Темы статей
Выбрать темы

Нормы расхода топлива отменили: что дальше?

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Наконец правительственные чиновники вынули еще одну занозу из стопы отечественного предпринимательства. ☺ Казалось бы, теперь можно ускорить шаг. Но все так приспособились к существованию этих норм, что наоборот остановились и задумались: а как же жить без них дальше?

Что случилось?

А случилось то, чего никто не ожидал, — Мининфраструктуры признал утратившим силу приказ Минтранса от 10.02.98 № 43. Им были утверждены пресловутые Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (далее — Нормы № 43).

Да, это именно тот документ, за время существования которого было сломано немало копий в спорах с фискалами. И в первую очередь в отношении его применения всеми без разбора, кто эксплуатирует транспортные средства.

Но признали его недействительным не потому, что появилось понимание избыточности таких требований. Нет, Мининфраструктуры и до сих пор продолжает считать, что предприятия должны следить за расходом горючего «в рамках единой прозрачной системы нормирования». Однако делать это качественно с помощью устаревших Норм № 43 уже не получается. В первую очередь

из-за отсутствия норм списания ГСМ для современных моделей транспортных средств

В то же время для внесения соответствующих изменений в Нормы № 43 Мининфраструктуры не имеет соответствующих полномочий. Поэтому министерство издало приказ от 02.11.2023 № 1011, которым Нормы № 43 признано утратившими силу. Не стоит, по-видимому, допытываться, были ли у него такие полномочия, потому что вряд ли кто-то обжалует этот приказ. Скажу лишь, что он заработал сразу с даты подписания, то есть со 2 ноября. И именно с этой даты Нормы № 43 ушли в прошлое.

Что впереди?

А впереди — очередная попытка навязать всем новый документ аналогичного содержания. Правда, его еще нет. Мининфраструктуры только прорабатывает предложения о разработке проекта такого документа.

Планируется, что это будет не какой-то там приказ, который даже не проходил регистрации в Минюсте (как отмененный приказ Минтранса от 10.02.98 № 43), а государственный стандарт Украины (!) в сфере нормирования расхода топлива на автомобильном транспорте. Его будут разрабатывать совместно с ГП «ГосавтотрансНИИпроект», которое согласно п. 1.11 Норм № 43 было определено главным в сфере регулирования этих норм.

Обратите внимание! Одним из принципов стандартизации является добровольное применение национальных стандартов, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона Украины «О стандартизации» от 05.06.2014 № 1315-VII).

Также в ч. 2 ст. 15 ХКУ определено, что

применение стандартов или их отдельных положений является обязательным для субъектов хозяйствования, если обязательность их применения установлена нормативно-правовыми актами

Есть ли такие нормативно-правовые акты, которые распространяли бы стандарт в сфере нормирования расхода топлива на автомобильном транспорте на всех хозсубъектов? Очевидно, что в отсутствие самого стандарта искать ответ на этот вопрос еще рановато. Поэтому придется немножко подождать.

Вы спрашиваете, сколько ожидать? По замыслу Мининфраструктуры, работы по разработке и принятию указанного стандарта будут продолжаться ориентировочно 1,5 — 2 года. Поэтому есть время, чтобы отдохнуть от нормирования расхода ГСМ?

К сожалению, это не совсем так. Оказывается, на этот переходный период после утраты силы Норм № 43

ГП «ГосавтотрансНИИпроект» должно разместить на своем сайте методические рекомендации по нормированию расхода топлива

Но когда это случится и какой статус будет иметь такой документ, опять-таки не известно. Следите за обновлениями.

Что делать сейчас?

Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить, что было раньше. А было вот что.

Без нормирования расхода, в том числе горючего, смышленый предприниматель хозяйствовать все равно не мог. Ведь это нужно для управленческого учета — для контроля за использованием ГСМ, поскольку препятствует возможным злоупотреблением, в частности разворовыванию или использованию на нехозяйственные цели. Поэтому вряд ли есть смысл отказываться от этого теперь.

В свою очередь, нормирование расхода горючего можно осуществлять двумя способами.

По Нормам № 43. Хотя в конце концов Нормы № 43 были признаны имеющими не обязательный, а исключительно рекомендательный характер (см. постановление ВС от 03.04.2018 по делу № 817/1429/16), это не исключало их добровольное применение в полном объеме. В таком случае можно было обойтись без любых распорядительных документов субъекта хозяйствования.

Теперь же, после отмены Норм № 43, стоит такой документ оформить, желательно, с 02.11.2023. В нем следует указать, что

субъект хозяйствования и в дальнейшем будет пользоваться Нормами № 43, или на их основе разработать собственное положение о нормировании расхода ГСМ

Если, руководствуясь указаниями п.п. 2.1.5 Норм № 43, вы заказали расчет индивидуальной нормы в ГП «ГосавтотрансНИИпроект», по нашему мнению, можно продолжать ее применение.

По самостоятельно разработанным нормам. Они не обязательно должны удовлетворять Нормам № 43. Нормы списания горючего могут быть урегулированы внутренними приказами и подтверждены соответствующими расчетами, с учетом технических характеристик, эксплуатационных норм и других факторов. О такой возможности мы писали в статье «Собственные нормы расхода топлива? Можно!» // «Налоги & бухучет», 2021, № 53.

То есть теперь, когда Нормы № 43 утратили силу, вы, по желанию, можете отказаться от их использования и применять свои собственные нормы.

Кстати, налоговики также признают (см. письмо ГНСУ от 26.05.2021 № 2026/ІПК/99-00-21-02-02-06), что предприятие имеет право самостоятельно:

разработать формы документов, которые будут устанавливать нормы расхода горючего с учетом всех технических характеристик автомобиля, эксплуатационных норм и других факторов, и утвердить приказом условия и порядок их применения

Если вы сделали это раньше, ничего изменять не надо. Просто продолжайте пользоваться этими нормами.

Что в налоговом учете?

Если сделаете все так, как мы рекомендовали выше, то с налоговым учетом никаких проблем у вас не будет.

Налог на прибыль. Теперь все фактические расходы на горючее в полном объеме (в том числе сверхнормативные расходы) учитывают при определении финансового результата для целей расчета налога на прибыль. Никакие налоговоприбыльные корректировки в отношении сверхнормативного использования горючего определять не нужно. Ведь никакие разницы НКУ не предусмотрены.

Поэтому высокодоходники и малодоходники-добровольцы не корректируют бухфинрезультат на сумму сверхнормативных расходов на горючее. Во время определения налогооблагаемой прибыли стоимость горючего участвует как в пределах норм, так и сверхнормативного его расхода. Так же считают и налоговики (см. письма ГНСУ от 04.03.2021 № 828/ІПК/99-00-21-02-02-06 и от 13.10.2020 № 4262/ІПК/99-00-05-05-02-06).

Главное, о чем следует позаботиться:

горючие расходы должны быть подтверждены первичными документами (путевыми листами старой формы или разработанными самостоятельно)

Об этом речь идет в письмах ГНСУ от 04.03.2021 № 828/ІПК/99-00-21-02-02-06, от 13.10.2020 № 4262/ІПК/99-00-05-05-02-06 и от 22.07.2020 № 2993/ІПК/99-00-05-05-02-06 (ср. ).

НДС. Для целей НДС-учета крайне важно, произошел расход горючего в пределах установленных норм или сверх них.

В отношении НДС, отнесенного в состав налогового кредита исходя из стоимости горючего, списанного в пределах норм, никаких проблем. Эти расходы возникли в результате хозяйственной деятельности.

А вот сверхнормативный расход горючего в НДС-учете расценивается как использование на цели, не связанные с хозяйственной деятельностью. Поэтому

на стоимость сверхнормативного расхода горючего придется начислить компенсирующие налоговые обязательства (НО) на основании п.п. «г» п. 198.5 НКУ

При начислении компенсирующих НО по НДС необходимо не позже последнего дня отчетного (налогового) периода составить сводную налоговую накладную и зарегистрировать ее в ЕРНН. Базу НДС-обложения определяют исходя из стоимости приобретения горючего (п. 189.1 НКУ).

Выводы

  • Утвержденные Минтрансом нормы расхода горючего утратили силу со 2 ноября 2023 года. Вместо них планируется разработать государственный стандарт в этой сфере. Кроме того, ГП «ГосавтотрансНИИпроект» должно разместить на своем сайте методические рекомендации по нормированию расхода топлива, статус которых на сегодня не понятен.
  • А пока суд да дело, продолжайте и в дальнейшем использовать Нормы № 43 при списании использованного горючего или разработайте и утвердите собственные нормы.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше