это время непрерывно, как до 1 апреля, так и после. То есть льгота по ввозу товаров из постановления № 1340 действовала все это время, но только при соблюдении импортерами дополнительных условий, определенных постановлением № 501 (осуществление предоплаты по ВЭД-контракту до 1 апреля, подтверждение такой предоплаты банковскими документами). Но позиция таможни по этому поводу пока не известна.
Как вернуть излишне уплаченные НДС / ввозную пошлину? Если вы из числа таких импортеров, то можете претендовать на возврат излишне уплаченных сумм таможенных платежей, в том числе и уплаченного при ввозе НДС (ст. 301 ТКУ). В частности, если подадите таможенному органу документы, которые подтверждают наличие на день подачи таможенной декларации (ТД) права на освобождение от уплаты таможенных платежей (п. 6 ч. 5 ст. 301 ТКУ). Обратиться с заявлением на возврат в таком случае можно в течение 1 года со дня, следующего за днем возникновения обстоятельств, которые влекут за собой возврат уплаченных сумм таможенных платежей.
Как только будет оформлен лист корректировки на уменьшение таможенных платежей (соответственно и уменьшение суммы ввозного НДС), следует обязательно откорректировать чрезмерный НДС, показанный ранее в строке 11.1 декларации по НДС на основании ТД. Причем корректировку следует провести независимо от фактического возврата из бюджета суммы переплаченного НДС.
Больше подробностей о подаче заявления, а также оформлении и отражении в учете листа корректировки найдете в статье «Лист корректировки к таможенной декларации: когда правим НК?» // «Налоги & бухучет», 2018, № 73.