Темы статей
Выбрать темы

Помощь во время военного положения больницам

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
В связи с военным положением оказываем благотворительную помощь заведениям здравоохранения государственной и коммунальной собственности — передаем бесплатно лекарственные средства (на основании письма-просьбы от заведения здравоохранения, приказа по предприятию и акта приема-передачи). Облагается ли такая помощь НДС? Какими будут последствия таких операций в налоговом учете?

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете у передающей стороны безвозмездные передачи включаются в расходы. Поэтому бесплатная передача лекарств больницам в учете предприятия отразится записью: Дт 949 — Кт 26, 28. А если больнице бесплатно передаются, к примеру, основные средства (ОС) (т. е. объекты, числящиеся в составе ОС предприятия, — например, автомобиль), то в расходы списывают их остаточную стоимость (Дт 976 — Кт 10, Дт 13 — Кт 10). Причем переводить ОС на субсчет 286 в активы, удерживаемые для продажи, для безвозмездной передачи предприятию не нужно.

Документальное оформление. При этом операции должны быть надлежащим образом оформлены документально — первичными документами, составленными в соответствии с Законом о бухучете*. Причем в таком случае лучше оформить двусторонний акт приема-передачи лекарственных средств, который будет подтверждать бесплатную передачу лекарств государственным/коммунальным заведениям здравоохранения. Тем более, что он сослужит службу не только в бухучетных целях, но также поможет воспользоваться военными освобождениями и защититься от последствий и в налоговом учете. А также в этой ситуации не будут лишними письмо-просьба получателя и приказ по предприятию, оказывающему помощь (которые были оформлены предприятием в данном случае).

* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.

Налог на прибыль

Помощь государственным/коммунальным заведениям здравоохранения — без разницы по п.п. 140.5.9 НКУ. Заведения здравоохранения государственной/коммунальной формы собственности с позиций налогового законодательства являются неприбыльными организациями (п. 133.4 НКУ). Поэтому при предоставлении им помощи следует учесть, что в данном случае предприятие оказывает помощь неприбыльным организациям (НПО).

Впрочем, для малодоходников (отказавшихся от разниц) это особой роли не сыграет. Поскольку у них в налоговоприбыльном учете операции отразятся по бухучетным правилам.

А вот для высокодоходников в общем случае при благотворительности установлен лимит благотворительных расходов. И при оказании помощи неприбыльным организациям в налоговые расходы можно отнести сумму средств, товаров, работ, услуг, бесплатно переданных/оказанных НПО, в размере не больше 4 % налогооблагаемой прибыли за прошлый отчетный год. Расходы свыше — снимают через увеличивающую разницу по п.п. 140.5.9 НКУ.

Однако в связи с военным положением (ВП) установлено исключение из правил. И помощь, оказанную, в частности, заведениям здравоохранения государственной или коммунальной собственности, а также структурным подразделениям по вопросам здравоохранения областных/городских госадминистраций, разрешено учесть в налоговых расходах в полной сумме (без ограничений 4 % лимитом). Так как в таком случае плательщики-высокодоходники освобождаются от увеличивающей разницы по п.п. 140.5.9 НКУ и не должны на нее корректировать финрезультат (п.п. 69.6 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, письмо ГНСУ от 06.07.2022 № 987/ІПК/99-00-21-02-02-06). Поэтому

в течение ВП высокодоходники (как и малодоходники) помощь, оказанную больницам государственной/коммунальной собственности, могут учесть в налоговоприбыльном учете без ограничений во всей сумме

Правда, при этом контролеры говорят о необходимости оформления на такие операции бесплатной передачи соответствующих первичных документов, хотя и не конкретизируют, каких (БЗ 102.02). О том, какими документами лучше оформить эти операции, говорилось выше.

Военная помощь — без Перечня! Если бесплатно передаются лекарственные средства медицинские изделия, средства личной гигиены и продукты питания, то на период военного положения корректировки из п.п. 140.5.9 НКУ вообще не применяются (п.п. 69.6 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Никаких ограничений, скажем, по номенклатуре передаваемых лекарственных средств или медизделий нет.

Если речь о передаче другого имущества, то и такая помощь, оказываемая в связи с военным положением, в п.п. 69.6 не ограничена перечнем. Да, до 01.08.2023 в этой норме присутствовали слова «по перечню, определенному КМУ», но никакого перечня КМУ так и не утвердил. К тому же с 01.08.2023 (после Закона Украины от 30.06.2023 № 3219-IX) из п.п. 69.6 подразд. 10 разд. ХХ НКУ эти слова и вовсе были исключены.

Причем на то, что с 01.08.2023 больше нет условия о перечне и при передаче любых товаров (выполнении работ, оказании услуг) получателям, перечисленным в п.п. 69.6, для нужд обеспечения обороны страны благотворительная разница по п.п. 140.5.9 НКУ не применяется, обращали внимание и налоговики (см. п. 8 разд. III Информационного письма ГНСУ № 4/2023).

Хотя, по правде, и до этого (согласно другому п.п. 69.5 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) такая помощь не ограничивалась никаким перечнем. Поскольку предусматривалось, что в целях налогообложения такие операции вообще не считаются операциями по реализации. А следовательно, никакой благотворительной разницы по п.п. 140.5.9 НКУ (а в случае бесплатной передачи ОС — продажных разниц по пп. 138.1, 138.2 НКУ) тут в принципе возникнуть не могло. Подробнее об этом см. «Благотворительные передачи энергетического оборудования (генераторов, павербанков и т. п.)» // «Налоги & бухучет», 2023, № 39 (ср. ).

Помощь другим «небюджетным» НПО. Впрочем, учтите: в том случае если помощь оказывается другим получателям, чем те, которые перечислены в п.п. 69.6 (в частности, НПО, которые не содержатся за счет средств государственного бюджета, — например, благотворительным организациям), то, как поясняют налоговики, послабления из п.п. 69.6 не работают. Поэтому плательщику-высокодоходнику в таком случае придется корректировать финрезультат на разницу по п.п. 140.5.9 НКУ (письмо ГНСУ от 10.08.2023 № 2376/ІПК/99-00-21-02-02-06).

Исключение, когда можно этого не делать, — при предоставлении в связи с военным положением гуманитарной помощи (с соблюдением требований законодательства Украины о гуманитарной помощи*) тем НПО (в том числе благотворительным организациям/фондам), которые внесены при этом в Единый реестр получателей гуманитарной помощи при условии использования такой гуманитарной помощи для нужд обеспечения обороны страны. Поэтому при соблюдении таких условий и оказании гуманитарной помощи любым НПО (в том числе не содержащимся за счет средств госбюджета) корректировка финрезультата по п.п. 140.5.9 НКУ не проводится (БЗ 102.12, п. 1.3 Информационного письма ГНСУ № 7/2022; письма ГНСУ от 21.08.2023 № 2599/ІПК/99-00-21-02-02-06, от 09.02.2023 № 262/ІПК/99-00-21-02-02-06, от 02.08.2022 № 1177/ІПК/99-00-21-02-02-06). Подробнее об этом см. «Одариваем ВСУ через благотворительный фонд: расходы без разниц» // «Налоги & бухучет», 2022, № 63.

* См. Закон Украины «О гуманитарной помощи» от 22.10.99 № 1192-XIV.

НДС

Прежде всего, напомним, что в связи с отменой карантина с 01.07.2023 прекратила свое действие карантинная медльгота по п. 71 подразд. 2 разд. ХХ НКУ и Перечню, утвержденному постановлением КМУ от 20.03.2020 № 224 (утратил силу), что отмечали и налоговики (см. новость на сайте ГНСУ от 30.06.2023). Поэтому ввоз/поставки на таможенной территории лекарств и медизделий облагают с применением «лекарственной» 7 %-ной ставки НДС (п.п. «в» п. 193.1 НКУ). Правда, в отдельных случаях пп. 32, 38, 381 подразд. 2 разд. ХХ НКУ предусмотрено освобождение от обложения НДС операций по ввозу/поставкам на территории Украины лекарств и медизделий на условиях, определенных данными пунктами (в частности, при госзакупках, БЗ 101.08). Однако это не наш случай. Поэтому вернемся к помощи, оказываемой больницам предприятием.

Напомним, что по общим правилам безвозмездная передача товаров/услуг считается поставкой (пп. 14.1.185, 14.1.191 НКУ). Поэтому при бесплатных передачах возникает необходимость начисления НО по НДС с учетом правила минбазы (п. 188.1 НКУ).

Однако в связи с военным положением установлено исключение из правил. И п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ предусмотрено, что в период военного положения:

не считается поставкой бесплатная (без какой-либо денежной, материальной или других видов компенсации) передача любых товаров (предоставление любых услуг), в частности, заведениям здравоохранения государственной и коммунальной собственности, структурным подразделениям по вопросам здравоохранения областных/городских госадминистраций;

не считаются использованными в необлагаемой/нехозяйственной деятельности товары, переданные в государственную или коммунальную собственность для нужд обеспечения обороны страны.

Под эти нормы подпадает и бесплатная передача во время ВП лекарственных средств государственным/коммунальным заведениям здравоохранения. А так как операции не считаются поставкой/нехозяйственным использованием, то в целях НДС-учета это означает, что

при бесплатной передаче в связи с военным положением лекарственных средств больницам государственной/коммунальной собственности ни минбазные НО (по п. 188.1 НКУ), ни компенсирующие НО (по п. 198.5 НКУ) начислять не нужно

Налоговые накладные на такие передачи не составляются и в декларации по НДС такие операции не отражаются, так как такие операции — не поставка. Так что такие передачи не повлекут за собой никаких последствий по НДС (письмо ГНСУ от 18.08.2023 № 2566/ІПК/99-00-21-03-02-06).

При этом контролеры обращают внимание на то, что на такие безвозмездные передачи (которые согласно п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ не являются поставкой) лица, которые осуществляют такие безвозмездные передачи, и лица, которые получают такие товары, должны иметь подтверждающие первичные документы, составленные в соответствии с Законом о бухучете (БЗ 101.15, письмо ГНСУ от 10.08.2022 № 1252/ІПК/99-00-21-02-02-06).

Если помощь оказывает благотворительная организация. И, наконец, имейте ввиду. Если благотворительную помощь оказывает благотворительная организация — плательщик НДС, то в общем случае для операций по оказанию благотворительной помощи предусмотрена НДС-льгота по п.п. 197.1.15 НКУ. Однако если соблюдаются условия п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ и во время ВП благотворительная помощь оказывается получателям, перечисленным в этом пункте (в частности государственным/коммунальным заведениям здравоохранения), то никаких последствий по НДС у благотворительной организации это не повлечет.

Если же помощь во время ВП оказывает благотворительная организация — неплательщик НДС, то у нее операции по предоставлению благотворительной помощи не учитываются при подсчете 1-миллионного порога для целей обязательной НДС-регистрации по п. 181.1 НКУ. Поэтому осуществление таких благотворительных операций в период ВП не приведет к необходимости регистрации благотворительной организации плательщиком НДС (п.п. 69.12 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Выводы

  • В бухгалтерском учете бесплатные передачи включаются в расходы.
  • В налоговом учете помощь, оказанная в связи с военным положением больницам государственной/коммунальной формы собственности, никаких последствий за собой не повлечет.
  • В налоговоприбыльном учете такую помощь разрешено учесть в расходах во всей сумме без ограничений. Благотворительная разница по п.п. 140.5.9 НКУ при этом не возникнет.
  • В НДС-учете при бесплатной передаче лекарств больницам не нужно начислять ни минбазные, ни компенсирующие НО.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше