Сразу предупреждаем: о применении собственно генераторной льготы здесь говорить не будем (об этом читайте в статье «Метаморфозы генераторной льготы» // «Налоги & бухучет», 2023, № 39). Считаем, что у плательщика уже есть товары, которые подпадают или подпадали под генераторную льготу (в том числе и приобретены с НДС до ее введения), и сейчас он решил безвозмездно передать их на нужды армии или любым другим неприбыльным организациям (НПО).
Бухгалтерский учет
Кто бы ни был получателем благотворительной помощи в имущественной форме, в бухучете ее предоставителя — плательщика налога на прибыль
любую безвозмездную передачу отражают как расходы
Стоимость имущества, которое предприятие дарит, показывают по кредиту соответствующего счета активов в корреспонденции со счетом расходов. При этом конкретные бухпроводки зависят от того, что именно передается:
— если безвозмездно передают запасы, это отражается проводкой Дт 949 — Кт 20, 26, 28;
— если предприятие безвозмездно передает основные средства (ОС) или другие необоротные активы, которые эксплуатировались им до этого, сначала списывают начисленный износ (Дт 13 — Кт 10, 11), а уже потом списывают на расходы остаточную стоимость (Дт 976 — Кт 10, 11). При этом переводить ОС на субсчет 286 перед безвозмездной передачей не нужно.
Налог на прибыль
Передача армии. В течение действия военного положения (ВП) для целей налогообложения не считаются операциями по реализации добровольная безвозмездная передача (отчуждение, изъятие) товаров, в том числе подакцизных, или предоставление услуг армии (ВСУ), Нацгвардии, СБУ, Службе внешней разведки, Государственной пограничной службе, МВД, ГСЧС и другим силовым структурам, а также воинским формированиям, их соединениям, воинским частям, добровольческим формированиям территориальных громад для нужд обеспечения обороны государства (п.п. 69.5 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
При этом
каких-либо ограничений по номенклатуре товаров и услуг, на которые распространяется это спецправило, законодатель не устанавливает
Поэтому, в принципе, при наличии документального подтверждения, плательщик может применять спецнорму п.п. 69.5 подразд. 10 разд. ХХ НКУ ко всем товарам, переданным ВСУ и другим вышеупомянутым органам, для нужд обороны. Не является исключением и те товары энергетического профиля, которые подпадают или подпадали под генераторную льготу по п. 71 / п. 87 подразд. 2 разд. ХХ НКУ.
Таким образом, при безвозмездной передаче генераторов, павербанков, зарядных станций и т. п. как у малодоходников, так и у высокодоходников стоимость таких безвозмездно переданных товаров останется в налоговых расходах и на общих основаниях уменьшит финрезультат (объект налогообложения).
Никаких налоговоприбыльных разниц по таким операциям не возникает. Поэтому не нужно отражать ни благотворительной разницы (по п.п. 140.5.9 НКУ), ни продажных разниц (по пп. 138.1, 138.2 НКУ) — в случае передачи основных средств.
Вместе с тем должны предостеречь, что ситуация с применением п.п. 69.5 подразд. 10 разд. ХХ НКУ достаточно неоднозначная.
Фискалы не разделяют такого всеобъемлющего освобождения именно на основании п.п. 69.5 подразд. 10 разд. ХХ НКУ
Об этом они говорят в БЗ 102.02. Поэтому осторожным плательщикам, по-видимому, лучше к ним прислушиваться.
С одной стороны, фискалы соглашаются с тем, что стоимость товаров, переданных ВСУ и другим воинским формированиям для нужд обеспечения обороны государства, включается в расходы без ограничений. А с другой стороны, предлагают учитывать при этом нормы п.п. 69.6 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, которым определенные ограничения все же установлены. Какие именно?
По мнению налоговиков, в течение ВП освобождение от корректировок касается безвозмездной передачи только:
— специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов и т. п.), технических средств наблюдения, лекарственных средств и медицинских изделий, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения.
Товары энергетического профиля сюда не попадают, поэтому налоговики считают, что при безвозмездной передаче таких товаров благотворительная разница по п.п. 140.5.9 НКУ должна быть
— других товаров, включенных в специальный перечень, определенный КМУ. Однако в настоящее время такого перечня не существует (БЗ 102.12). АТОшный перечень, утвержденный постановлением КМУ от 26.10.2016 № 758, здесь не пройдет. Даже если бы в нем и удалось отыскать некоторые из тех товаров энергетического профиля, которые подпадают или подпадали под генераторную льготу.
Кроме того, фискалы настаивают и на том, что высокодоходники должны осуществлять корректировки, предусмотренные при продаже ОС. Об этом речь идет, в частности, в письме ГНСУ от 26.12.2022 № 2373/ІПК/99-00-21-02-02-06.
Передача другим получателям. Спецправило, прописанное в п.п. 69.5 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, распространяется также на операции по безвозмездной передаче любых товаров в пользу:
— учреждений и организаций, которые содержатся за счет средств госбюджета;
— органов местного самоуправления;
— заведений здравоохранения государственной/коммунальной собственности или структурных подразделений по вопросам здравоохранения областных/городских госадминистраций.
Таким образом, по нашему убеждению,
по таким операциям тоже не нужно отражать ни благотворительной разницы, ни продажных разниц (в случае передачи ОС)
Еще раз предупреждаем: фискалы игнорируют п.п. 69.5 подразд. 10 разд. ХХ НКУ и в вопросах применения налоговых разниц при безвозмездных передачах имущества армии и другим получателям делают ставку на п.п. 69.6 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Поэтому если хотите себя оградить на все сто, лучше прислушивайтесь к ним.
А вот если надо доказать законность непроведения корректировок в том случае, когда стоимость подарка превысила 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года, тогда остается только апеллировать к п.п. 69.5 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. И для этого, по нашему мнению, есть все законные основания.
Передача другим НПО. Собственно говоря, все получатели, перечисленные в п.п. 69.5 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, являются неприбыльными организациями (п.п. 133.4.6 НКУ). И все, что касалось безвозмездных передач имущества именно им, мы уже выяснили выше.
Но, кроме этих НПО, есть ряд других. С ними ситуация такова (БЗ 102.12).
Если высокодоходник:
1) добровольно передал товары, которые определены в п.п. 69.6 подразд. 10 разд. XX НКУ (см. выше), НПО, которые не содержатся за счет средств государственного бюджета, то он должен увеличить финансовый результат до налогообложения на сумму стоимости таких товаров в размере, который превышает 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года.
От себя добавим пример: плательщик налога на прибыль подарил ОСМД, скажем, генератор. В таком случае
поскольку товары энергетического профиля в п.п. 69.6 подразд. 10 разд. XX НКУ не указаны, благотворительную корректировку при их безвозмездной передаче такой НПО придется провести без лишних разговоров
И при безвозмездной передаче любых других товаров — тоже. А еще корректировка будет на том основании, что вряд ли можно считать такой подарок предназначенным для нужд обеспечения обороны страны;
2) предоставил гуманитарную помощь НПО, которые являются получателями (приобретателями) гуманитарной помощи согласно Закону № 1192*, в том числе тем, которые не содержатся за счет средств государственного бюджета, то корректировки по п.п. 140.5.9 НКУ не проводятся в отношении сумм такой гуманитарной помощи при условии, что она предоставлена с соблюдением требований законодательства Украины о гуманитарной помощи в связи с российской военной агрессией.
* Закон Украины «О гуманитарной помощи» от 22.10.99 № 1192-XIV.
Здесь как пример можно привести безвозмездную передачу генератора благотворительному фонду, который будет дальше передавать его для нужд обеспечения обороны государства в связи с российской агрессией (скажем, больнице или воинской части). В таком случае, во-первых, не имеет значения, какие именно товары переданы такому благотворительному фонду. А во-вторых, у предоставителя — плательщика налога на прибыль не будет разницы по п.п. 140.5.9 НКУ, даже если получатель — благотворительный фонд не финансируется из госбюджета. Главное здесь, чтобы гуманитарная помощь была оформлена по всем правилам действующего законодательства.
НДС
Безвозмездная передача товаров в общем случае является их поставкой (п.п. 14.1.191 НКУ). Поэтому в НДС-учете при безвозмездной передаче возникает вопрос в отношении начисления НДС по правилу минбазы (п. 188.1 НКУ). Поищем ответ на него в зависимости от того, кто является получателем имущественного подарка.
Помощь армии и другим получателям. В период ВП не считается поставкой безвозмездная (без любой денежной, материальной или других видов компенсации) передача любых (!) товаров / предоставление любых услуг:
— армии (ВСУ), Нацгвардии, СБУ, Службе внешней разведки, Государственной пограничной службе, МВД, ГСЧС и другим силовым структурам, а также воинским формированиям, их соединениям, воинским частям, добровольческим формированиям территориальных громад для нужд обеспечения обороны государства,
а также
— учреждениям или организациям, которые содержатся за счет средств госбюджета;
— заведениям здравоохранения государственной и коммунальной собственности, структурным подразделениям по вопросам здравоохранения.
Эта норма прописана в п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. Перечень получателей в ней, как видите, почти идентичен тому, который содержится в п.п. 69.5 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, за исключением органов местного самоуправления. А существенное отличие между ними заключается в том, что
в отличие от налога на прибыль, в НДС-учете не важно, какие именно товары передаются
Здесь можно без минбазных последствий передавать фактически любые товары, в том числе и все те, которые подпадают под генераторную льготу.
При таких передачах ни минбазные (по п. 188.1 НКУ), ни компенсирующие (по п. 198.5 НКУ) налоговые обязательства (НО) не начисляются.
Налоговые накладные (НН) на такие передачи составлять не надо, в декларации по НДС такие операции не отражают.
Дополнительное условие: лица, которые осуществляют такие безвозмездные передачи, и лица, которые получают такие товары, должны составлять в подтверждение первичные документы бухучета в соответствии с Законом о бухучете (БЗ 101.15).
Передача другим НПО. Опять-таки под другими НПО имеем в виду те, которые не упомянуты в п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. Скажем, те же ОСМД или благотворительный фонд, которые не содержатся за счет средств госбюджета. А еще органы местного самоуправления, которые почему-то выпали из вышеприведенного перечня. Такие НПО под спецнорму п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ не попадают.
Получается, в всех отношении них срабатывает общее правило (см. п.п. 14.1.191 НКУ), по которому безвозмездная передача товаров для целей НДС является их поставкой? Да.
В то же время для благотворительного фонда есть другая спецнорма, причем действует она независимо от военного положения. Согласно п.п. 197.1.15 НКУ
безвозмездная передача товаров благотворительной организации освобождается от НДС
Поэтому на такие безвозмездные передачи нужно составлять льготную НН с отметкой «Без НДС». В зависимости от того, является ли такая организация плательщиком НДС, это будет НН или на неплательщика, или на конкретное лицо, зарегистрированное плательщиком НДС.
К тому же если товар был приобретен с входящим НДС (для товаров, которые мы здесь рассматриваем, такое возможно в случае их приобретения до введения генераторной льготы), придется начислять компенсирующие НО согласно п. 198.5 НКУ и распределительные компенсирующие НО согласно ст. 199 НКУ (подробнее об этом читайте в статье «НДС при благотворительности» // «Налоги & бухучет», 2022, № 30).
Впрочем, от всей этой мороки можно избавиться, если вспомнить о генераторной льготе, предусмотренной п. 71 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. Согласно ему
операции по поставке на таможенной территории Украины товаров энергетического профиля, включенных в Перечень № 224*, освобождаются от обложения НДС
А раз так, то освобождение распространяется и на безвозмездную передачу товаров энергетического профиля. То есть не надо начислять НДС на стоимость генератора, павербанка, зарядной станции и т. п. при их безвозмездной передаче, причем кому угодно.
К тому же в случае осуществления операций, освобожденных в соответствии с п. 71 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, в отношении таких операций не применяются положения п. 198.5 и ст. 199 НКУ.
Поэтому по остаткам товаров энергетического профиля, приобретенных или импортированных с НДС, который был включен в налоговый кредит (НК), начислять компенсирующие НО при их безвозмездной передаче не придется. При этом сам НК сохраняется невзирая на использование товаров в льготных операциях. К тому же не придется делать и распределение НДС по тем товарам (услугам), которые были одновременно задействованы в налогооблагаемых и необлагаемых налогом операциях.
Что касается НН по операциям, освобожденным от НДС на основании генераторной льготы, то ее надо составить. Причем только одну — льготную (с отметкой «Без НДС»), исходя из фактической цены поставки товаров (в нашем случае «0»). Остальные подробности заполнения граф такой НН — в БЗ 101.16. При льготных поставках составлять НН на минбазу не надо. Ведь в любом случае такие поставки НДС не облагаются.
В завершение отметим, что будет действовать генераторная льгота, вероятно, не дольше чем до 30.06.2023. Поэтому после этой даты безвозмездная передача товаров энергетического профиля:
— армии и другим получателям, перечисленным в п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, и в дальнейшем не будет сопровождаться никакими НДС-последствиями. По крайней мере до 18.08.2023 (до этой даты пока что продлено ВП);
— благотворительным организациям — будет освобождаться от НДС на основании постоянной льготы из п.п. 197.1.15 НКУ;
— остальным НПО (кроме тех, которые названы в предыдущих двух позициях) — будет облагаться НДС по общим правилам налогообложения безвозмездных передач.
Выводы
- Никаких налоговоприбыльных разниц при безвозмездных передачах любых товаров в пользу ВСУ, а также других получателей, перечисленных в п.п. 69.5 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, не возникает. Вместе с тем вынуждены предостеречь, что фискалы не разделяют такого всеобъемлющего освобождения на основании именно этой нормы.
- Безвозмездная передача товаров, которые определены в п.п. 69.6 подразд. 10 разд. XX НКУ, тем НПО, которые не содержатся за счет средств государственного бюджета, должна сопровождаться благотворительной корректировкой по п.п. 140.5.9 НКУ.
- При предоставлении гуманитарной помощи НПО, которые являются ее получателями (приобретателями) согласно Закону № 1192, в том числе тем, которые не содержатся за счет средств государственного бюджета, корректировки по п.п. 140.5.9 НКУ не проводятся, если такая гуманитарка оформлена по всем правилам.
- Без начисления как минбазных, так и компенсирующих НО по НДС можно передавать фактически любые товары, в том числе и все те, которые подпадают под генераторную льготу, в пользу ВСУ и других получателей, перечисленных в п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ.
- При безвозмездных передачах товаров энергетического профиля тем НПО, которых нет в п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, предоставителя от начисления НДС пока что спасает генераторная льгота. После ее отмены такие безвозмездные передачи благотворительным организациям будут освобождаться от НДС по п.п. 197.1.15 НКУ, а остальным НПО — будут облагаться налогом по общим правилам.