Темы статей
Выбрать темы

Нужен ли РРО/ПРРО при Пром-оплате?

Децюра Сергей, налоговый эксперт
ФЛП решил продавать свой товар на маркетплейсах, а именно на prom.ua. Причем, чтобы обезопасить себя, он решил воспользоваться услугой Пром-оплата. Следует ли ему использовать РРО/ПРРО в случае, когда покупатель осуществляет расчеты через Пром-оплату?

Пром-оплата

Чтобы понять, следует ли при использовании Пром-оплаты использовать РРО/ПРРО, надо разобраться в сути такого способа расчетов. Пром-оплата — это оплата заказа на prom.ua, когда деньги покупателя за товар резервируются на транзитном счете в банке, пока покупатель не заберет посылку из отделения почтового оператора.

При этом именно продавец договаривается с маркетплейсом и финкомпанией о том, что он решил предоставлять своим покупателям такой вид расчетов, как Пром-оплата.

Для удобства понимания дадим пошаговую инструкцию.

Шаг 1. Продавец заключает соглашение с маркетплейсом и финкомпанией на то, что его покупатели имеют право рассчитываться с ним через такой способ расчетов, как Пром-оплата.

Шаг 2. Покупатель заходит в маркетплейс на страницу продавца. Выбирает из его товаров тот, который ему бросился в глаза. Оформляет заказ. Из предложенных на выбор способов расчетов выбирает — Пром-оплата. В окне, которое появится, покупатель вводит данные своей карты и инициирует 100 %-й платеж за выбранный товар.

При этом средства сразу не поступают продавцу, а по условиям договора между продавцом и финучреждением — временно резервируются на транзитном счете банка-партнера маркетплейса.

Обращаем внимание! На самом сайте маркетплейса prom.ua говорится, что когда продавец использует счет для приема платежей по заказам с Пром-оплатой (а именно так делают продавцы ФЛП), то

Пром-оплата работает, как денежный перевод с карты покупателя на расчетный счет продавца, то есть по системе интернет-эквайринга

Шаг 3. Продавец, получив сообщение об оплате, отправляет заказ через выбранного покупателем почтового оператора («Новую почту», «Укрпочту», «Meest» и т. п.) и сообщает покупателю номер экспресс-накладной.

Шаг 4. Покупатель осматривает товар, который прибыл в отделение почтового оператора, и принимает решение забирать его или нет. Если решено забрать товар (он устраивает покупателя), то почтовый оператор сообщает об этом маркетплейс и финучреждение и зарезервированные средства покупателя перечисляются на счет продавца.

Нехитрая схема, которая дает право и покупателю, и продавцу уберечь себя от жуликов.

Будет ли расчетная операция?

Разобравшись с тем, что такое Пром-оплата, можно переходить к ответу на основной вопрос:

нужно ли при осуществлении Пром-оплаты использовать РРО/ПРРО?

По общему правилу, РРО/ПРРО используют в случае, когда происходит расчетная операция, то есть осуществляется прием от покупателя наличных средств, платежных карт, платежных чеков, жетонов и т. п. по месту реализации товаров (услуг), выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу) (ст. 3 Закона об РРО).

Исходя из этого определения и уже устоявшейся практики, выделяют определенные виды операции, когда торговец имеет право не использовать РРО/ПРРО, ведь в этом случае не осуществляется расчетная операция. К таким безРРОшным операциям относятся расчеты, которые осуществляются:

через учреждение банка, то есть средства перечисляются с расчетного счета покупателя на расчетных счет продавца;

через кассу банка, то есть покупатель вносит наличность непосредственно в кассу банка для дальнейшего зачисления ее на расчетный счет;

через терминал самообслуживания, который принадлежит банку и/или любому финучреждению.

Также на сегодня налоговики не против, чтобы РРО/ПРРО не использовали, когда оплата осуществлена через банковские системы обслуживания по реквизитам расчетного счета в формате IBAN. То есть когда торговец предоставляет покупателю для оплаты за товар реквизиты текущего счета в формате IBAN, а тот потом оплачивает, как ему будет угодно.

Если сравнить вышеприведенные операции (которые не требуют РРО/ПРРО) с расчетами с помощью Пром-оплаты, то видно, что, к сожалению, такая оплата под них не подпадает. Даже сам маркетплейс prom.ua говорит, что те торговцы, которые используют Пром-оплату, осуществляют операцию через интернет-эквайринг (об этом см. выше). Поэтому получается, что без РРО/ПРРО не обойтись. Ведь в этом случае точно происходит расчетная операция в понимании Закона об РРО.

Необходимость РРО

О том, что в случае проведения операций через интернет-эквайринг следует использовать РРО/ПРРО, говорят и налоговики (письма ГНСУ от 28.04.2023 № 1073/ІПК/99-00-07-04-01-06 и от 04.05.2023 № 1136/ІПК/99-00-07-04-01-06).

Кроме того, приведенный вывод справедливо поддерживает и Верховный Суд (см. постановление ВС от 16.04.2021 по делу № 520/7835/19, а также статью «Интернет-эквайринг и РРО: Верховный Суд ставит точку» // «Налоги & бухучет», 2021, № 43).

Мы тоже с этим фактом спорить не можем. Ведь когда речь идет о интернет-эквайринге, то имеют в виду операцию по приему в Интернете (а именно на странице маркетплейса) продавцом через финучреждение реквизитов карты. Прием реквизитов карты — это аналог операции приема к оплате платежной карты, которая четко вписывается в определение расчетной операции в понимании Закона об РРО.

Но некоторые противники РРО могут цепляться за то факт, что при Пром-оплате средства не сразу поступают на счет продавца, а замораживаются банком-посредником до того момента, пока товар не получит покупатель. Будто здесь не происходит приема к оплате карты именно продавцом. Карту принимает к оплате банк, а уже потом именно банк решает, перечислять ли средства продавцу, опираясь на информацию почтового оператора о доставке товара.

Но, на наш взгляд, здесь аргументов против использования РРО/ПРРО нет. Ведь:

во-первых, сам маркетплейс говорит, что при Пром-оплате расчеты происходят через интернет-эквайринг и на странице продавца. Тот факт, что деньги здесь поступят не сразу, а после осуществления какого-то события, на статус операции не влияет. Ведь и при обычном физическом эквайринге (оплате через POS-терминал) средства поступают не сразу, а через несколько дней. И этот факт никого не смущает.

Кроме того, больше всего именно продавец договаривается с финкомпанией о том, что средства ему зачислят по условиям Пром-оплаты только после того, как покупатель заберет товар. То есть,

по сути, здесь речь идет о классической операции по предварительной оплате за товар через интернет-эквайра. А это 100 % РРОшная операция

во-вторых, о том, что при оплате через Пром-оплату следует использовать РРО/ПРРО, прямо говорят и налоговики (см. письмо ГУ ГНСУ в Полтавской области от 28.06.2023 № 1532/ІПК/16-31-07-05-11 и письмо ГУ ГНСУ в Запорожской области от 19.06.2023 № 1424/ІПК/08-01-07-13-13). Но, к сожалению, фискалы никак не аргументируют, почему РРО/ПРРО следует точно использовать. В этих разъяснениях они приравнивают ситуацию с уплатой через Пром-оплату к ситуации с «Новой почтой». Ведь и там, и там средства поступают продавцу через финпосредника.

В то же время эти два случая сравнивать не стоит.

Потому что в случае с «Новой почтой» карту к оплате получает на «Новой почте» непосредственно сам финпосредник, а не продавец. А потому в случае «Новой почты», на наш взгляд, РРО использовать не следует. Расчетной операции здесь не происходит. Хотя налоговики против этого и аргументируют это тем, что финпосредник не является стороной операции купли-продажи. Детали ищите в «Наложенный платеж через «Новую почту»: ГНСУ настаивает на РРО/ПРРО для продавца» // «Налоги & бухучет», 2023, № 68 (ср. ).

Когда же речь идет о Пром-оплате, то здесь с фискалами согласиться можно. Но аргументировать это следует именно тем, что расчеты осуществляются с помощью интернет-эквайринга. Упоминание о том, что в этом случае финпосредник, который замораживает средства покупателя до получения товара, тоже не является стороной операции купли-продажи, ни к чему.

Момент пробития чека РРО/ПРРО

Что касается момента пробития чека РРО/ПРРО, то по общему правилу при интернет-оплатах оптимально — пробивать чек РРО/ПРРО в момент, когда поступают деньги на текущий счет, то есть на основании банковской выписки о поступлении средств, не позже следующего рабочего дня со дня ее получения с соблюдением хронологии осуществления расчетных операций.

Но при расчетах через Пром-оплату этим подходом воспользоваться нельзя. Ведь его можно использовать, когда поступление средств происходит раньше даты отгрузки товара. В нашей ситуации сначала идет отгрузка товара, а средства получаются впоследствии.

Поэтому советуем субъектам, которые отгружают товар при расчетах через Пром-оплату, не ожидая поступления средств на счет, пробивать чек через РРО/ПРРО:

— или по факту подтверждения платежа эквайром, то есть получения от финучреждения сообщения об оплате покупателем товара через Пром-оплату;

— или в момент передачи почтовому оператору товара, по которому от финучреждения пришло подтверждение на расчеты через Пром-оплату.

Какой бы вариант не был избран продавцом, он должен в почтовое отправление вложить распечатанный фискальный чек, а также, в предусмотренных законодательством случаях, гарантийные документы на товар.

Если покупатель отказывается получить товар, то надо будет оформлять возврат средств через формирование чека ФКЧ-2. Пробивать такой чек следует или на дату, когда финучреждение сообщит о возврате средств покупателю, или на дату возврата товара продавцу, если финучреждение, которое задействовано при расчетах через Пром-оплату, о дате возврата средств покупателю продавца не информирует.

Выводы

  • Чтобы защититься от жуликов, продавец товаров на маркетплейсе может предоставить покупателю вариант расчета через Пром-оплату.
  • По условиям маркетплейса расчеты через Пром-оплату осуществляются через интернет-эквайринг. А следовательно, без РРО/ПРРО в таком случае не обойтись.
  • Также об использовании РРО/ПРРО в данном случае говорят и фискалы. Но аргументируют они эту необходимость несколько неуклюже. Хотя от этого необходимость использования РРО/ПРРО не исчезает.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше